Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Про юкагиров.

Большинство учёных считает, что в древности (VII тыс. лет до н. э.) юкагиры проживали на огромном пространстве от Енисея до Чукотки и являлись носителями Ымыяхтахской археологической культуры. Об их многочисленности говорят якутские предания, которые называли северное сияние "дьукээ-бил уоттара" — трансформированное "юкагирские огни", считая его от­светом костров множества юкагирских стойбищ. Некоторые птицы, по мне­нию якутов, стали черными, так как они пролетали над очагами юкагиров и закоптились. Некоторые предполагают, что в то же время они населяли и территорию Аляски (культуры Нортон и Ипиутак), но в дальнейшем оттуда таинственно исчезли.

чудь белоглазаяЭто напоминает такое же таинственное исчезновение чуди белоглазой. Среди сохранившихся легенд о чуди в Верхокамье повторяются общие сюжеты о сопротивлении славянским пришельцам и христианизации. Местом её обитания называется лес, жилищем — землянки. Для обороны чудь строила земляные крепости, остервенело оборонялась, а при неудаче — бежала глубже в леса или убивала себя. Записана и легенда о том как чудь «ушла под землю» — вырыла большую яму с земляной кровлей на столбах, и погребла себя, подрубив столбы.

mazzarino говорит, что у осетин очень странные представления о древних народах, живших прежде них:
гумиры (киммерийцы?) - все вымерли (указание в нартских сказаниях);
царциаты - все вымерли, возможно в результате массового самоубийства (указание в царциатском цикле и пословицах);
уаиги - все вымерли в результате эпидемии и голода в суровую зиму (указание в царциатских сказаниях);
нарты - выкопали себе могилы и бросились в них, после постигших бедствий (сказание нартовского цикла "Гибель нартов").

Так что тут, похоже, картина универсальная: первобытные народы точно так же не выдерживают столкновения с цивилизованными народами, как и животные, и вместе с животными исчезают с лица земли.

offen сообщает, что
причины исчезновения юкагиров банальны и прозаичны: столкновения с русскими, якутами, эвенами, коряками, захват наиболее знатных юкагиров в аманаты — заложники, где они чаще всего умирали, увод девушек и женщин и, в довершение всего, эпидемии обескровили народ. В целом к концу XVII в. численность юкагиров сократилась на 44%. Современные исследователи сходятся во мнении, что юка­гиров к концу XVII века оставалось 5—6 тысяч человек.

Некий Атас добавляет от себя: "Как пишет академическая история, сокращению числа юкагиров способствовали такие веские обстоятельства.
В середине 17-го века 10 процентов юкагирских женщин, т.е. практически все молодые женщины детородного возраста,насильно держались в русских крепостях (в роли наложниц, "товара" для купли-продажи и пр.). Что интересно, чукчанок казаки не брали в наложницы (скорее всего, боясь ножа в спину).
Также, юкагиров добили эпидемии не "местного" происхождения, импортированные пришлыми казаками...
Заключительный аккорд -- бесконечные войны с непобедимыми чукчами".

юкагирыПодлинной катастрофой для юкагиров стали болезни, принесенные рус­скими и неизвестные одулам, чей организм был беззащитен перед ними. Начиная с XVII в. главным незримым врагом юкагиру была оспа — по юкагирской номенклатуре "большая болезнь". "На туземцев она наводит панический страх,— писал об оспе А. Аргентов.— Самые лютые (знамени­тые) шаманы в робость приходят от оспы и к пораженному ж страдальцу не осмелятся приступать… Паника усиливает эпидемию". По данным Ар-гентова, в XVII—XVIII вв. и первой половине XIX в. эпидемии повторя­лись через каждые 70—80 лет. Первая известная нам эпидемия оспы нача­лась в 1663 г.

Из фольклора: по преданиям первую эпидемию оспы русские вызвали, чтобы пода­вить сопротивление юкагиров. Одулы представляли эту болезнь в виде русоволосой жен­щины, которая ловила и поедала юкагирские тени, т.е. души.

Алкоголь, привнесённый в культуру народов Севера в последние столетия, оказался врагом номер один оленеводческих и рыболовецких этносов. Потому что у жителей тундры и субарктики в организме практически не вырабатывается фермент алкогольдегидрогеназа, этиловый спирт не перерабатывается организмом. Из-за пьянства за сто последних лет на русском Севере вымерло свыше 60 малых народов и народностей, у каждой из которых был свой язык и свои цивилизационные особенности.

В семейной обрядности интерес представляет обычай стеснения — неговорения, широко распространённый в старые времена. Согласно нему, определённым группам родственников запрещалось прямое общение — разговор, касание друг друга, даже прямой взгляд. При необходимости все контакты осуществлялись с помощью других родственников, в случаях отсутствия посредников — обращение шло в третьем лице через предметы. Запреты были столь строги, что даже известны случаи, когда при случайном контакте люди умирали от испуга.


Арангас - ритуальное воздушное захоронение шаманов 2Почти до середины XIX века юкагиры хоронили на арангасах — надземных погребениях, обычно стоявших на 2—4 столбах. Захоронения у юкагиров "совершались на деревьях или столбах в деревянном ящике (шаадабут), у тундренных юкагиров на одежде покойника делались специальные надрезы, у верхнеколымских - лицо покойника закрывали покрывалом (ньаасьэ шубул или ньаасьэбул), т.к. грехом считалось смотреть на его лицо. Своеобразным юкагирским элементом был обычай расчленять тело умершего шамана, кости которого, зашитые в специальные мешочки, его родственники использовали как амулеты или для гадания, а из головы изготовлялась кукла.

В социальной жизни юкагиров преобладали традиции матернитета (пережитков матриархата) и матрилинейности (родство по материнской линии). До прихода тунгусов в северо-восточную Якутию юкагиры жили небольшими материнско-родовыми общинами, в которых счет родства велся по женской линии.


Калым отсутствовал. Жених у лесных юкагиров в течение некоторого времени выполнял разную работу в семье невесты. Получив согласие семьи на брак, жених приносил своё имущество в дом тестя, и оставался жить там. У тундренных сватовство начиналось после того, как родители получали согласие дочери. Оно сопровождалось определенным обрядом: после изложения сватом просьбы жениха выдать за него дочь, ее отец брал топор и валил в лесу сухое дерево. Жених должен был поднять дерево и перебросить через чум своей невесты. Если жених не устраивал почему-либо родителей или невесту, дерево выбиралось потолще - такое, какое было не под силу поднять одному человеку.


Существовали у таежных юкагиров пережитки т.н. "гостеприимного гетеризма": укладывали гостя с незамужней женщиной или девушкой [1]. Совместная постель, однако, не означала, что женщина была безропотным орудием гостеприимства. Старые юкагирки говорили Иохельсону: "Умная женщина не снимет передника, если не любит".

В дальнейшем в результате тесного взаимодействия с тунгусами архаические основы юкагирского общества были частично разрушены, а частично видоизменены в сторону отцовского начала.


Ценными и почитаемыми, переходящими из поколение в поколение предметом считался серебряный или бронзовый диск, прикрепляемый к одежде на груди, т.н. “грудное солнце”. Поклонялись священным камням, персонифицировавшим женское начало. Культ предков был связан с культом священных деревьев.

По сохранившимся данным у юкагиров было 13 месяцев, что доказывает наличие лунного цикла.

Именно традиционное мировоззрение юкагиров явилось почвой для возникновения стойкого мнения о «лености» и «легкомысленности» представителей юкагирского народа. Юкагиры считают, несмотря на все удары судьбы, что у природы нельзя брать сверх того, что нужно в этот момент. Если же удача улыбнулась и появился излишек, то его нельзя присваивать, нужно делиться с остальными. Это наглядно проявляется в обычае «хартат, хартак», аналог эвенского «нимат» - обязательной раздаче мяса и рыбы родственникам и знакомым. Следствием этих же представлений является неумение юкагиров делать запасы на будущее. До недавних пор считалось, что этим наносится оскорбление духам тайги, которые могут отвернуться от охотника.


Из фольклора: фольклор юкагиров сохранил рассказ о первой встрече юкагиров с русскими. Согласно преданию, русские пришли со стороны верховьев Колымы, спуска­ясь по ней на лодках. Это произошло летом, "когда листья на рябине распустились, выросли травки полевые и пели пташки лесные… Однажды вечером заметили, что плы­вет к ним сверху человек с шерстью на лице, с громадным, как шишка берёзы, носом, в котором две черные дыры, подобные норкам горностая. И этот человек, с лесину рос­том, видя, как пляшут на берегу девушки, пристал к берегу, подошел к ним и, схватив одну из них, потащил в лес. Видя это, пришли мужчины с копьями и стрелами, убили его, бросили в реку и сказали: "Откуда ты (река) привела, туда и уведи".
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Я полагаю, что этот обычай - пережиток матриархата, времени, когда женщина была свободна и независима и сама могла выбирать, с кем ей переспать.

Tags: чудь белоглазая, юкагиры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments