Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

АМАЗОНКИ (продолжение).

III

Отголоски этой религиозно-половой войны сохранились в легендах об амазонках.

Диодор Сицилийский, цитируя историка Дионисия, говорит, что некогда существовал удивительный народ амазонок, возникший, добившийся чрезвычайного процветания и исчезнувший задолго до Троянской войны. Некогда жили они на берегах озера Тритонис [1] , - сообщает Диодор очень древнее сказание, - но изгнанные оттуда страшным землетрясением, бежали они в Анатолию (Малую Азию) под предводительством Мирины, их царицы. К числу великих городов античности, основанных, как утверждают, царицами, приведшими свои рои "пчёл" из великого прародительского улья - государства амазонок, принажлежал Эфес. В Эфесе им приписывали постройку знаменитого храма в честь Артемиды [2] . Кроме расположенной в Эолиде Мирины [3] и Митилены на Лесбосе, ещё несколько городов Анатолии гордились тем, что были основаны амазонками. Притязания эти подтверждает тот факт, что в их окрестностях на монетах были популярны изображения фигур и голов амазонок, что являлось достаточной редкостью. Во фрагменте из Эфора, родившегося в Киме и, поэтому, по-видимому, сведущего в подробностях местных преданий, утверждается, что амазонки жили в Мисии, Карии и Лидии и возле них. Свидетельство это в целом указывает на ту часть Малой Азии, которая граничит с Эгейским морем и которая входила в сферу влияния Минойской цивилизации Крита. Этот факт легко согласуется с географической оправой предания о Беллерофоне, где Гомер говорит, что амазонок искали и нашли неподалёку от Ликии. Не столь уж далеко отсюда находится о. Патмос, на котором находилось урочище по имени Амазониум, и о. Лемнос, где располагалась другая Мирина. И вообще мы сталкиваемся с распространённой тенденцией помещать колонии амазонок на островах. По Диодору, амазонки жили на о. Геспер в Тритонидском озере. Страбон, ссылаясь на более раннее сочинение грека Посидония, пишет, что на реке Луаре существует остров, который населяют женщины из племени самнитов [4].
амазонка

Сама идея девушек-воительниц имеет очень широкое распространение. Стоит обратить внимание на то, что старинные авторы, описывая африканских амазонок и передавая предания американских индейцев, относили этих воинственных дев к "белой" расе. Из этого нередко делался вывод, что и африканские и американские амазонки являлись выходцами из Европы. Однако полагая, что для подобного мнения существовала реальная основа, можно без труда дать ему и другую интерпретацию. На самом деле, светлая кожа в данном случае указывает на высший общественный класс. Как справедливо - хотя и по другому поводу - заметил сэр Ричард Бартон: "Общественное положение связано с различиями в цвете кожи; чем выше сан, тем она светлее... Вожди светлее подданных даже у негров Центральной Африки" (цит. по: Ротери Г. К., Беннет Ф. М. Золотой век амазонок. - М., 2004, с. 200).

Итак, в легендах об амазонках обнаруживается мифологическая память о Золотом веке матриархата, когда во главе общин стояли женщины-шаманки. Они-то и стали девами-воительницами греческого предания. Памятью об их деяниях служили многочисленные гробницы воительниц в греческих землях [5]. Они поклонялись Великой Матери [6], одной из ипстасей которой являлась греческая Артемида. Охотница Артемида была богиней-девственницей, соперницей патриархальных богов во главе с Зевсом и покровительницей древних оргиастических культов [7]. В Эфесе богине служили девы и жрецы-евнухи, называвшиеся мегабизами. По-видимому, последние были теми самыми эссенами, которые, по свидетельству Павсания, служили при храме один год и были обязаны соблюдать целомудрие, а также аскетические условия питания и очищения.

Piccy.info - Free Image HostingВсе греческие авторы дружно утверждают, что амазонки почитали Артемиду и презирали греческую культуру. Кажется, последняя память об этом сопротивлении греческим патриархальным порядкам сохранилась в "Молящих" Эсхила. В этой трагедии пятьдесят невест, дочерей Даная, бегут от пятидесяти женихов, сынов Египта, в пеласгийский Аргос, "как стая голубок - от коршунов". Многозначительно связывает Эсхил Данаид с амазонками.

Дочери Даная, "девственницы неукротимые", ненавидят не только своих женихов, но и самый брак, и если он - воля богов, то и на них восстают. "Мужебоязнью врождённой" гонимые, бегут они от брака:

"Лучше в петлю, чем на ложе
Ненавистное мужей,
Лучше смерть и ад!
"

Попытки мужчин поставить на колени служительниц Артемиды вызывали их сопротивление и заставляли вооружаться - сперва для защиты, а потом и для кровавой мести. Однако мнимая "кровожадность" амазонок - клевета мужчин [8]; помнят поклонницы Великой Матери завет её - мир. Начали войну мужчины; женщины только защищаются. Молят царя земного:

"Познай мужей обиду",

и Царя Небесного:

"Зевс, избавь от мужского насилья...
Зевс, подай одоление жёнам
!"

Молят, но знают, что никто их теперь не услышит - ни на земле, ни на Небе; древнее царство их кончено: новые боги и люди - все против них.

"На Олимпе Зевс насильем
Стародавние законы
святотатственно попрал
..." [9]

С ними осталась только дева Артемида [10]. К ней и прибегают с последней мольбой:

                 "О, да избегну я,
                 Дева безбрачная,
                 Ига объятий мужских!
Да преклонит же к молящим
Лик свой милостивый Зевса
Целомудренная дочь,
И святым своим покровом
От бесстыдного насилья
Дева - деву защитит
!"

Чтобы понять, почему дочери Даная так ненавидели своих женихов, необходимо прежде увидеть то рабское положение, в котором оказывалась замужняя женщина в патриархальном обществе.

Целью древнегреческого брака было рождение красивых и здоровых детей и ведение домашнего хозяйства женщиной. Прежде всего принимались во внимание здоровье, "породистость", молодость и другие чисто внешние качества "самки", необходимые для размножения, причём они, на основании патриархального закона, проверялись "пробными ночами". Таким образом, молодая гречанка, очень рано выходившая замуж [11], "из клетки материнского гинекея переходила в клетку мужа" и здесь вела замкнутое, полурабское существование. Для древнего грека его жена - лишь первая среди служанок. Она никогда не может покинуть гинекей, где она следит за работой рабынь и сама принимает в ней участие. Лишь изредка ей разрешают навестить родителей или отправиться в баню, но всегда под бдительным надзором рабыни. Она не знает друзей своего мужа, не присутствует на пирушках, где они собираются и куда приводят своих любовниц. Её единственная забота - рожать детей своему мужу и воспитывать своих сыновей до семилетнего возраста, когда их от неё отнимают. Дочерей же она оставляет при себе, приучая их к унылой жизни в гинекее в роли послушной рабыни.

Низведённая до инструментальных функций пассивного орудия [12] удовлетворения мужской похоти, загнанная в тюремные пределы кухонь и огородов, женщина вместе со свободой утратила и свою красоту, очарование, духовное величие. Превращённая в рабыню, она исподволь стала мстить мужчине истерикой, сознательно подчёркнутой бестолковостью и апатией ко всем "мужским" делам. Такие социально "опущенные" и опустившиеся женщины стали объектами насмешек и презрения со стороны греческих поэтов. Симонид Аморгский педантически делит женщиин на десять категорий, придавая каждой черты того или иного животного. Есть женщины, происходящие от свиньи:

"У ней всегда всё в доме
Неубранным лежит, валяясь на полу.
Сама ж немытая, в нестиранных одеждах
Сидит она в грязи, жирея с каждым днём
".

Есть женщина-лиса, вся - хитрость и уловки, женщина - собачья дочь, болтунья и сплетница, она лает без устали, так что муж не может заставить её замолчать, даже выбив её зубы камнями. Есть женщина-обезьяна, настолько уродливая, что следует лишь посочувствовать бедному мужу,

     "...кто должен это зло
В объятья заключать
!.."

Эта грубо-женонавистническая поэзия отражает негативные изменения в положении женщины, произошедшие с наступлением эпохи патриархата. В патриархальном обществе женщина могла сохранить всю силу своего очарования лишь защищая и отстаивая свою свободу на Тропе войны [13].

Однако отдельным женщинам всё же удавалось сохранить свободу в роли... куртизанок. Именно их приглашали мужчины на свои симпозии, в них влюблялись, им писали стихи, с них даже лепили статуи богинь. Здесь, в сфере любовной магии,   женщины сохранили свою колдовскую силу.


(продолжение следует)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Тритонис - озеро, бывшее некогда на месте Мраморного моря. В период оледенений, когда уровень океана опускался на 90 (по другим данным - даже на 150) метров, проливов Босфор и Дарданеллы не существовало. Но с глобальным потеплением климата уровень воды в Средиземном море сильно поднялся. Прорыв Дарданелл, вызванный землетрясением чудовищной силы, привёл к образованию Мраморного моря, которое до этого было озером, соединявшимся рекой (на месте будущего пролива Босфор) с Чёрным морем. Последствия этой катастрофы были грандиозны. Уровень воды в Чёрном море за короткий срок поднялся более чем на 100 метров, на месте бывшей низменности, по которой текли (и стекались в одно русло) палео-Кубань и палео-Дон, образовалось Азовское море.

[2] Павсаний считал, что святилище Артемиды Эфесской было основано до-ионийским населением региона, то есть лидийцами. Тогда следует предположить, что здесь мы имеем дело с почитанием лидийской Матери. Имя Артемида, под которым фигурирует эта богиня, означает лишь то, что греческие колонисты приспособили к себе обнаруженный здесь культ.

[3] В Анатолии существовало ещё два города, носивших такое имя; все три связывали своё происхождение с амазонками, однако главным среди них считался расположенный в Эолиде.

[4] Древние жители Европы в конце каменного века нередко сооружали искусственные острова на озёрах или речных мелководьях. Для этого они забивали в дно деревянные сваи, сверху устанавливали настил и нанём строили хижины.

[5] Известно о существовании гробницы Антиопы в Афинах, гробниц амазонок в Херонее и Фессалии, гробницы Мирины возле Трои, гробницы Анеи возле одноимённого города, гробницы Пентесилеи в Аристее.

[6] Аполлоний в своей "Аргонавтике" изображает амазонок выполняющими обряд, в точности соответствующий творимому в Пессинунте. Он представляет собой почитание чёрного камня. Мы узнаём из Диодора, что амазонки оказали особую честь Матери богов, посвятив её остров Самофракия, установив там её алтари и вознеся великолепные жертвоприношения. А Геродот заверял на основе своего опыта как посвящённого, что Самофракийские мистерии имеют пеласгийское происхождение.

[7] В Артемиде проявляется северное, "гиперборейское" начало: её образ прочно связан с образом медведицы. Священные танцы в честь Артемиды Бравронии жрицы исполняли в медвежьих шкурах. Артемиде был посвящён месяц артемизион - март, время, когда медведи выходят из зимней спячки. Миф о Каллисто косвенно связывает Артемиду с созданием созвездия Большой Медведицы. Ей, по всей видимости, приносили человеческие жертвы, о чём свидетельствует жертвоприношение Ифигении и ксеноктония в Тавриде.

[8] Устрашающие черты амазонок - результат неизбежной демонизации поверженных былых властительниц после победы патриархального строя. Победители обычно наговаривают на своих противников, а побеждённым не даётся слово для оправдания.

[9] С точки зрения патриархальной "олимпийской" мифологии, Зевсу, Посейдону и Аиду принадлежала верховная власть над миром; однако, приобретённая путём захвата, она не была "изначальной" и, следовательно, не могла рассматриваться как естественная и легитимная.

[10] Напомним по этому поводу, что храм именно Артемиды пострадал в Эфесе от небезызвестного Герострата.

[11] В греко-римской античности помолвки разрешались уже в 7 лет. Двенадцатилетний возраст девушки считался уже вполне пригодным для брака ( в архаической Греции невеста иногда бывала такой юной - 9 - 10 лет, - что в день свадьбы ей приходилось сжигать свои игрушки на алтаре Артемиды). В месопотами и у древних евреев девушки вступали в брачный возраст также в 11 - 12 лет. В двенадцать с половиной лет девушка считалась "засидевшейся", такую никто уже не хотел брать. В Римской империи девушка, которая к двадцати годам не становилась матерью ("матроной"), подвергалась большому штрафу, назначенному Октавианом Августом за бездетность. В древней Индии идеальным браком считался тот, в котором возраст невесты составляет 1/3 от возраста жениха. В книгах патриархальных законов, приписывавшихся Ману, самыми подходящими возрастами называются 8 лет и 24 года соответственно.

[12] Жена афинского гражданина - всего лишь "ойкурема", т. е. "предмет" (по-гречески это слово среднего рода), созданный для "домашнего хозяйства".

[13] Любопытно, что многократно воспетая вавилонская Иштар с архаической эпохи известна как богиня любви и... войны. Женская воинственность может быть связана только с девственностью, точнее с хранением и защитой девственности: ср. девственных Афину и Артемиду (последняя, впрочем, не воительница, а охотница), скандинавских валькирий - дев-воительниц. Характерно, например, что дева-богатырь Брунхильда ( в скандинавских версиях сказаний о Нибелунгах она прямо названа валькирией) теряет свою силу вместе с потерей девства.
Tags: Артемида, Греция, амазонки, брак, золотой век
Subscribe

  • Анахита.

    Автор блога Old Europe culture в своей статье " Анахита?" приводит изображение этого блюда с «танцовщицей» (как некоторые…

  • К вопросу о первых носителях власти.

    И. Л. Андреев говорит, что "истоки властного авторитета коренились в окутанном замысловатыми ритуалами культе предков. Первые носители власти…

  • "Богиня города".

    "Богиня города" ("Челябинский трансмутационный завод имени Иштар"). Источник. Я бы сказал, что сия картинка очень даже в тему…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments