Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Матриархат, реконструкция.

Оригинал взят у chispa1707 в Матриархат, реконструкция (2).

mosika_901_00001

ДО МАТРИАРХАТА
Вплоть до запрета на кровосмешение никакого матриархата быть не могло. Причина проста: в силу того, что племя представляло одну большую семью, счёт родства (ни по-батюшке, ни по-матушке) не был нужен. Языковые реликты (именно реликты, а не сама практика кровосмешения) остались до сих пор в гавайском типе семьи. Различается только поколение и пол родственника. EGO называет всех женщин поколения родителей «мать», а всех мужчин этого поколения — «отец». В поколении EGO все родственники объединяются общим «сиблинг» (или «брат» и «сестра»).

ОТСТУПЛЕНИЕ. ПОЧЕМУ ОСТАЮТСЯ РЕЛИКТЫ
Это принципиальный вопрос. К изменениям подталкивают проблемы. Человек не меняет успешных стратегий. Именно в этом причина фиксации реликтовых институтов Саудовской Аравии. А наиболее прогрессивны в социальном плане те народы, которые пережили наибольшее количество изменений в "нежном возрасте", когда шло активное формирование культуры.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАТРИАРХАТА
Смотрим БСЭ
Матриархат (от латинского mater, родительный падеж matris — мать и греческого arche — начало, власть; буквально — женовластие), одна из форм общественного устройства периода разложения родового строя и перехода к классовому обществу. Основные признаки М.: доминирующее положение женщины в обществе, матрилинейность наследования имущества и должностей, матрилокальность или дислокальность брачного поселения (см. Матрилокальный брак, Дислокальный брак) — результат трансформации некоторых норм материнского рода. Впервые период М. был выделен И. Бахофеном на основании анализа древнеклассических мифов. М. исторически реконструируется у некоторых народов Тибета, в Древнем Египте и других государствах древности. Пережитки М. сохраняются у минангкабау (остров Суматра), некоторых народов Микронезии и других. Иногда термин "М." неточно используется для обозначения материнско-родового строя в целом или периода его расцвета.

Матриархат, на деле, существовал и в качестве реликтовых остатков существует. Более того, это серьёзная сила, не считаться с которой невозможно. Но матриархат не имеет никакого отношения к женской джигитовке, отрезанию левой груди, убийству мужчин и садо-мазохистским фантазиям псевдо-православного толка. И начинается матриархат с запрета на кровосмешение и перемещения жениха в деревню невесты (матрилокальность брачного поселения)

РЕЛИКТЫ МАТРИЛОКАЛЬНОСТИ
1. Русские народные сказки о мёртвом женихе. В основе - память о символических похоронах жениха перед его передачей в дом невесты. Род не имеет право отдавать своего члена, а вот после магической смерти можно и передать. Введение Домостроя изменило ситуацию, и похоронный чёрный стол начали накрывать для невесты, но и память о прежнем укладе осталась.
2. Традиционная, чисто сказочная нелюбовь к тёще. Могла сформироваться только в условиях подчинённости тёще (старшей женщине в семье) в её доме.
3. Не так давно вымерший в Татарстане и Скандинавии обычай, когда жених до того, как забрать невесту, некоторое время приходит к ней домой, а то и остаётся ночевать.
Кое-где на юге матрилокальность брачного поселения и сейчас жива и здорова.

ПРАВИЛЬНОСТЬ МАТРИЛОКАЛЬНОСТИ
Если мы запрещаем кровосмешение, то жених и невеста должны быть из разных семей, как правило, из разных деревень. Мужской мир, как правило, находится вне дома, поэтому, сколько бы женихов ни вошло в деревню со стороны, между ними конфликта не будет: рыбак уходит рыбачить, охотник - охотиться, а крестьянин - пахать.
С невестами иначе: каждая вторгается в дом, в табуированный мир коренного рода. Каждая - чужая. И даже символические похороны почти ничего не решают: переучивать надо КАЖДУЮ.
Проблем не возникает лишь в условиях матрилокальности брачного поселения.

ПРИМЕР (КОПИПАСТ СТАРОГО ПОСТА)
Представьте две соседские деревни: деревня Ивановых и деревня Петровых.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Девушки Ивановых идут жёнами в деревню Петровых.
Напряг начинается сразу, потому что половина женщин в деревне (сёстры и тётки) - Петровы, а половина женщин (жёны и матери) - Ивановы.

А свёкор-то говорит: "Неработницу ведут",
А сверковь-то говорит: "Неугодницу ведут",
А золовки говорят "Неузорницу ведут",

Невеста от Ивановых идёт со СВОИМ приданым: и рушники у неё с неправильными тотемными узорами, и горшки у неё не той формы. И борщ она неправильный готовит. Но главное, когда она будет отдавать дочь замуж в родную деревню (для дочери, по батюшке уже Петровой, совершенно чужую), она отдаст за ней приличную часть семейного имущества.

И вот вопрос, каким узорам на рушниках она будет учить свою дочь? Тем, каким её научили дома (узоры Ивановых), или тем, которые вышивает сестра её мужа (узоры Петровых)? И от кого научилась сестра мужа этим узорам? От матери? Ну, так мать - урождённая Иванова. Органичнее будет, если она выучит дочку ивановским узорам, а не петровским.

И куда девается культура деревни Петровых? Если все рожающие женщины в этой деревне - Ивановы. А нет никакой культуры Петровых! Исчезает эта культура в такой модели. Потому что место этой культуре - в деревне Ивановых, там, где собираются в конечном счёте все женщины из деревни Петровых.

Ровно такой же напряг в её деревне, куда приводят невест от Петровых.

ПОЛЕЗНОЕ
При этом мы видим, что патриархат приводит к интенсивному перемешиванию Ивановых и Петровых и появлению уже не племенной, а общенародной культуры. Причём, идёт процесс очень быстро: за одно поколение Ивановы и Петровы - уже родня. За второе поколение ивановы-петровы уже смешаются с сидоровыми-козловыми. Пять-семь поколений, и губерния культурно едина. Никакой феодально-племенной раздрозненности здесь быть уже не может, и никакая культурная самобытность здесь уже не сохраняется. Патриархат чрезвычайно жёстко нацелен на прогресс и унификацию.

А что было ДО ТОГО? Как протекали века и века?

МАТРИАРХАТ
При матриархате невеста остаётся дома, при маме. Ей не надо ничему ПЕРЕучиваться, - и рушники у неё правильные, и горшки, и борщи. И своё имущество в чужой дом отдавать не надо. Девушку никто её не тиранит, её не насилуют всем гуртом (как в патриархальной Аравии 19 века), потому что все РОДНЫЕ мужчины в деревне - её братья, а все НЕРОДНЫЕ зависят от своих жён, а те для неё - старшие сёстры. Своих в такой деревне большинство.
Культура и стабильность сохраняются великолепно.

Минусы матриархата - отсутствие неравных браков, перемешивания, интенсивного развития.
Впрочем, держится это благолепие недолго :)

МАТРИАРХАТ. ДОПОЛНЕНИЕ
Костяк деревни - женщины.
Парни уходят к жёнам в соседний род. Именно поэтому в России остался такой свадебный реликт, как "испытание жениха".
В женином роду у парня есть мощная поддержка - мужчины из его деревни, женившиеся чуть ранее. Они - правящий клан.
С братьями жён мужики могут не считаться: братья все - щеглы, и едва они войдут в возраст, их сплавят - женят, то есть, отдадут в соседнюю деревню.
Женщины составляют сильную корпорацию. Если чей-то муж проявил себя плохо, они могут добиться от своих мужей изгнания проштрафившегося. Разведёнка или вдова одна не останется - её отдадут второй женой (как правило, брату потерянного мужа).
Право сильного уважается. Потому что сильный вождь, сильные мужики - залог стабильности и безопасности.
Культура мужчин и женщин в силу разной племенной принадлежности различна и взаимно табуирована. Мужчина не имеет права прикоснуться к женской собственности - и наоборот.
Когда мальчики подрастают (13-14 лет), их женят, то есть, отдают в соседнее племя. Процедура непростая, - чтобы отдать члена рода на сторону, его сначала следует символически умертвить. Чтоб духи рода не были в обиде, что племя отдало своего кровного родича. Отсюда, видимо, "мальчишник" - прощание с пока ещё холостыми друзьями (при патриархате точно так же будет прощаться невеста, в патриархате символически умерщвлять надо именно её).
(конец копипаста)

Tags: брак, матриархат, род, семья
Subscribe

  • Мистерия богини Амман.

    Как говорит автор фильма, " культ богини Амман (Мариамман) - один древнейших народных культов, возможно, более древний, чем культ Шивы или…

  • Последний мегалитический ритуал в Европе?

    Автор блога Old European culture пишет: "Белорусская сельская местность усеяна большими одиноко лежащими камнями. Многие из этих камней…

  • Маски Старой Европы.

    "Неолитический человек следовал традициям, установленным его палеолитическими предшественниками в стремлении избежать передачи портретного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments