Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

История матриархата и смена его на патриархат.

Человек привык считать себя хозяином природы. И мало кто задумывается над тем, что более четырёх пятых времени своего существования (около 35 тысяч лет) человечество было частью окружающей среды, гармонично в неё вписывавшейся. Жизнь людей напрямую зависела от погоды, от количества диких животных, на которых люди охотились, урожая съедобных дикорастущих растений. Это – время палеолитического (древнекаменного) периода, когда первобытный человек не имел ещё домашних животных, и если умел заниматься посевами чего-либо съедобного, то в очень небольшом количестве (так как не было ни настоящих сельскохозяйственных орудий, ни удобрений). Я имею в виду людей современного типа, появившихся около сорока тысяч лет назад, поскольку исследования 90-х гг. прошлого века показали, что более ранние люди неандертальского типа предками современного человека не являлись.

Первобытные люди палеолита жили племенами в несколько десятков человек, происходившими от одного предка. Племя селилось в пещере или какой-нибудь промоине на берегу реки, заслоняя вход в природное жилище нагромождениями веток и разжигая внутри костёр для обогрева и приготовления пищи. Успех выживания в таких условиях напрямую зависел от умения раздобыть, развести и поддержать огонь; правильно оборудовать и утеплить жилище; найти, своевременно собрать и сохранить пищу – съедобные плоды, корни, мелкую живность и добыть на охоте зверя.

Современный человек не выживет в диком лесу без спичек, подходящей одежды, ножа, а первобытные люди десятки тысяч лет своими руками обеспечивали себя всем необходимым, населяя даже северную тайгу у самых границ тундры. Конечно, смертность, особенно детская, была очень высокой – люди не знали элементарных санитарных правил, не умели лечить болезни. А также многие взрослые погибали от травм, полученных на охоте. Однако необходимое для продолжения рода количество людей всё равно выживало и оставляло за собой потомство.

Первобытный труд был очень сложен и кропотлив. Всё делалось вручную. Следить за костром, шить одежду примитивными иглами, разделывать добытых на охоте животных такими же примитивными орудиями труда, готовить пищу, подолгу бродить где-нибудь в лесу, выискивая и собирая съедобные плоды, ягоды, грибы требовало большого терпения и внимания. Рутинной работой проще было заниматься женщинам. Мужчины тратили на это меньше времени, так как их заботы были тяжелее в физическом плане: охота, рыбная ловля, сооружение жилищ. В целом же то, что добывали мужчины, обрабатывали и делали пригодным к употреблению женщины, поэтому их труд был основой жизни первобытного общества.

Таким образом, женщины играли основную роль в хозяйстве, а потому возглавляли племя. У многих сообществ даже существовал культ женского пола, и археологи часто находят первобытные статуэтки, изображающие человека, из кости и камня, где хорошо видны типично женские очертания. Система преобладания роли женщины в общественной жизни называется матриархатом, что в переводе с греческого означает «матеревластие».

Около семи тысяч лет назад наступает неолитический (новокаменный) период. В это время у человека появляются домашние животные, из костей и жил которых (и тех, что добыл на охоте) он делает новые более современные орудия труда и с их помощью расчищает землю под посевы. Рубка деревьев, вспашка полей, охрана домашних животных от хищников требует больше и больше мужского труда. Человек расселяется и там, где нет естественных укрытий в виде пещер, и постройка жилища тоже ложится на плечи мужчины. Наконец, увеличение достатка порождает у людей и зависть, и алчность: представителям некоторых племён кажется, что проще отобрать скот и зерно у соседей, чем выращивать самим. Возникает необходимость охраны хозяйства от чужаков и этим занимаются опять же мужчины. Они играют всё большую роль в производстве, в обеспечении благосостояния племени, а роль женщины сужается до занятия домашними делами.

Конечно, матриархат уходил не разом, а постепенно, по мере медленного ещё возрастания роли мужчины в хозяйственной деятельности, и даже в античную эпоху у некоторых кочевых племён сарматов во главе стояли женщины. Но всё большее место в общественной жизни занимал мужчина – производитель, труженик, защитник; он становился главой семьи, племени, а когда появились первые государства – и правителем страны. Наступила эпоха патриархата – «отцевластия». В эпоху патриархата закончилась первобытная эпоха, эпоха бронзы, прошли античные времена, Средневековье, наступило Новое время.

Сейчас основой хозяйства является механизированный труд, который, в общем-то, под силу и женщине. Поэтому мы сегодня наблюдаем некую частную «реставрацию» матриархальных традиций, о чём человечество уже не одно тысячелетие и думать-то перестало. Женщина в семье подчас зарабатывает больше мужчины, слабый пол не чуждается таких профессий, как машинист, водитель, директор и даже возглавляет государства. Но всё же перевозить грузы на большие расстояния, управлять комбайном или подъёмным краном, составлять программы для компьютеров больше по нраву людям активным, любящим частые перемены и новые открытия, тем, кому присущ некий авантюризм. То есть, опять-таки мужчинам. Поэтому и в современном обществе мужчины в целом воспринимаются всё-таки авторитетнее женщин, и на руководящих должностях сильный пол всё равно занимает больше мест. То есть, несмотря на появление в наши дни некоторых элементов матриархата, в целом общество сегодня всё-таки остаётся патриархальным.

Хороший коммент к статье оставила Анастасия:

"При матриархате появилось уважение к старшим, женщине, всем сородичам и гостям, было развито гостеприимство, обряды посвящения во взрослую жизнь, уважение традиций, женщины брали инициативу в вопросах сватовства, было отвращение к инцесту, существовало нравственное осознание родства, самоотверженное отношение к труду и защите рода, скромность, появилось множество правил, регламентирующих как проявление уважения, так и гигиену и др., появились традиции врачевания, и т.д.
К сожалению, с приходом патриархата в обществе появилась не только защита хозяйства, но и насилие в роду, притеснение творческого потенциала молодежи, уход от традиций добропорядочности к традиции повиновения и притеснения женщин, многоженство вместо парного брака, женщина становится обменной монетой, появляются кровосмесительные браки и т.п. Также возникает экономическое неравенство и вражда между семьями и племенами. Религиозные институты со всем широкими традициями отпевания грехов и принесения денег властьимущим божественным помазанникам также появляются в этот период. Вот и делайте выводы о лидирующем положении патриархата, его целесообразности и желательности в обществе
".

Источник
Tags: матриархат, причины падения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments