Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Золотой век матриархата. Культ Великой Матери (1).

                                
                                                                                                                                "Склоняясь ниц, овеян ночи синью,
                                                                                                                                Доверчиво ищу губами я
                                                                                                                                Сосцы твои, натёртые полынью,
                                                                                                                                О, Мать - земля!"
                                                                                                                                (Максимилиан Волошин)
                                      
                                                                               
Однажды этрусский царь Тарквиний Гордый (534 - 510 гг. до Р. Х.) снарядил в Дельфы посольство, состоявшее из двух его сыновей и родственника Брута. Покончив со своим официальным поручением, юноши обратились к оракулу по личному делу - а именно с вопросом, который из них унаследует власть царя. Оракул ответил устами девы-пифии: "Тот, который первый поцелует Мать". Оба Тарквиния поняли эти слова в прямом смысле и наперегонки побежали домой; один только Брут догадался об их сокровенном значении: нарочно поскользнувшись, он упал и незаметно поцеловал землю.

"Богородица - что есть, как мнишь?" - "великая Мать, отвечаю, упование рода человеческого". - "Так, говорит, Богородица - великая Мать - сыра земля есть, и великая в том для человека заключается радость. И всякая тоска земная, и всякая слеза земная - радость накм есть; а как напоишь слезами своими под собой землю на пол-аршина в глубину, так тотчас о всё и возрадуешься. И никакой, никакой, говорит, горести твоей больше не будет; таково, говорит, есть пророчество". Запало тогда мне это слово. Стала я с тех пор, на молитве, творя земной поклон, каждый раз землю целовать; сама целую и плачу..." - Так в "Бесах" Достоевского Марья Тимофеевна Лебядкина вспоминает свой разговор с нищей странницей - юродивой, Лизаветой Блаженной, в глухой русской обители.
Члены "примитивного" [1] дравидского племени байга (Центральная Индия) вплоть до XX века занимались только миграционным земледелием; они сеяли исключительно в золе, остающейся после того, как часть джунглей оказывается уничтоженной пожаром. На все эти тяготы и лишения они обрекали себя потому, что считали грехом "раздирать лоно своей Матери - земли плугом".

Американо-индейский шаман Смохалла, из племени уматилла, отказался пахать землю. "Грех, - сказал он, - рубить или резать, рвать или царапать нашу общую Мать, занимаясь земледелием", - и добавил: "Вы говорите мне копать землю? Я что, должен взять нож и вонзить его в грудь моей Матери? Но тогда, после того, как я умру, она не примет меня снова к себе. Вы говорите мне копать и выбрасывать камни. Что же, я должен увечить её плоть, чтобы стали видны кости? Тогда я больше никогда не смогу войти в её тело и родиться заново. Вы говорите мне косить траву а жать хлеба, чтобы стать богатым как белый человек. Но как я могу осмелиться резать волосы моей Матери?"

Эти слова были произнесены немногим более столетия назад. Но они имеют глубинную связь с архаическими временами Предыстории, с Золотым веком матриархата и культом Великой Матери.



Культ Великой Матери восходит к самым отдалённейшим временам. На огромном пространстве от Пиренеев до Алтая и по сей день находят женские статуэтки, вырезанные из камня и кости. Все эти изображения, древнейшее из которых найдено на территории Австрии [2], условно называют "венерами". Создателей этих фигурок разделяли тысячи километров и тысячи лет, но действовали они как бы по одной общей программе, ибо все "венеры" поразительно близки друг другу по стилю [3].  Если попытаться выделить черты, характерные для женских статуэток, то это будут: миниатюрность [4], нагота, статичность, акцент на специфические черты женщины-матери, намеренное безразличие к передаче черт лица - вместо него отполированная поверхность [5], а также к передаче рук и ног.

Предельно обобщённые, безличные формы подавляющего большинства женских палеолитических статуэток, их широкое распространение [6], а иногда и местоположение, зафиксированное при раскопках, явно указывают на их культовый характер. Отсутствие деталей лица и иных индивидуальных признаков свидетельствует о том, что их изготовители тщательно избегали какой бы то ни было конкретизации, заботясь лишь о символическо-иконографическом изображении духовной реальности. Наиболее символичны - костяная статуэтка, найденная в деревне Костёнки (Воронежская область), и так называемая "Савиньянская венера" (Модена, Италия).

Венера из КостёнокСавиньянская венера






























Руки у обеих фигур едва намечены, а голова савиньянской статуэтки в точности повторяет коническую форму, которую первобытный художник придал как бы сросшимся и лишённым ступней нижним конечностям. В результате силуэт фигуры принял правильную веретенообразную форму. Задача в данном случае заключалась не в воспроизведении конкретной фигуры, а в создании обобщённого образа женщины - праматери.

Это из её Мировой Вульвы произошёл весь род человеческий. В Древней Греции форма порождающей вульвы отразилась в последней букве алфавита - омегеОмега, возвращающей нас снова к "беременной" альфе в знак рождения, следующего за концом жизни. альфаТо, что мы называем жизнью и смертью, лишь два разных момента в общей судьбе Матери - Земли: жизнь есть ни что иное как отделение, выход из земной (= материнской) утробы, смерть же означает возвращение в "материнский дом". Поэтому главное, что стремился выразить, выделить, подчеркнуть первобытный художник, - это органы деторождения и кормления Матери. Она не только кормит своих детей, но и воскрешает их после смерти. Художник как бы внушал себе и своим соплеменникам: не бойтесь смерти, ибо у неё женское лицо, лицо нашей любящей Матери, готовой принять нас в своё лоно Родительницы и Кормилицы. Смерть возвращает нас в то состояние райского блаженства, в котором мы пребывали прежде рождения

При этом вполне возможно, что женские статуэтки давали в руки людям, лежащим на смертном одре, дабы они, созерцая образ Матери, не падали духом при расставании со своим телом в момент Перехода [7].

Так было в начале мира, а в конце ап. Иоанн Богослов, утешая верующих в предвидении кончины мира сего, созерцает духовным взором "Жену, облечённую в солнце; под ногами её луна, и на голове её венец из двенадцати звёзд. Она имела во чреве... И родила она Младенца" (Откр. 12:, 1, 2, 5). О ней, о Матери, первая и последняя мысль человечества: Ею всё началось и, может быть, Ею же кончится...

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1]
Выражения типа "примитивное племя", "примитивная религия" и т. п. употребляются нами не в оценочном, а в терминологическом смысле как синонимы для сочетаний со словами "первобытное" и "архаическое"

[2] Это знамения "венера" из Виллендорфа с 7 концентрическими кругами на голове. Её возраст датируется XXV - XVIII тысячелетиями до. Р. Х.

Виллендорфская венера

3] В качестве примера можно указать на удивительное сходство между Виллендорфской "венерой" и одной из статуэток, найденных в конце 20-х годов XX века советским археологом С. Замятниным на Дону, в палеолитической стоянке у деревни Гагарино (Липецкая область).

Гагаринская венера

[4] Размер фигурок около 15 - 20 сантиметров.

[5] В этом отношении "венеры" напоминают традиционные куклы, такие же "безликие".

Традиционная кукла

В редких исключениях (в основном в Сибири) на лице "венер" обозначены нос, глаза, но ни разу - уши.

[6] "Венеры" не находят южнее Пиренеев и соответствующей им широты.

[7] По мнению ряда учёных, женские статуэтки являются свидетельством существования культа духов Матери - земли, который был характерен для архаических общин. Культ этот хорошо известен по верованиям различных охотничьих племён, таких, например, как алеуты и эскимосы XVII - XVIII веков н. э., образ жизни которых, обусловленный суровой арктической природой и охотничьим хозяйством, обнаруживал наибольшее сходство с бытовым укладом верхнепалеолитических охотников приледниковых областей Европы и Азии. В остатках древних эскимосских поселений повсюду находят женские фигурки, вырезанные из кости и дерева, в том числе и такие, которые поражают своим сходством с лучшими палеолитическими "венерами". Этнографы установили, что подобные изображения, как правило, создавались тогда, когда умирал любимый человек. Этим "куклам" давали имена умерших, души которых хотели удержать в семье. Иногда в этих фигурках делалось углубление, куда вкладывали волосы покойника. Таким образом, эти "куклы" являлись вместилищами душ умерших родственников. И с этими "куклами" играли эскимосские девочки. Спали вместе с ними. Брали их с собой в уединённое жилище, когда наступало время инициации. В это время душа покойного сородича, которая находилась в "кукле", переходила в тело девочки - подростка. (Сохранившийся до наших дней обычай называть родившихся девочек именами бабушек, а мальчиков - именами дедушек, косвенно подтверждает эту реконструкцию верований первобытности.)
Tags: архаический мир, венеры, инициация, матриархат, традиционные общества
Subscribe

  • О матрилинейном наследовании у дравидов.

    Традиционные формы наследования земли. Источник картинки. Как видим, матрилинейное наследование сохранилось на крайнем юге Индостана, там, где…

  • Взлёт и падение Анасази.

    Про древних обитателей каньона Чако говорилось в О матрилокальных браках у индейцев пуэбло. Сейчас там находится национальный парк Меса Верде…

  • Гуцулы сохранили дух Старой Европы?

    Глядя на одежды альпийских ладинов-мужчин, я вспомнил про карпатских гуцулов. У них мужчины тоже носят яркие одежды. Может быть, и гуцулы в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments