Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Искусство первобытных людей.

Всё верхнепалеолитическое искусство предстаёт в виде единого монолита. От Атлантики до Байкала формы малой пластики, характер гравировки на камне, кости и роге остаются неизменными на всём евразийском пространстве. При этом сходство стилей и даже их отдельных элементов в искусстве разных народов и континентов кажется порой неправдоподобным, похожим на чудо.

Найденные археологами каменные орудия древних жителей Австралии показали сходство с... аналогичными орудиями европейского и африканского палеолита. На основе новых исследований австралийской наскальной живописи, проведённых на полуострове Арнемленд (Сев. Австралия), самыми древними признаны одноцветные красные стилизованные фигуры людей, изображённые в активном движении. Они иногда до полного совпадения напоминают "левантийскую" живопись юга Испании и некоторые южноафриканские наскальные рисунки. наскальные рисункиКомпозициям, составленным из длинных рядов идущих друг за другом животных, вырезанным на скалах в Туите (Сев. Африка), Джэбель Уэнат (Ливийская пустыня) и Тассили (Центр. Сахара), соответствуют такие же композиции на герцейских плитках, на стенах франко-кантабрийских пещер, в Сибири, Скандинавии и на Онежском озере. Позы обнажённых танцовщиц из пещеры Бамбата (Южная Африка), стилизация фигур, подчёркивающая движение, почти в точности повторяются в наскальном рисунке из грота Обири (Австралия) и лишь в немного иных ракурсах - в южноамериканской настенной живописи из Рио-Гюйабедо (Амазонка). Трактовка сидящей на корточках человеческой фигуры с поднятыми руками и растопыренными пальцами из Нгунгунда (Австралия) полностью соответствует трактовке таких же фигур из Могар Тахтани (Сев. Африка) и Ахенета (Сахара) [1].

Множество подобных аналогий в искусстве стран и континентов, удалённых друг от друга иногда на десятки тысяч километров, не есть результат взаимодействия. Мы здесь имеем дело с какой-то огромной всемирной культурой, хотя у неё есть свой центр и своя периферия [2]. Пещерное исскуство - высшее художественное достижение "допотопного" человека - сосредоточено в Западной Европе: основные и многочисленные памятники расположены во франко-кантабрийском регионе, на территориях Северной Испании и Южной Франции. Во временн0м промежутке приблизительно между XXX и XII тысячелетиями до Р. Х. здесь создаются первые известные нам на Земле художественные ансамбли.

Карта Франко-Кантабрии с указанием мест нахождения памятников пещерного искусства

Пещера Альтамира

Животные почти целиком заполняют собой эти ансамбли. Среди изображённых животных подавляющее большинство - северные олени, бизоны и дикие лошади, составлявшие основной объект охоты. По всей видимости, мужчины перед охотой обращались к женщинам - шаманкам, чтобы те заговорили их оружие для меткости в стрельбе, как это практиковалось у эскимосов ещё в начале XX века [3]. Если судить по наскальным рельефам Лосселя, то можно предполагать, что существовали особые охотничьи обряды, совершаемые хором женщин [4]

Венера ЛоссельскаяО ритуальном назначении пещерных рисунков свидетельствует характерное наложение одних рисунков на другие, их многочисленность, которая показывает, что изображения животных делались, скорее всего, не навсегда, а только для одного раза, для того или иного конкретного обряда. Особенно ярко это видно на небольших гладких плитках, где налегающие друг на друга рисунки часто образуют сплошную сетку пересекающихся и совершенно запутанных линий. Такие гальки, видимо, каждый раз заново покрывались красной краской, по которой и процарапывался рисунок. Таким образом, эти рисунки "жили" только один раз, делались только для одного определённого момента.

Главное место в пещерном искусстве палеолита отводилось женским сюжетам и знакам. Известный французский археолог Андре Леруа-Гуран обратил внимание на то, что сходные композиции звериных фигур и однотипных знаков  повторяются в одних и тех же местах палеолитических пещер: в центре пещер - женские знаки и сюжеты (тур, бизон), на периферии - мужские знаки и сюжеты (остальные звери).

Среди самых ранних палеолитических изображений - "негативные" отпечатки левой руки [5]. Делались эти отпечатки так: первобытные люди набирали в рот красящий порошок вместе с водою, а затем спрыскивали ею кисть руки, приложенную к стене. Эти отпечатки рук большей частью расположены в глубине пещер. Иногда они образуют целые "фризы", состоящие из десятков и даже сотен отпечатков. Палеолитические руки небольшие по величине и на них часто отсутствуют один или несколько фаланговых пальцев. Из этого делают вывод, что эти отпечатки принадлежат подросткам и свидетельствуют о пройденном обряде инициации.

Пещера рук или Куэва-де-лас-Манос, если говорить на испанском.

На стенах сохранились также таинственные знаки - символы (они встречаются в целом в два - три раза чаще, чем "реалистические" рисунки). Геоглифы в чилийской пустынеОдин из самых распространённых знаков - схематическое изображение человеческой фигуры в виде вертикальной черты с двумя перекладинами и загнутыми вниз концами. Этот знак существует с незапамятных времён [6] и широко распространён в орнаментальном искусстве, символизируя вечный возврат души человека; он показывает, что за одной формой существования души следует другая, а следовательно, смерть есть всего лишь эпизод, синкопа, переход из одного состояния бытия в другое.

вечный возвратХотя круговорот зачатия - рождения - смерти - главная тема духовной жизни кроманьонцев [7], она совершенно не наполнена сексуальными переживаниями как таковыми. Мы не встречаем ни одной запечатлённой сцены совокупления ни у животных, ни у антропоморфных персонажей. Лейтмотив взаимодействия мужского и женского начал запрограммирован в самом пещерном "храме". Дело в том, что сам нерукотворный храм кроманьонца воспринимался им как женщина. Это чувство поразительным образом посещает даже нашего современника. Открыватель пещеры Труа Фрер профессор Бегуэн, преодолев все спелеологические сложности проникновения в лоно горы, воскликнул: "Поистине эта пещера девственна!" (цит. по: Лаевская Э. Л. Мир мегалитов и мир керамики. - М., 1997, с. 14). Прохождение по тесным проходам, прежде всего во время обрядов инициации, равносильно сакраментальному соитию. А залы с росписями, в которые они приводят, символизируют чрево Великой Матери.

Священные росписи всегда спрятаны в самой тёмной и тайной глубине пещер. В Pasiega и в других подобных пещерах, чтобы добраться до росписей, надо блуждать по лабиринту подземных ходов, ползти на четвереньках сквозь низкие и узкие щели, влезать, цепляясь за выступы камней, по круто наклонным, почти отвесным, как печные трубы, щелям; пробираться, иногда с опасностью для жизни, через подземные топи, колодцы, потоки, водопады, пропасти; скользить по глинистым кручам, где когтями пещерных медведей, тоже скользивших по ним, оставлены глубокие царапины и даже волосинки меха отпечатались. В пещере Тюк д'Одубер (Арьеж) святилище находится в 700 метрах от входа. Чтобы добраться до него, нужно пересечь глубокий ручей. "На глиняном полу этой пещеры сохранились останки медведя, и ещё можно различить его раздробленный череп. Почва под ногами настолько утрамбована, что наводит на мысль о том, что здесь, по-видимому, происходила борьба. Медвежьи следы, иногда перекрывающие человеческие, свидетельствуют о том, что медведи посещали эту пещеру в то же время, что и люди" (цит. по: Мириманов В. Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. - М., 1973, с. 82).

Раньше многие считали, что первобытные люди проводили в пещерах всю свою жизнь. По Эсхилу, люди Золотого века
                                                                                 
                                                                        "Во тьме сырых землянок и пещер,
                                                                         Как муравьи проворные, селились".

Но теперь установлено, что в пещерах люди чаще всего лишь зимовали. Причём след ледниковых стоянок - пепел очагов - лежит, большей частью, ближе к свету и воздуху; здесь люди жили плотской жизнью, а духовной - там, в глубине, во чреве Матери - Земли, в священном мраке.

Что же всё это значит?

Похоже, уже в самой глубочайшей древности человек знал, что Божество - в тайне, и чем сокровеннее, тем святее.  И ещё он знал, что к Божеству ведёт "узкий" путь нисхождения (в христианстве это - кенотический Путь спасения). При этом пещера служила входом в потусторонний "нижний" мир, где совершалась "медвежья свадьба" - посвящение. Являясь аналогом материнского чрева, она была одновременно и местом рождения духовного человека, и местом перехода от мрака к свету. Во время "второго рождения" инициатическая пещера бывает освещена изнутри светом "ярче тысячи солнц", а темнота царит вне её, так что профанический мир, естественно, отождествляется с "внешним мраком", а "второе рождение" есть в то же время и "озарение" (Р. Генон). Прорыв в потусторонний мир принципиально отделяет участников такого "озарения" от неучастников и на все времена полагает различие в их природе и качестве бытия. Значит, уже в пещерах "каменного" века совершались мистерии, которые Шеллинг назвал "перворелигией человечества". Эта "перворелигия" явилась "крёстной матерью" всех последующих мистерий вплоть до Голгофской мистерии Иисуса Христа, ибо опыт смерти и возрождения - это лейтмотив всех мировых религий.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] В отличие от европейского, африканское наскальное исскуство не является столь же древним. Его развитие прослеживается только приблизительно от VIII - VI тысячелетия до Р. Х.

[2] От Рейна до Байкала простирается эта "периферия" древнекаменной культуры, противостоящая "пещерно-храмовому" искусству франко-кантабрийского региона и взаимодействующая с ним. Это - стоянки первобытного человека. Ими особенно изобилуют Центр. Европа, Украина, Крым, территории по среднему течению Дона, Кавказ, Сибирь. Обычно поселения располагаются на речных террасах и представляют собой систему круглых или овальных жилищ, укреплённых каменными плитами и земляными валами. У края ледника, где дерево является большой редкостью, остов дома складывается из бивней и костей мамонта, рогов оленя, частей скелетов крупных животных. Так, ещё совсем недавно чукчи - современные наследники палеолитического человека - сооружали свои валькары из китовых костей. Стены дома - это скелет животного, интерьер - его утроба.

Традиционное полуподземное жилье эскимосов из костей и черепов гренландского и серого китов. Селение Масик. Рис. С.А. Богословского.

[3] Эскимосский охотник говорит этнографу В. Богоразу: "Ты думаешь, это мы, мужчины, убиваем тюленей и моржей? Ничуть не бывало. Это женщины, сидя у домашних очагов, колдовством заставляют зверей подходить к берегу и подставляться под наши удары".

[4] С. Н. Замятнину принадлежит блестящая расшифровка барельефных изображений из грота Лоссель (Франция). С помощью отдельных барельефов в Лоссель была изображена сцена охоты на лань, успеху которой помогают чародейством женщины.

[5] С древнейших времён существует соотнесение оппозиции "левый - правый" с понятием "женский - мужской". Видимо, в связи с тем, что левая рука была символом Великой Богини, возник ритуал целования руки жрице-царице племени, который позднее выродился в обычай целовать руку даме.

[6] Любопытно, что то же самое изображение можно увидеть на традиционной прялке народности вепс (север Вологодской области, Россия), а в слегка изменённой форме этот знак легко угадывается в знаменитой африканской ритуальной маске "канага" (народность догон).

Ритуальная маска канага

[7] В строго археологическом смысле термин "кроманьонец" относится только к людям, обитавшим на юго-западе Франции примерно от 35 до 12 тысяч лет назад (этот период принято называть верхним палеолитом). Но в более широком смысле название "кроманьонец" используется для обозначения первобытных людей в любом месте земного шара.
Tags: архаический мир, инициация, искусство, пещеры
Subscribe

  • Матриархат минангкабау.

    Путешественник Михаил Цыганов рассказывает о народности минангкабау на о. Суматра в Индонезии. " Всей жизнью минангкабау управляет обычай…

  • О женском обрезании.

    И. Л. Андреев пишет в своей монографии "Тамтам сзывает посвящённых" (М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 125-126): " Согласно…

  • Медовая Мекка.

    Старые пчелиные домики (ульи) в Майсане, регион Мекка, Саудовская Аравия Автор фото @sarhaniy https://t.co/XOau6P2ekW Просто невероятно! Пчёлы в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments