Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Здравые суждения о патриархате и матриархате.

Патриархальная форма семьи легко перешла от преобладания мужа и отца в семье к господству глав наиболее сильных и уважаемых семей в государстве: главы родов или родовых союзов, как старейшины, задают тон в государстве, которое может в итоге стать «государством мужчин». Наиболее известно такое воздействие патриархальной семьи на жизнь государства на примере Рима, где главы наиболее уважаемых крестьянских родов образовали совет старейшин, сенат, которые правили судьбами государства как «собрание царей» (Плутарх. Пирр). Здесь из ведущей роли отца в индоевропейском племени латинцы развили настоящий патриархат.

Патриархальные формы семьи характерны, прежде всего, для кочевых скотоводческих племен урало-алтайцев, семитов и хамитов, но также для индоевропейских племен крестьян-воинов. Особенно усиливает патриархат кочевое скотоводство, но и экспансия племен, ищущих новые плодородные земли, и связанные с этим битвы и завоевания усиливают патриархальные порядки в семье, а государством правит аристократия, состоящая из глав родов.

Семья индоевропейцев это патриархальная семья крестьян-воинов с аристократическим государственным строем. Эту семью изучали Э. О. Герман и П. Конгакер. Глава индоевропейской семьи именовался «деспотом»… Это господин дома, в котором живет род, господин над родом и его рабами, хозяин земель и скота, представитель рода в совете глав родов и одновременно священнослужитель домашних богов и богов предков и судья в зоне своего рода — таков индоевропейский отец семьи, деспот, pater familias, «Отец Зевс» эллинов, особенно в образе Зевса Гиркея, это глава семьи древних эллинов, возвышенный до уровня бога.

Когда индоевропейцы достигли Средиземноморья и Передней Азии — в процессе экспансии в поисках плодородных земель в конце неолита и в бронзовом веке, они столкнулись там, будучи сами сугубо патриархальными, с матриархальными народами. Одним из первых греческий историк Геродот (I, 173) описал матриархат у живших в Малой Азии ликийцев: «Они называют себя по матери, а не по отцу. Если один спрашивает другого, кто он, тот называет мать, бабушку с материнской стороны и т.д.» Для эллинов, которые давали имена по отцовскому роду — Атриды от Атрея, Лазртиды — от Лаэрта, Аякоды — от Аякса, как назывались роды и у германцев на -инге и -унге, Каролинги, Нибелунги, Гибихунге, такой отсчет происхождения, а также матриархальные обычаи, верования и законы были чем-то удивительным, а легко могли вызвать и отвращение, подобно тому, как в начале XIX Фрэнсис Бьюкенен называл матриархальные обычаи «совершенно абсурдными и непристойными». Удивительной для европейцев XIX века была и информация о матриархате в книгах швейцарца Бахофена, шотландца Мак Леннона и американца Моргана. Первый опирался на свидетельства античных авторов, греческих и римских, второй — на работы этнографов, а третий — на собственные исследования одного из индейских племен. Термин «матриархат» предложил Бахофен, Морган говорил об отсчете происхождения по женской линии или власти женщин.

До вторжения индоевропейцев в страны Средиземноморья и на Британские острова, матриархат, по-видимому, господствовал у всех народов от Британских островов через Средиземноморье и до Малой и Передней Азии. Жившие там люди каменного века принадлежали, в основном, к западной (средиземноморской) расе, если речь идет о Западной Европе и Средиземноморье, за исключением восточных его частей, а также Передней Азии, где преобладала переднеазиатская раса. Эти две расы можно назвать матриархальными и выводить из их ареалов и религиозные представления о Великой Матери богов, Деметре, Праматери. Следы матриархата, а также часто связанный с ним обычай имитации родов мужчинами (кувада), сохранившиеся у ряда современных европейских народов, ведут свое происхождение от этого древнего населения, на которое позже наложился слой индоевропейцев. Эллинскую и римскую истории, прежде всего, историю духовного развития, нельзя понять, если не распознать в ней борьбу двух расовых душ, одной патриархальной, другой — матриархальной. Пикты, до-кельтское население Британских островов, сохраняли матриархат и в христианскую эпоху до IX века. Одному из правителей пиктов всегда наследовал сын сестры умершего правителя.

Матриархат определяет родство, наследство, ранг, а часто и имена детей в семье по материнской линии; при матриархате супруг часто переходит в род или в жилище жены. Дочери наследуют имущество жены, сыновья — брата матери, т.е. своего дяди с материнской стороны.

Таким образом, патриархат делает упор на происхождение от отцовской линии, матриархат — по материнской. При патриархате больше учитывается родство от отца к сыну, при матриархате — от матери к дочери. При патриархате женщина важнее как мать сыновей, при матриархате — как мать дочерей. При матриархате часто важнее не связь отца с его детьми, а брата матери — с детьми его сестры. Обозначения родства дяди с материнской стороны к детям его сестры в их языковой форме часто отличаются от остальных обозначений родства. Отец семейства при матриархате значит меньше, чем при патриархате. Матриархат всячески подчеркивает преимущественное положение матери, настолько, что можно говорить о господстве женщин в племени. При матриархате главой семьи обычно является брат замужней женщины, дядя и детей с материнской стороны. Поскольку муж при матриархате отходит на задний план и остается жить в семье своей матери, защитником его жены и детей является брат жены. Поэтому часто в разных вариантах встречается «семья во главе с братом жены». Эта форма семьи называется «авункулат»… Это частая при матриархате форма семьи, но не единственная, она лишь наиболее последовательно выражает суть матриархата. Брат по материнской линии ведет домашнее хозяйство своих сестер, а муж — своих. Часто брат матери играет особую роль при воспитании племенника и вводит его в мужское общество. В определенных областях жизни у многих племен брат матери значит больше отца. У индейцев племени омаха брат матери обязан защищать племянника или отомстить за него, но не отец — своего сына. У многих племен сын сестры является наследником брата матери.

В сути матриархальных форм семьи и в конечном счете в сути женщины — большее разнообразие семейных форма, чем при патриархате, потому можно говорить о более или менее ярко выраженном матриархате. Если из мужской сути легко выводится патриархальное господство отца семейства, то господство женщин не так легко выводится из женской сути. Можно сказать, что женщина медлит проявить свою власть или взять на себя всю ответственность. Отсюда разные степени последовательности матриархальных порядков, поэтому понятно также, почему никогда и нигде господство женщин в семье не превращалось в господство женщин в государстве. Здесь, похоже, предел женской сути. Матриархат это не гинекократия. Гераклид Понтский, ученик Платона и Аристотеля, неверно называл матриархат ликийцев гинекократией: «Ликийцами властвуют женщины» (0 государстве, 15).

Таким образом, можно различать разные степени или уровни матриархата; общая их черта в том, что ребенок рассматривается ближе по крови к матери, чем к отцу. Это подчеркивается названиями степеней родства и тем, что запреты на брак с материнской стороны распространяются на более дальние степени родства, чем с мужской стороны. У отдельных матриархальных племен даже разрешается брак между отцом и дочерью.

Можно различать несколько степеней матриархата. При ослабленной форме, хотя происхождение считается с материнской стороны, имущество или ранг наследуются по отцовской линии и отец может быть главой семьи, оттесняя брата матери на второй план. Наконец, матриархальные отношения могут выражаться в определенных нравственных обязательствах сына сестры или брата матери. При ярко выраженной форме подчеркивается происхождение по материнской линии, а муж переезжает из дома своих родителей в дом жены или ее семьи… При самой ярко выраженной форме матриархата жена и мать имеет большее значение, чем муж; вместе со своим братом она распоряжается всеми делами семьи…

Переезд жены в жилище мужа, преобладает, как уже говорилось, даже у матриархальных племен: переезд мужа к жене и у них встречается реже, и уж совсем редко муж остается жить в своем племени, жена в своем, и муж лишь регулярно посещает дом своей жены. Такие примеры раздельного проживания встречаются у индейцев поэбло и сери, у наири на юго-востоке Индии и у минанг-кабау на Западной Суматре. Ho и при таких случаях регулярного посещения мужчина обязан официально зарегистрировать свой брак.

Таким образом, матриархат редко охватывает все области жизни. Ярко выраженные формы характерны для ирокезов, поэбло, микронезийцев и меланезийцев. У ирокезов женщины владеют землей и домами и устраивают браки молодых. Они имеют большое влияние на выборы вождей, используя и своих молодых родственников-мужчин. Ho непосредственно власть осуществляют мужчины. И у поэбло женщины являются собственницами земли и домов, наследство переходит по их линии и они участвуют в выборе вождей. У гуронов замужние женщины образуют в совете племени большинство и выбирают вождя. У индейцев виандот женщины составляют 4/5 совета племени, мужчины 1/5. У индейцев сери женщины участвуют в совете племени, выполняют функции законодательниц и судей, а также знахарок. Ho и при ярко выраженном матриархате, захватывающем государственное устройство, вождями племен и государств остаются мужчины.

Часто мужчины матриархального племени под руководством уважаемого старейшины обеспечивают свое господство в государстве с помощью мужского союза, часто тайного. Мужские союзы — это попытки сопротивления гнёту матриархальных нравов. Матриархат, как уже говорилось, не означал гинекократию. Исключением из правила были некоторые племена эскимосов, ведда и андаманцев, у которых правили женщины. В одном отчете XVII века упоминается женщина, вождь ведда. Разумеется, охотники и собиратели стремились предоставить женщинам самостоятельное положение; разумеется, значение и влияние женщин особенно велики у мотыжных земледельцев, этих преимущественно матриархальных народов и разумеется значение женщин сильно уменьшается у патриархальных кочевников-скотоводов и многих других племен. Ho было бы неверно непосредственно связывать степень влияния женщин с определенным уровнем или характером цивилизации, с одной стороны, и с конкретными формами семьи, с другой.

У многих племен дома были собственностью женщин. Ho собственно государственной жизнью управляли мужчины, хотя у отдельных патриархальных племен женщины принимали в этом участие. Мужчины занимались также хозяйством племени и борьбой против врагов. Даже у матриархальных племен влияние женщин выражалось скрытно, публично они не брали на себя ответственность. Патриархат не всегда означал уменьшение роли женщины, а матриархат — увеличение ее роли. Матриархат нельзя считать также признаком немужественности мужчин. He только патриархальные сиу показали себя мужественными мужчинами, воинственными охотниками, но и прочие индейские племена Северной Америки, у которых преобладал матриархат.

Источник
Tags: матриархат
Subscribe

  • О крито-минойской письменности.

    "Выяснилось, что репродуктивное число для уханьского штамма коронавируса равняется трём, из-за чего для заметного снижения заболеваемости…

  • Сигрид Унсет.

    Источник картинки. Норвежская писательница, лауреат Нобелевской премии Сигрид Унсет. Лет тридцать назад попалась мне в руки её историческая…

  • Поэтесса.

    Фридерика Майрёккер, австрийская поэтесса, лауреат Премии Георга Тракля (1977), Большой Австрийской премии по литературе (1982), награждена…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment