Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Про юкагиров.

Большинство учёных считает, что в древности (VII тыс. лет до н. э.) юкагиры проживали на огромном пространстве от Енисея до Чукотки и являлись носителями Ымыяхтахской археологической культуры. Об их многочисленности говорят якутские предания, которые называли северное сияние "дьукээ-бил уоттара" — трансформированное "юкагирские огни", считая его от­светом костров множества юкагирских стойбищ. Некоторые птицы, по мне­нию якутов, стали черными, так как они пролетали над очагами юкагиров и закоптились. Некоторые предполагают, что в то же время они населяли и территорию Аляски (культуры Нортон и Ипиутак), но в дальнейшем оттуда таинственно исчезли.

чудь белоглазаяЭто напоминает такое же таинственное исчезновение чуди белоглазой. Среди сохранившихся легенд о чуди в Верхокамье повторяются общие сюжеты о сопротивлении славянским пришельцам и христианизации. Местом её обитания называется лес, жилищем — землянки. Для обороны чудь строила земляные крепости, остервенело оборонялась, а при неудаче — бежала глубже в леса или убивала себя. Записана и легенда о том как чудь «ушла под землю» — вырыла большую яму с земляной кровлей на столбах, и погребла себя, подрубив столбы.

mazzarino говорит, что у осетин очень странные представления о древних народах, живших прежде них:
гумиры (киммерийцы?) - все вымерли (указание в нартских сказаниях);
царциаты - все вымерли, возможно в результате массового самоубийства (указание в царциатском цикле и пословицах);
уаиги - все вымерли в результате эпидемии и голода в суровую зиму (указание в царциатских сказаниях);
нарты - выкопали себе могилы и бросились в них, после постигших бедствий (сказание нартовского цикла "Гибель нартов").

Так что тут, похоже, картина универсальная: первобытные народы точно так же не выдерживают столкновения с цивилизованными народами, как и животные, и вместе с животными исчезают с лица земли.

offen сообщает, что
причины исчезновения юкагиров банальны и прозаичны: столкновения с русскими, якутами, эвенами, коряками, захват наиболее знатных юкагиров в аманаты — заложники, где они чаще всего умирали, увод девушек и женщин и, в довершение всего, эпидемии обескровили народ. В целом к концу XVII в. численность юкагиров сократилась на 44%. Современные исследователи сходятся во мнении, что юка­гиров к концу XVII века оставалось 5—6 тысяч человек.

Некий Атас добавляет от себя: "Как пишет академическая история, сокращению числа юкагиров способствовали такие веские обстоятельства.
В середине 17-го века 10 процентов юкагирских женщин, т.е. практически все молодые женщины детородного возраста,насильно держались в русских крепостях (в роли наложниц, "товара" для купли-продажи и пр.). Что интересно, чукчанок казаки не брали в наложницы (скорее всего, боясь ножа в спину).
Также, юкагиров добили эпидемии не "местного" происхождения, импортированные пришлыми казаками...
Заключительный аккорд -- бесконечные войны с непобедимыми чукчами".

юкагирыПодлинной катастрофой для юкагиров стали болезни, принесенные рус­скими и неизвестные одулам, чей организм был беззащитен перед ними. Начиная с XVII в. главным незримым врагом юкагиру была оспа — по юкагирской номенклатуре "большая болезнь". "На туземцев она наводит панический страх,— писал об оспе А. Аргентов.— Самые лютые (знамени­тые) шаманы в робость приходят от оспы и к пораженному ж страдальцу не осмелятся приступать… Паника усиливает эпидемию". По данным Ар-гентова, в XVII—XVIII вв. и первой половине XIX в. эпидемии повторя­лись через каждые 70—80 лет. Первая известная нам эпидемия оспы нача­лась в 1663 г.

Из фольклора: по преданиям первую эпидемию оспы русские вызвали, чтобы пода­вить сопротивление юкагиров. Одулы представляли эту болезнь в виде русоволосой жен­щины, которая ловила и поедала юкагирские тени, т.е. души.

Алкоголь, привнесённый в культуру народов Севера в последние столетия, оказался врагом номер один оленеводческих и рыболовецких этносов. Потому что у жителей тундры и субарктики в организме практически не вырабатывается фермент алкогольдегидрогеназа, этиловый спирт не перерабатывается организмом. Из-за пьянства за сто последних лет на русском Севере вымерло свыше 60 малых народов и народностей, у каждой из которых был свой язык и свои цивилизационные особенности.

В семейной обрядности интерес представляет обычай стеснения — неговорения, широко распространённый в старые времена. Согласно нему, определённым группам родственников запрещалось прямое общение — разговор, касание друг друга, даже прямой взгляд. При необходимости все контакты осуществлялись с помощью других родственников, в случаях отсутствия посредников — обращение шло в третьем лице через предметы. Запреты были столь строги, что даже известны случаи, когда при случайном контакте люди умирали от испуга.


Арангас - ритуальное воздушное захоронение шаманов 2Почти до середины XIX века юкагиры хоронили на арангасах — надземных погребениях, обычно стоявших на 2—4 столбах. Захоронения у юкагиров "совершались на деревьях или столбах в деревянном ящике (шаадабут), у тундренных юкагиров на одежде покойника делались специальные надрезы, у верхнеколымских - лицо покойника закрывали покрывалом (ньаасьэ шубул или ньаасьэбул), т.к. грехом считалось смотреть на его лицо. Своеобразным юкагирским элементом был обычай расчленять тело умершего шамана, кости которого, зашитые в специальные мешочки, его родственники использовали как амулеты или для гадания, а из головы изготовлялась кукла.

В социальной жизни юкагиров преобладали традиции матернитета (пережитков матриархата) и матрилинейности (родство по материнской линии). До прихода тунгусов в северо-восточную Якутию юкагиры жили небольшими материнско-родовыми общинами, в которых счет родства велся по женской линии.


Калым отсутствовал. Жених у лесных юкагиров в течение некоторого времени выполнял разную работу в семье невесты. Получив согласие семьи на брак, жених приносил своё имущество в дом тестя, и оставался жить там. У тундренных сватовство начиналось после того, как родители получали согласие дочери. Оно сопровождалось определенным обрядом: после изложения сватом просьбы жениха выдать за него дочь, ее отец брал топор и валил в лесу сухое дерево. Жених должен был поднять дерево и перебросить через чум своей невесты. Если жених не устраивал почему-либо родителей или невесту, дерево выбиралось потолще - такое, какое было не под силу поднять одному человеку.


Существовали у таежных юкагиров пережитки т.н. "гостеприимного гетеризма": укладывали гостя с незамужней женщиной или девушкой [1]. Совместная постель, однако, не означала, что женщина была безропотным орудием гостеприимства. Старые юкагирки говорили Иохельсону: "Умная женщина не снимет передника, если не любит".

В дальнейшем в результате тесного взаимодействия с тунгусами архаические основы юкагирского общества были частично разрушены, а частично видоизменены в сторону отцовского начала.


Ценными и почитаемыми, переходящими из поколение в поколение предметом считался серебряный или бронзовый диск, прикрепляемый к одежде на груди, т.н. “грудное солнце”. Поклонялись священным камням, персонифицировавшим женское начало. Культ предков был связан с культом священных деревьев.

По сохранившимся данным у юкагиров было 13 месяцев, что доказывает наличие лунного цикла.

Именно традиционное мировоззрение юкагиров явилось почвой для возникновения стойкого мнения о «лености» и «легкомысленности» представителей юкагирского народа. Юкагиры считают, несмотря на все удары судьбы, что у природы нельзя брать сверх того, что нужно в этот момент. Если же удача улыбнулась и появился излишек, то его нельзя присваивать, нужно делиться с остальными. Это наглядно проявляется в обычае «хартат, хартак», аналог эвенского «нимат» - обязательной раздаче мяса и рыбы родственникам и знакомым. Следствием этих же представлений является неумение юкагиров делать запасы на будущее. До недавних пор считалось, что этим наносится оскорбление духам тайги, которые могут отвернуться от охотника.


Из фольклора: фольклор юкагиров сохранил рассказ о первой встрече юкагиров с русскими. Согласно преданию, русские пришли со стороны верховьев Колымы, спуска­ясь по ней на лодках. Это произошло летом, "когда листья на рябине распустились, выросли травки полевые и пели пташки лесные… Однажды вечером заметили, что плы­вет к ним сверху человек с шерстью на лице, с громадным, как шишка берёзы, носом, в котором две черные дыры, подобные норкам горностая. И этот человек, с лесину рос­том, видя, как пляшут на берегу девушки, пристал к берегу, подошел к ним и, схватив одну из них, потащил в лес. Видя это, пришли мужчины с копьями и стрелами, убили его, бросили в реку и сказали: "Откуда ты (река) привела, туда и уведи".
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Я полагаю, что этот обычай - пережиток матриархата, времени, когда женщина была свободна и независима и сама могла выбирать, с кем ей переспать.

Tags: чудь белоглазая, юкагиры
Subscribe

  • "Двоеверие" в Элладе.

    Найджел Пенник говорит, что " в материковой Греции дорийцы сохранили многие старые святилища до-микенских времён. Помимо того, они построили…

  • Афина Спасительница.

    В продолжение записи Языческие храмы как убежища. Плутарх в жизнеописании Солона (Солон, 12) повествует о конце Килонова мятежа. «Уже с…

  • Афина Казуистика, вышедшая из головы Зевса.

    "Помимо Варрона имеется и ещё одно весьма примечательное свидетельство существования материнского права в древнейшую эпоху афинской истории, -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments