Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

"Исламский матриархат".

Екатерина ЩЕТКИНА пишет о том, что в некотором смысле ислам либеральнее в отношении женщин, чем христианство.

Мусульманские женщины-священнослужители, собравшиеся на конгресс в Чиребоне (Индонезия, Западная Ява) издали фетву, запрещающую вступать в брак девушкам до 18 лет. Конгресс обратился к властям Индонезии с предложением учесть это в законодательстве. Также были изданы фетвы против сексуального насилия.

Подобные новости дают понять, каким узким иногда бывает наш ежедневный взгляд на мир. Мусульманские женщины-священнослужители - само по себе звучит необычно. Да и фетва в защиту прав женщин выглядит несомненной экзотикой.

Однако в Индонезии, особенно на Западной Суматре, фетва от женщин - мусульманских богословов никого, наверное, не удивит. Потому что здесь традиционно действует "мусульманский матриархат", сложившийся в результате наложения ислама на матриархальные родовые структуры, которые были присущи местному населению - народу минангкабау. Этому народу удалось вполне успешно примирить внутри своей культуры то, что многим кажется непримиримым, - высокое общественное положение женщин и мусульманское вероисповедание.

В целом Индонезия выделяется на фоне многих стран третьего мира высоким "феминистическим" уровнем - в этой крупнейшей мусульманской стране мира свыше 90% женщин грамотны, они составляют не менее трети политической элиты страны (да, здесь действуют гендерные квоты).

В дебатах о женском священстве в христианстве обычно превалирует мнение, что это нецелесообразно. Зачем женщины-священники? Чем женщин не устраивают священники-мужчины? У женщин есть какие-то потребности и особые пожелания? Женщины могут их высказать - и их услышат. Мужчины-священнослужители много веков справлялись с миссией для женщин - зачем что-то менять? У мужчин-священнослужителей, наконец, есть советчицы - мирянки и монашки. У большинства священников греческой традиции есть "матушка", которая расскажет ему о "женских чаяниях".

Но дело в том, что рассказать и принять решение - это "две большие разницы". Уповать на то, что "матушка" крутит "батюшкой", как цыган солнцем, что она супу ему не сварит и пирожок не испечет, если он не сделает так, как она сказала, - это не просто наивность (или скорее лукавство), это еще и унизительно - и для "матушки", и для "батюшки". Женщины-священнослужители могут не только значительно четче - и честнее - сформулировать "женские" вопросы, связанные с вероучением и религиозными практиками. Они могут сформулировать такие проблемы, которые мужчины-священнослужители формулировать не стали бы - просто потому, что они вовсе не считают это проблемой. Напротив, их текущая ситуация вполне устраивает. И вообще, веками так было - зачем что-то менять?

И тут ислам оказывается в некотором смысле либеральнее в отношении женщин, чем христианство: женщинам в рамках и суннизма, и шиизма в принципе разрешено быть имамами, но с некоторыми ограничениями. Женщине запрещено возглавлять пятничную молитву и в большинстве случаев - проповедовать мужчинам (в связи с риском полового искушения). Но принципиального запрета на женское священство тут нет. Мы привыкли думать об исламе как недружественной к женщинам религии только потому, что "образцовый ислам" для нас представляет арабский мир. Где действительно положение женщин традиционно ущемленное. Однако традиции весьма разнообразны в исламе, здесь можно найти весь спектр - от шариата до "мусульманского матриархата".

Tags: Индокитай, ислам
Subscribe

  • О сирийской богине Атаргатис.

    Ю. Б. Циркин в статье " Комбаб и постройка храма в Бамбике" пересказывает древнюю сирийскую легенду, в которой задействована богиня…

  • Парменид Элейский и его богиня.

    Эле́я (др.-греч. Έλέα, Велия, лат. Velia) — древний город, греческая колония в Лукании, на берегу Тирренского моря. Основана…

  • Храм Кибелы в Дионисополе.

    И. Лазаренко, Е. Мирчева, Р. Енчева в статье " Дионисопольский храм Понтийской Матери богов" пишут о том, что старая часть современного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments