Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Иудео-христианская община в Иерусалиме (3).

Но почему сами апостолы уклонились от водворения порядка? - Потому что апостолы действуют только любовью (1 Кор. 9:18-22), а здесь необходимы люди, наделённые властью. Апостолы же не приемлют этой власти, хотя в ней и явилась необходимость в Церкви. Ибо они - особый род в Церкви, род Христов, о котором сказано: "Трости надломленной не переломит и льна курящего не загасит".

Если апостолы были избраны Христом, то эти новые служители избираются Церковью, но по инициативе апостолов и с их санкцией: после избрания совершается особое поставление их через возложение рук. Апостолы же определяют и условия избрания: нужно, чтобы избранные были "изведаны, исполнены Святого Духа и мудрости". Так все служения в Церкви, всё её иерархическое устройство укоренено в апостольстве, как в своём начале, а для Церкви это означает - в Самом Христе, потому что апостолы - Его свидетели, носители Его духа. Церковь избирает своих служителей, но Сам Бог - руками апостолов - поставляет их, то есть даёт им особый дар Духа для исполнения своего служения. Так с самого начала - в "Деяниях апостолов" - нам дан пример и определение того, что позднее будет названо "апостольским преемством".

Необходимо особо подчеркнуть, что избрание этих семи служителей производится не "сверху", от апостолов и Христа, а снизу, от народа. Выбирая себе блюстителей житейской справедливости, народ как бы вручает им право начальствовать над собой и налагать различные дисциплинарные взыскания. И хотя апостолы возлагают на них руки, благословляют на служение, однако это не может защитить новое учреждение от лиц недостойных, ибо народ волен поставить над собой кого ему угодно. Другими словами, человек недостойный хотя и получает через таинство рукоположения [1] благодать Св. Духа, но непрерывно отталкивает её от себя и ходит вне её влияния. Церковный язык выражает это так: таинство действительно, но может быть не действенным.

Так образовался диаконат. Все основанные впоследствии церкви избирали своих диаконов по примеру иерусалимской общины. Этим было провозглашено, что социальное служение есть составная часть служения церковного.

Вскоре к этому служению стали допускаться и женщины (Рим. 16:1,12), особенно вдовы (1 Тим. 5:9сл). В Церкви вдова стала полезной, уважаемой и почитаемой, как мать. Она и в самом деле являлась матерью и воспитательницей тех дев, которые по тем или иным причинам не имели дома или не могли выйти замуж. Некоторые учреждения, считающиеся позднейшим продуктом христианства, как, например, общины монахинь, женские конгрегации сестёр милосердия, были в действительности одним из первых дел христианства, главным элементом его силы, наиболее ярким выражением его духа.

В эпоху Селевкидов положение женщин в патриархальном обществе было унизительно и ненадёжно: несмотря на некоторое покровительство законов, они были зачастую обречены на беспросветную нужду и не пользовались уважением. Многие еврейские книжники смотрели на женский пол как на язву рода человеческого, как на источник всего низменного и постыдного, как на злого гения, единственная задача которого - бороться с зародышами всего благородного, заложенными в мужском поле. Некоторые сомневались даже, есть ли у женщины душа [2]. За женщиной не признавали религиозного самосознания, нравственной индивидуальности, собственного мнения. Христианство изменило такой порядок вещей. Сам Иисус Христос, окружённый любимыми ученицами, явил пример тёплого отношения к женщинам, и христианская традиция первых веков с особой нежностью подчёркивала эту любовь и доверие Божественного Учителя к Своим ученицам. Почётное положение женщины в Церкви настолько бросалось в глаза, что враги Евангелия не раз на этом основании пытались доказать вздорность учения Христа, обращённого "к несмысленным девицам и старухам", и вызывали этим горячие опровержения христианских апологетов. "Наши женщины философствуют", - писал Татиан в своей "Речи против эллинов", и с гордостью сравнивал женщин - христианок с представительницами античной философии [3], а христианских дев, "поющих за прялками божественные песни", - с древними поэтессами вроде Сафо [4] и Праксиллы. В рамках дохристианской иудейской религии, основанной на строго патриархальных принципах, ничего подобного нельзя было и помыслить, и христианство в таком отношении к женщине возвращалось в давно забытым изначальным принципам матриархальной духовности.

Рельеф на саркофаге христианского погребения

*******

До этого времени Церковь пребывала в Иерусалиме. То была ничем ещё не омрачённая радость новой жизни, начавшейся в изобилии даров, в любви у всех, в торжестве победы... Но это было только начало, эта первая глава не могла не кончиться. Церкви надлежало принять весь зной, всю пыль своего длинного земного исторического пути.



------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


[1] Впоследствии возложение рук было заменено миропомазанием.

[2] Позднее пророк Мухаммед (Магомет) подтвердил это сомнение тем, что освободил женщин от исполнения религиозных обрядов.

[3] Следует отметить, что ффилософия была рождена творческим гением мужчины. Женщина в её истории - редчайшее исключение. Богиня мудрости Афина - Паллада появилась на свет не из материнского лона, а из головы Зевса - Громовержца. Женщины начинали заниматься философией не самостоятельно, а под влиянием и под руководством мужчин, как жена пифагорейца Бронтина (VI век до Р. Х.) или красавица Гиппархия (V - IV век до Р. Х.), супруга киника Кратета. Известно, что у Платона была талантливая ученица Аксиофея (IV век до Р. Х.), которая позже сама стала учить философии. Отец знаменитой Гипатии был крупным математиком и, вероятно, был сведущ и в философии.

Как правило, женщины занимали видное место в тех философских школах, в которых культивировалась мистика. Античная традиция сохранила предание о том, что после смерти самого Пифагора во главе всей его школы долгое время стояла его ученица Феано (иногда её считают женой Пифагора). Количество последовательниц пифагорейства было настолько велико, что биограф Пифагора, перечисляя ближайших его учеников, называет в их числе 17 женщин. В родственном пифагорейству движении позднейшего неоплатонизма женщины продолжали занимать видное положение, и даже в эпоху полной христианизации Римской империи они иногда стояли во главе целых философских школ. Так, в начале V века мы видим во главе Александрийской церкви знаменитую Гипатию.

[4] От стихотворений величайшей поэтессы древности, "десятой музы", к сожалению, уцелели только несколько строк. Все песни Сафо были сожжены в 1073 году, по указанию папы Григория VII, за их слишком чувственный характер.
Tags: христианство
Subscribe

  • Приближение к Снежной Королеве.

    Рассказывают, будто последними словами отца Андерсена были: «Вот идёт Ледяная Дева и она пришла ко мне». А мать в утешение сыну сказала:…

  • Сумерки.

    На нижнем этаже, с утра и допоздна, Не разгибая стана, Хлопочешь ты по дому неустанно. Ты с множеством людей делами сплетена Узлом незримых нитей…

  • О связи между шаманством и поэзией.

    Связь между шаманством и устной поэзией и музыкой восходит к древним временам, когда ритуальная практика и художественное творчество существовали в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments