Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Этрусские женщины, равные мужчинам.

Автор - Катерина Войцеховская

этруски 1

Этрусское общество существовало на тех же экономических источниках, что и соседние народы - выращивание пшеницы, льна, изготовление металлических и керамических изделий, международная торговля.
Источником информации о жизни этрусков являются предметы быта и искусства, сохранившиеся чудом в роскошных гробницах богатых семей, а также литературные работы их современников - древних греков и древних римлян.
Резкий контраст между построением общества у этрусков и у соседних цивилизаций наблюдался в положении и роли женщины в сообществе. Этрусские женщины из высших слоев пользовались свободой, невозможной ни в одном из участков Средиземноморья.
Этруски на протяжении всей своей истории имели крепкие и дружные семьи.
Чем отличалась знатная римлянка от знатной этрусской женщины?
Самая знатная римлянка в латинских надписях будет фигурировать под родовым именем — Клавдия или Корнелия, — и даже императрица будет всего лишь Ливией, а у этрусских женщин было собственное имя: Рамса, Танаквиль, Фасти, Велия, — что позволяло им более полно раскрыть свою личность внутри семьи. Кроме того, если у римлян было только имя собственное, родовое имя и имя отца (M(arcus) TUllius M(arci) f(ilius), то этруски добавляли к ним ещё и фамилию матери, иногда даже с её именем. Одного претора из Тарквиний звали Larth Arnthal Plecus clan Ramthasc Apatrual, то есть "Ларс, сын Аррунса Плеко и Рамсы Апатронии", и эта традиция столь глубоко укоренилась в национальных обычаях, что сохранилась даже после романизации в латинских надписях в Этрурии, где имя матери (в глазах истинного римлянина это было излишней роскошью) соседствует с именем отца.
Этрусские женщины не должны были произносить брачный обет римлянок:"Если ты Гай, то я твоя Гая".
Между тем этрусские женщины пользовались дурной репутацией в глазах греков и римлян; даже серьёзные авторы, такие как Аристотель, подхватывали россказни, обвиняли их в том, что они пируют вместе с мужчинами, лёжа с ними под одним покрывалом. Авторы комедий, например Плавт, утверждали, что они добывали себе приданое, торгуя своей красотой.
Греческий историк Феопомп убеждал аудиторию в безнравственности этрусков. Пересказывая более ранние литературные источники, он утверждал, что этрусские женщины были счастливы обнажиться и последовать за мужчинами в гимнасии. Он говорил, что этрусские женщины не занимаются домом, употребляют вино, предлагая тосты с мужской развязностью.
Неизвестно, сколько правды и сколько лжи в этих описаниях, но, кажется, что Феопомпа больше всего возмущают не сами отношения полов, а отсутствие в них лицемерия. Образы томных мужей и женщин не редки на стенах этрусских гробниц, а вот на греческих вазах чаще всего рядом с распалёнными мужчинами изображались рядом куртизанки, эфебы, но ни в коем случае не жёны.
Если гречанка и римлянка жили в четырёх стенах, то этрусская женщина часто «выходила в свет», её можно было встретить повсюду, с её мнением считались, она находилась в центре внимания и не робела среди толпы мужчин, как сказал Тит Ливий об одной из них.

В Этрурии самые почтенные дамы, а не гетеры, как в Греции, имели законное право участвовать в пирах наряду с мужчинами и возлежать рядом с ними на триклинии, тогда как в Греции даже во время домашних обедов, изображённых на аттических стелах, жена скромно сидит, чтобы лучше услужить своему господину и повелителю.
Этрусские женщины не боялись предстать на многочисленных фресках в Тарквиниях, в гробницах Леопардов и Триклиния (V век); обычно их изображают со светлыми волосами (мужчины темноволосы) и в тяжёлых расшитых плащах, наброшенных поверх туники, в таком виде они посещали выступления танцоров, музыкантов и атлетов и даже, как показывает фреска из Орвьето, судили, сидя на возвышении, состязания боксёров, колесниц и акробатов, в то время как в Олимпии присутствовать на играх могла только одна женщина — жрица Деметры Хамины.
Подобное участие этрусской женщины во всех проявлениях общественной и частной жизни могло показаться нескромным, вызывало подозрения у соседних народов и давало врагам Этрурии пищу для сплетен.

Интересно, а как же одевались этрусские женщины?
На торжествах они изображены в танце, во время пирушек - смотрящими боевые игры. Они носили туники более длинные, нежели мужчины, которые также соответствовали греческому хитону, и часто украшали их каймой; во время празднеств они одевали верхний плащ — тебенну, богато вышитую и украшенную отделкой; волосы женщины заплетали в косы либо укладывали узлом, который закреплялся лентой. Носили они и головной убор, называемый тутулус (tutulus). Самые дорогие прочные ботинки изготовлялись из красной кожи. На переломе VI и V веков этот активный народ играл весьма заметную роль в жизни Средиземноморья, этруски имели торговые связи с самыми отдалёнными странами. Именно этим объясняется смесь различных влияний, сказавшихся на внешнем виде этрусского платья.
В своей конечной фазе одежда этрусков сыграла важную роль посредника между греческой и римской одеждой, непосредственным предшественником которой она является. И, наконец, её можно рассматривать как переходное звено к одежде средневековья.
Несмотря на всяческую роскошь, золото и драгоценности, нижняя и верхняя одежда этрусков уже носит характер средневекового платья. Где-то здесь родился средневековый заострённый башмак, средневековая тонзура, а также средневековая гражданская и церковная одежда.

Всё это помогает нам получить представление об этрусской женщине, имевшей привилегированное положение в обществе, где она блистала и трудясь, и развлекаясь, осыпаемая градом стрел чужеземных завистников и наделяемая в своей земле почти суверенной властью, сведущая в искусстве, образованная, питающая особую любовь к изыскам эллинской культуры и становящаяся проводником цивилизации, наконец, почитаемая после смерти как эманация могущественною божества. Такое место, возможно, занимали Федра или Ариадна на минойском Крите, а Корнелия, мать Гракхов, никогда бы не осмелилась претендовать на него в Риме.(с)

этруски 3


Tags: этруски
Subscribe

  • Лабрис и лилия.

    "Исследователи отмечают интересную связь между изображениями двойных топоров и лилий, часто сюжетно переплетённых на различных материальных…

  • О культе быка в Чатал-Хююке.

    Читая статью Е.Г. Вырщикова " Культ быка в ку л ьтуре Чатал-Хююк", я обратил внимание на нижеследующее изображение.…

  • "Венеры" и стеатопигия: есть ли связь?

    Существует ещё версия, согласно которой верхнепалеолитические "венеры" представляют собой изображения первобытных женщин с повышенным…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments