Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Миф о Богине - Матери.

Автор - Елена МЕДКОВА, научный сотрудник ИХО РАО

Материнское лоно земли

В многочисленных фигурках массивных палеолитических «венер», в большинстве абстрактных знаков подчёркивается огромное животворящее чрево женщины, «место таинственного зарождения новых жизней единоутробного в историческом смысле коллектива». Пещера как лоно земли обладала теми же признаками (тотальное преобладание внутреннего над внешним, сложное извилистое строение, тьма, единство входа/выхода, подобие выхода из пещеры и чрева матери) и соответственно теми же функциями. По логике мифологического мышления она могла быть всеобъемлющей космической моделью богини, порождающей все формы жизни и содержащей в себе весь мир.

Ритуальный сосуд 2-й половины III тыс. до н.э. — «кикладская сковорода» (1) — представляет собой плодоносящее лоно, в котором заключён целый мир/море. Среди бесконечной вязи волн/спиралей мужское начало возникает в виде ладьи. Этот образ позднее появится в греческом килике «Дионис в ладье» (2), в этрусском зеркале из Миннеаполиса (полуфигура Гелиоса с раскинутыми в форме ладьи руками, выходящего из океана), в стихах, где обыгрывается оппозиция «море/челн».

18-1

К сожалению, нет точных указаний на человеческий, а не звериный облик пещеры, хотя в том же неолитическом святилище в Чатал-Хююке богиня в позе роженицы производит на свет быка, из чего можно сделать вывод, что именно антропоморфный образ порождает животных, а не наоборот (3).

Первый троичный образ

Материал малых скульптурных форм даёт дифференциацию женских фигурок по возрасту и детородным возможностям: 1) худощавый тип соответствует функции девы, начала начал (4); 2) «классический» тип Венеры из Виллендорфа соответствует функции матери, подательницы жизни (5); 3) тучный тип с оплывшими формами — функции старухи/смерти (6). В троичном образе богини зафиксированы первые представления о времени — времени циклическом, телесно связанном с жизнью человека.

18-2

18-3

Позднейший фольклорный материал подтверждает представления о взаимосвязи трёх ипостасей богини-матери. В кельтской мифологии богиня Зимы, злая одноглазая Кайблеах («старая женщина»), которая всё замораживает своим жезлом, 1 февраля отправляется на остров Юности и, искупавшись на рассвете в источнике молодости, становится богиней весны — юной Бригиттой. Это открывает новый жизненный цикл в природе.

Первобытный феминизм

Палеолит был временем полного доминирования, по крайней мере в сакральной области, женского начала. Об этом говорит распределение женских и мужских абстрактных знаков (7) в палеолитических храмах/пещерах.

18-4

По подсчётам А. Леруа-Гурана, знаки женского типа (до 91%) концентрируются в центральных и альковных (прообраз апсиды), наиболее сакральных помещениях, в то время как знаки мужского типа располагаются (до 61%) на периферии, у входа, в переходах, в самом конце пещерных комплексов.

Можно констатировать, что на уровне палеолита появились представления о ещё одной фундаментальной оппозиции в представлениях человека, оппозиции «мужское — женское». Мужские и женские знаки взаимно дополняют друг друга до целостности.

На знаковом уровне можно проследить этот процесс на примере дополнения периферии пещерных изображений женскими знаками (31% от общего количества), а центральных — мужскими (9%). Примером образного уровня является рельеф «Женщины с рогом» из Лосселя (8), где рог символизирует мужское начало. Встречаются и абстрактные комбинации половых органов мужчины и женщины в единой скульптурной композиции. По мнению А. Столяра, подобные сочетания являются первой попыткой абстрактного выражения понятия «человек», что позднее породило греческий миф об андрогинах.

18-5

В дальнейшем оппозиция «мужское — женское» воплотилась в мифе о творении, сутью которого было разделение супружеской пары богов (Геб — Нут, Гея — Уран и др.), а земледельческий сезонный миф плодородия закрепил формулу: бессмертная богиня и её смертный (сезонный) партнёр — супруг/сын (Инанна — Думузи, Афродита — Адонис, Исида — Осирис). Об архетипической сути образа богини-матери в наиболее обобщённом виде сказано у К.Г. Юнга.

Источник

Tags: Мать Земля, венеры, мифология, символика
Subscribe

  • "Колесо" архаичного мышления.

    " Согласно традиционным африканским представлениям, жизнь никогда не кончается, если она организована разумно, то есть выверенным поколениями…

  • Самый древний портрет женщины.

    Самый старый из известных портретов женщины, вырезанный из бивня мамонта около 26 000 лет назад. Его высота составляет менее 5 см, а его…

  • О похолодании около 6200 г. до н. э.

    Прорыв приледникового озера Агассис в Атлантический океан около 6200 г. до н. э. привело к спуску в океан до 200 тысяч км 3 холодной пресной воды…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments