Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Символика луны.

Пожалуй, о лунной символике написано больше, чем о каком-либо ином символе. Однако на 99%  вся эта писанина представляет собой ни что иное как бред сивой кобылы, повторять который мы, естественно, не имеем ни малейшего желания.

Итак, попытаемся разложить всё по порядку.

В Ригведе Суриа (солнце) - невеста, Сома (луна) - жених. Аналогичным образом в Эдде луна и солнце - муж и жена.

В неолитическом мире матерью солнца была Великая Богиня. Великая Мать - земля "рождает" из себя солнце каждое утро (появляющийся на горизонте диск солнца напоминает голову ребёнка, выходящую из материнского чрева при родах). Следовательно, отцом солнца должен быть супруг Богини, а луна счиналась одной из его ипостасей.

Супругом Великой Богини был бог преисподней, который в поздней патриархальной мифологии представлялся хромым. К. Д. Лаушкин в статье "Баба Яга и одноногие боги" так объясняет эту хромоногость: "О Гефесте было известно, что он сильно хромал - даже ходить один не мог, его поддерживали две выкованные из золота рабыни. Греки объясняли хромоту тем, что Гера, пораженная уродством сына, сбросила его с Олимпа, и он при падении повредил ногу. Но это позднее объяснение. Более ранние мифы помнили, что Гефест был хромым от рождения. В чем же состояло первоначальное уродство? Ответ находим в мифе о сыне Гефеста Эрихтонии. Его воспитывала Афина. Однажды она передала младенца в закрытом ящике дочерям Кекропа, запретив при этом заглядывать в ящик. Девушки нарушили запрет, открыли ящик и увидели, что тело младенца переходило в змеиный хвост. Уродство, которое удалось замаскировать отцу, обнаружилось у сына." Лаушкин сформулировал чёткое правило: "если у мифологического существа неладно с ногами, то ищите змею".

Итак, месяц, как бог преисподней, представлялся в виде змея. Ср. греческое Hades, Aides и соответствующие им славянские гад и ад. Этимологическое родство слов змея и земля показывает, что это пресмыкающееся было связано с Матерью Сырой Землёй. Змеи обитали у воды, а эта стихия традиционно ассоциировалась с миром мёртвых. Этих пресмыкающихся человек традиционно изображал волнистой линией, точно так же, как он изображал воду. В древнем искусстве есть изображение змеи, свернувшейся спиралью, и на этом основании можно заключить, что спираль обозначает змею.

Солнце пребывает поочерёдно то в небе, то под землёй. "Ночной путь солнца" есть прохождение подземного лабиринта, который есть аналог спирали. Лабиринт и спираль являлись священными символами эпохи матриархата. Змея в эпоху матриархата воспринималась не как враждебное, а как благодетельное к человеку существо. Знак змеи часто изображался на женских статуэтках эпохи неолита. Змея есть воплощение мудрости, на что указывает её греческое наименование "ophis" - за исключением одной буквы являющееся анаграммой слова "sophia" (мудрость). Змей обитает под землёй, воплошая - помимо всего прочего! - духи мёртвых, - именно поэтому ему известны все тайны, он провидит будущее и является источником мудрости. После свержения власти женщин змей, как один из наиболее ярких атрибутов их правления, из защитника незамедлительно превратился в губителя, вселявшего вместо почтения ужас в сердца людей.

Этот ужас в наиболее яркой степени проявился в легендах древних греков о Минотавре в лабиринте. Если раньше, во времена матриархата, прохождение лабиринта мыслилось исключительно в положительных категориях, как очищение, обновление, рождение заново, то в более поздние патриархальные времена лабиринт стал представляться как местообитание быкоголового чудовища.

Кстати, именно здесь, в легендах о быкоголовом Минотавре в лабиринте, проявилась ещё одна ипостась луны. Луна представлялась в виде быкоголового сына Великой Матери. Символика быка запечатлена во многих мифологических системах: в неолитической культуре Чатал-Хуюка (Малая Азия VII - VI тысячелетий до Р. Х.), на Крите, в Средней Азии, Иране и Индии. Apis - священный бык в Древнем Египте; его имя сопоставляется с греческим ophis - "змея". В вавилонской мифологии Apsu - супруг Тиамат. Практически во всех традициях бык олицетворял лунное божество. Бык стал аналогом луны в силу ассоциативной связи, возникшей из-за сходства рогов и полумесяца. М. Кёниг утверждает также, что многочисленные изображения бизонов в искусстве палеолита не отражают охотничью магию, но символичны; по его мнению, изображение, например, бизона со стрелой в боку символизирует "смерть" луны, то есть безлунные ночи.

Лунный цикл совпадает с женским менструальным циклом, и поэтому в мифологическом сознании возникло представление о том, что бог луны вызывает переодическое ежемесячное недомогание женщин. Во время новолуния Луна в течение трёх суток остаётся невидимой; считалось, что именно в это время лунный бык спускается с небес для того, чтобы вступить в контакт с женщинами. Контакт происходил или в глубине пещер, или в отдельной хижине, или в тёмном чулане, куда удалялись женщины в период их менструаций.

Бог - сын и супруг Великой Матери - был одновременно быком и фаллосом. Но бык - жертвенное животное. (Кстати, отсюда - оскопления мужчин в культе Кибелы.) Рога быка стали самыми первыми сосудами, из которых пили вино. Так появился "рог изобилия", и бог преисподней стал дарителем богатства, "скотьим богом", "зототым тельцом".
Tags: Баба-Яга, Греция, бык, змеи, луна, менструация, мифология, символика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment