Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

о Кибеле

Оригинал взят у shellir в о Кибеле

1. Кибела – фригийская богиня, Мать богов и всего живого, хозяйка зверей, вошедшая сначала в греческий, а позднее и в римский пантеон.
кибела 1кибела 2кибела 3
2. Этимология имени Кибелы не вполне ясна. Когда-то её имя переводили примерно как «Та, длинноволосая», но позже, после того, как была обнаружена фригийская надпись matar kubileya – Горная Мать – первую трактовку поставили под сомнение. Иногда сопоставляют имя Кибелы с индийским kumbha – сосуд (с амритой).
3. Нередко считается, что Кибела – это, скорее, собирательное и более распространённое имя множества местных, связанных с определёнными локациями богинь-матерей, любую из которых можно было назвать просто Матерью.
4. Например, арабские Аль-Лат, Аль-Узза и Манат считаются близкими к Кибеле по функциям богинями (она сочетает в себе все три этих лика), так же как Иштар-Инанна.
5. Предшествуют Кибеле сначала неолитическая богиня, а позже – Великая фригийская богиня. Все три являются Pammetor, Всематерями, подарившими жизнь всему живому на земле.
6. С более древними богинями этого региона Кибелу объединяет не только схожесть функций, но и образ крупных диких кошек, сопровождающих ее и подчиняющихся ей: обычно это львы, но иногда леопарды и пантеры.
7. Также символами Кибелы фригийского периода были хищные птицы (особенно совы) и небольшие кувшины.
8. Позже культ Кибелы слился с культом хуррито-лувийской, ассимилированной хеттами, более древней богини Ку-бабы, от которого Кибела переняла функцию охранительницы городов; в догреческий период Кибела почиталась как Великая госпожа Пессинута (Пессинунта), а Ку-баба – как Великая царица Кархемыша.
9. В Пессинуте находился огромный храм Кибелы, упоминаемый Страбоном.
10. В пессинутском храме хранился и один из культовых символов Кибелы – некий чёрный камень (предположительно, метеорит).
11. Через камень, в котором пребывает сущность Кибелы, её связывают с греческим мифом об Агдистис: из камня, на который Зевс уронил семя, домогаясь Кибелы, появляется гермафродит Агдитис (отсылка к партеногенности богини-всематери). Боги решают оскопить Агдистис, и существо становится женщиной и влюбляется в Аттиса. Из крови оскоплённого Агдитиса появляется миндаль (или гранат), нимфа Нана прячет зерно миндаля у себя в лоне и беременеет Аттисом.
12. Кибела – богиня гор и пещер. Женских богинь – покровительниц гор не очень много, но в частности по этому признаку она объединилась на греческих территориях с Реей, матерью Зевса.
13. Кибела называлась также Идейской матерью, Диндименой и Спиленой – все эти эпитеты происходят от названий посвящённых Кибеле гор (гора Ида недалеко от Дарданелл, гора Диндим, у подножия которой лежал город Пессинут, гора Спил в западной Анатолии, ныне турецкий нац. парк у горы Спил-дагы).
14. На горе Спил сохранилось высеченное в скале изображение Кибелы и двух львов, датируемое примерно 13 в до н. э. (период войн хититов с Зап. Анатолией, известно также под названием «Манисский рельеф»). Лидийский культ, связанный именно с этим изображением, которое считалось древнейшим изображением Ма, был описан Павсанием во 2 веке нашей эры. Также Павсаний писал, что это изображение было вырезано охотником Бротеем из рода Тантала (который позже повздорил с Артемидой, отказавшись почитать её как богиню, от чего и умер). Лицо богини с Манисского рельефа не сохранилось (по естественным причинам), в целом же рельеф изображает женщину в головной фригийской повязке (полосе), которая поддерживает свои груди руками. Возле богини, справа от её головы, есть квадратная пластина со смутными следами хеттских письменных знаков.
кибела 4
15. Женские глиняные статуэтки из Чатал-Хуюк считаются изображением одной из богинь-матерей – прямых предшественниц Кибелы.
16. Кибела связывается с пчёлами, как и критская Рея (а, возможно, именно благодаря ей).
17. Кибела связана с полным циклом жизни – она даёт жизнь, присматривает за своими детьми, пока они живы, и забирает жизнь, когда приходит время, и именно поэтому одна из проявленных в доэллинский период, но позже почти забытых её функций – охрана могил.
18. Изначально Кибела партеногенна – зачинающая без участия мужского начала и производящая всё живое.
19. Однако не надо путать Кибелу и прочих богинь – покровительниц жизни, с богинями земли. Изначально она покровительствует только плодородию животных и людей.
20. Тем не менее, культ Кибелы был в более поздние периоды связан с годовым растительным циклом.
21. До 8-6 вв. до. н. э. Кибела почиталась без мужского спутникового божества, потом появился Аттис – её сын, жрец и страж.
22. Аттис – мужской спутник Кибелы, связываемый со смертью и возрождением растительного мира.
23. По версии Павсания, Аттис – фригиец, с юности неспособный к деторождению, учредивший в Лидии ежегодные празднества в честь Кибелы (за что его почему-то убивает посланный Зевсом кабан, а из пролитой крови появляются некоторые цветы и растения).
24. По другой легенде, Аттис – жрец Кибелы, до того красивый, что сама богиня влюбилась в него. Однако юноша то ли влюбился в нимфу, то ли серьёзно настроился на бракосочетание с царской дочерью и, после того, как Кибела расстроила эти далеко идущие планы и наслала на коварного изменщика безумие, Аттис самооскопляет себя и умирает. Тело его делается нетленным, а из крови вырастают цветы и растения.
25. Обе легенды – довольно поздние, однако это не исключает смысловой связанности богини после 6-8 вв. до н. э. с божеством растительности, ежегодно приносимым в жертву, чтобы тело и кровь его дали силы следующему годовому циклу.
26. С Аттисом связано мужское почитание Кибелы, сопровождаемое самооскоплением, экстазом танца и опьяняющими напитками.
27. Есть теория, предполагающая, что христианский целибат уходит своими корнями именно в отказ от половой функции жрецов Кибелы.
28. То, что очень много пишется о жрецах Кибелы, связано не с тем, что отправление культа осуществлялось только мужчинами, а, скорее, со некоторой скандальностью скопчества. С самого начала культа основу служения составляли женщины (однако у меня нет информации, как изменилось соотношение жрецов и жриц к концу Кибелиного почитания в Риме).
Жрица Кибелы:
жрица
29. То, что культ Кибелы в первую очередь женский, подтверждается и поведением её жрецов в поздний период: жрецы Кибелы (галлусы) оскопляли себя, лишая мужского естества, красили лица, отращивали длинные волосы, носили женскую одежду – иногда с двумя круглыми бляхами на ожерелье, которые должны были символизировать груди, в изобилии пользовались женскими благовониями и притираниями, носили драгоценности, то есть стремились стать как можно более похожими на женщину и на свою богиню, и в текстах к ним обращались в женском роде. Эти тенденции свидетельствуют, с одной стороны, об увеличении роли мужчин во всём, включая религиозный обряд, а с другой стороны – явно говорит о вырождении изначального культа.
30. Впрочем, в Пессинутском храме Кибелы тоже были жрецы – целых два. Одного традиционно называли Аттисом, второго – Баттакесом, но эти жрецы выполняли больше политическую функцию связи со светской властью страны – сохранились письма Верховного Жреца Аттиса с двумя царями Пергама – Евменом II и Атталом II (выбитые в камне). Впрочем, позже, в период правления династии Флавиев, существовал совет десяти мужчин-жрецов, которые также назывались «Аттисами», но при этом не были скопцами.
31. Верховный жрец Кибелы, Архигаллус, также не был скопцом (по крайней мере в римский период), так как он избирался из свободных граждан Рима, которые не могли быть лишены мужского естества.
32. Празднества Кибелы носили оргиастический характер, однако поклонение ей было связано и с аскетическим самоограничением.
33. Когда Дионис, поражённый насланным Герой безумием, скитался по миру, он добрался до Фригии, где Кибела исцелила его, очистила от совершённых в приступах безумия убийств и приобщила к своим мистериям.
Дионис
34. Таким образом, Дионис является хорошей архетипической мужской парой к Кибеле (в отличие от Аттиса, который скорее является функциональным атрибутом).
35. В другом варианте, Кибела сложила заново разрубленное (и сваренное) по приказу Геры тело Диониса (в отличие от Исиды не забыв приложить самое дорогое :-D) и оживила его.
36. В Греции культ Кибелы имел много параллелей с культом Реи, и, фрагментарно, с культами Афины-защитницы и Артемиды.
37. В греческий период Кибела (по ассоциации с Реей) получает в спутники куретов и корибантов, а порой ещё и кабиров (хотя кабиры всё же чаще связываются с культами Деметры и Персефоны).
38. Куреты – малые божества крито-микенского происхождения, связанные, вероятно, с растительностью. Корибанты – греческое название фригийских жрецов Кибелы, в танце достигающих того же экстаза, что и менады в свите Диониса. Кабиры – боги (вероятно, также фригийского происхождения), берегущие от опасности и дающие защиту.
39. Марсий, побеждённый Аполлоном в музыкальном состязании и убитый им, был малым божеством – спутником Кибелы.
40. Как мать идейских дактилей (десятерых карликов, появившихся от вонзившихся во время родовых мук в почву Иды пальцев Кибелы), богиня косвенно связана с кузнечным делом (дактили первыми освоили рудное дело, найдя железо в недрах Иды – гномы, натуральные гномы). Впрочем, этот миф скорее критский, нежели переднеазиатский – на Крите тоже есть гора Ида, связанная с Реей.
41. Начиная с греческого периода и в связи с почитанием Аттиса праздновались посвящённые Кибеле Хиларии в конце марта (весеннее равноденствие) – радостный праздник в честь возрождения Аттиса.
42. В конце Хиларий, 27 марта, совершалось омовение статуи Кибелы.
43. Храм Реи-Кибелы в Олимпии назывался Метроон.
метроон
44. Официально культ Кибелы был введён в Риме в 204 году до н. э., в конце второй Пунической войны, в период активного движения Рима на восток.
45. Статую Кибелы привезли в римский портовый город Остия в начале апреля и она была доставлена в Рим, а впредь в этих числах ежегодно праздновались Мегалесийские игры в честь Кибелы (даты прибытия статуи указываются разные, от 6 до 12 апреля).
46. По другой версии, привезена была не сама статуя, а священный чёрный камень из Пессинута.
47. На территории Рима образ Кибелы частично слился с образом богини посевов Опс, и среди символов, с которыми её изображали, появился ещё и пучок колосьев.
48. В тот же период с «зелёным колосом, сжатым до времени» стал ассоциироваться и Аттис.
49. Римские празднества, посвящённые Кибеле, назывались Мегалезиями. Этот фестиваль начинался ежегодно 4 апреля, в день прибытия Кибелы в Рим. Структура фестиваля не вполне ясна, но в него были включены жертвоприношения и театральные постановки на темы культа Кибелы. 10 апреля изображение Кибелы относили на главный ипподром (Циркус Максимус) и в честь неё устраивали состязания колесниц. Эти три составляющие праздника (жертвы, театральные постановки и скачки) были чисто римскими частями культа, и одобрялись современными им авторами, в отличие от «диких процессий», «фригийских лицедейств» и «сказочных разглагольствований» и мистерий, участие в которых запрещалось части граждан Рима. Лукреций также описывает вооружённых «военных танцоров» Кибелы в трёхперых шлемах, устраивающих шествие в честь богини, грохочущих щитами и мечами и опьянённых кровью. В этих же процессиях участвовали и жрецы-скопцы в жёлтых одеждах и размахивающие ножами. Дорогу процессии окуривали фимиамом и усыпали розовыми лепестками, а статую Кибелы в колеснице, запряженной львами, несли на носилках.
50. Кроме того, в римском культе Кибелы большое значение получили тавроболии и криоболии (с I в до н. э.) – жертвоприношения быков и баранов. Жертвенной кровью обрызгивали поклоняющихся, чтобы обеспечить возрождение, причём именно возрождение в вечную жизнь во плоти – эта идея была перенята митраистами и христианами.
51. Именно на этом основывается теория о том, что цель служения всё же не отразить растительный годовой цикл (идея о связи Кибелы и растительного цикла, кстати, введена Фрезером, который любил причёсывать всё под одну удобную ему гребёнку), а получить физическое возрождение (после жертвоприношений адепты появляются из вырытой в земле ямы, в крови, новыми и очищенными).
52. Предметы, с которыми обычно изображалась Кибела – высокая корона на голове (иногда в форме городских стен) как символ охранительницы городов, тимпан (символ ночи, полной луны и праздника), позднее – скипетр (символ власти), завязанная узлом верёвка – символ покорности божественной воле; значительно позднее, в Риме – рог изобилия.
53. Христианский великомученик Феодор Тирон сжёг храм Кибелы в Амасии (Понт) – и также был в свою очередь сожжён. Мне его не очень-то жаль.
54. Растения, связанные с Кибелой – самшит, кипарис, акация (также дуб, плющ, сосна, мирт, фиалки и даже брусника – но либо в более поздний период, либо через Аттиса).
55. Римская Базилика ди Санта Мария Маджиори построена на месте храма Кибелы.
56. В Мадриде на Plaza de Cibeles находится фонтан со статуей Кибелы, правящей запряженной парой львов колесницей.
57. Храм Кибелы-Реи на территории Малой Азии описан в «Таис Афинской» Ивана Ефремова. Вероятнее всего, прообразом статуи Кибелы из книги послужили глиняные Ма из Чатал-Хуюка.
58. 23 апреля 2007 года в болгарском прибрежном городе Балчике во время строительства нашли хорошо сохранившийся подземный храм Кибелы римского периода. Одна из находок – метровая статуя Кибелы с львёнком на коленях.
Реконструкция:
реконструкция
Tags: Кибела
Subscribe

  • Вот так они и жили...

    Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" рассказывает, как раньше охотились австралийские аборигены с помощью…

  • А. Белый наносит ответный удар.

    "Но, спрошу я, какая такая разница между богиней и бабой? Богиня ли, баба ли – всё одно: кем же, как не бабами, в древности сами богини…

  • "Богиня" БОМЖей.

    Источник картинки. Бадзула, бадюля, бадзюля, в мифологии белорусов нечистый дух, который заставляет людей бродяжничать. Обычно женского…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments