Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О Чатал-Хююке, матриархате и трехтысячелетнем мире.

У hyperboreus прочитал статью О Чатал-Хююке, матриархате и трехтысячелетнем мире. Изложено всё верно, - придраться не к чему, - поэтому я решил её пересадить в свой "парничок", для коллекции. Впрочем, с некоторыми суждениями уважаемого hyperboreus'а я не согласен и высказал своё мнение на сей счёт в примечаниях к тексту.

Анатолийский неолит (Чатал-Хююк, Гёбекли-Тепе, Чайоню, Невалы-Чори) дает любопытную пищу для ума. Пишут, что примерно на протяжении двух-трех тысяч лет (IX-VII тысячелетия до нашей эры) здесь в нескольких постоянных «городах» мирно жили люди: никто на них не нападал, ни с кем они не воевали, климат был мягким, а впервые одомашненные животные и злаки давали изобильное пропитание. Золотой век, да и только. Поэтому и расплодилось людей весьма немало: по 5-10 тысяч в каждом из поселений, что для неолита невероятно много (европейские насчитывали в это время по 100-150 жителей).

mosika_901_00001

Конечно, все это на уровне гипотез, но давайте представим, каково это: жить двадцать-тридцать веков в мире и достатке? В столь скученном обществе это практически невероятно: обязательно перегрызутся, начнут объединяться во враждебные союзы, одни — собирать богатства, другие — попадать к первым в кабалу. Долгий мир — сама по себе опасная штука [1]. В социуме нарастают напряжения, непримиримость, притупляются первичные инстинкты выживания, накапливаются паразитные ценности вроде сложных ритуалов и обычаев, пронизывающих все общество [2]. Одним словом, торжествует китайщина. Как бы ни относиться к войнам и революциям, но их оздоровительный эффект несомненен: перетряхивая социум, они снимают напряжения, переоценивают ценности в пользу самых базовых, т. е. вновь заставляют людей ценить и любить жизнь, дружбу, хлеб как таковые [3].


Как же тогда возможно общество с двухтысячелетним миром? Только если его что-то сверхнадежно скрепляет (ага, те самые «скрепы»). Тотальная религиозная идеология подходит на эту роль лучше всего. Было ли общество Чатал-Хююка религиозным? Исследователи уже не сомневаются в этом. Найдено множество помещений, которые могли быть своеобразными святилищами; множество женских статуэток, скульптур бычьих голов и фресок с явно мифологическим содержанием. Но главное доказательство — само существование огромного культового сооружения Гёбекли-Тепе, строительство которого было, скорее всего, общим делом всех неолитических анатолийцев (установка колонн весом в 50 тонн требуют весьма большого количества рабочих и высокой организации труда).



Таким образом, общество Чатал-Хююка и ему подобных поселений мне представляется предельно религиозным: ритуализации здесь подвергнуто все человеческое бытие; сложными обрядами сопровождается и освящается любое дело; каждый шаг, словно со дна илистого озера, поднимает клубы мифов, суеверий и церемоний. Все они, разумеется, существуют не сами по себе, а подчинены некой трансцендентной цели, неподдельная вера в которую и служит лучшим гарантом послушания человека. Какие это могут быть цели? Основные три: надежда на хорошую жизнь для себя и своих потомков; надежда на бессмертие (загробную жизнь); надежда на воссоединение с предками (или поддержание их загробной жизни). Возможно, в Чатал-Хююке в той или иной степени были задействованы все-три.



Но кажется, какого-то фактора не хватает. Мы знаем, что и традиционные религии подвержены постепенной деградации. Жрецы накапливают богатства, которые развращают их. Чатал-Хююк в этом отношении представляет загадку: его дома примерно равных размеров, благосостояние его жителей было примерно одинаковым, не найдено никакого дворца или главного административного здания, нет даже главной площади. Кажется, что наши всемогущие жрецы, способные организовать тысячи людей возводить вдали от дома мегалитические сооружения, просто жили со всеми в одних и тех же домах. Возможно ли такое? Да, если предположить матриархат.

Между женщиной и мужчиной психологически есть одна важная разница: мужчина всегда стремится к господству и иерархии. Женщина вполне способна существовать на низших ступенях социальной лестницы, безразличная к своему статусу и необходимости доминировать. Поэтому в отличие от жреца-мужчины, со временем неизбежно занимающего место на верхушке общества, что, в свою очередь, приводит его к падению, женщине-жрице падать некуда: она не претендует ни на какие материальные богатства, ни на какую общественную власть, целиком подчиняя себя требованиям своей религии, являясь, таким образом, идеальным слугой и фанатиком божества. Религиозный фанатизм женщин, кстати, даст любую фору мужскому. Жертвенность у женщины тоже, что называется, в крови.



Таким образом, именно абсолютный теоматриархат объясняет сверхдолгий мир неолитических поселений Анатолии. Жрицей, по-видимому, была практически каждая женщина. В быту ничем не выделяясь, не требуя к себе лично никаких благ и почестей, она была идеальным проводником воли божества, хранителем многочисленных ритуалов и преданий. Ее низкое социальное положение не вызывало революционного желания свергнуть и занять ее место; вполне возможно, что ее позиции еще более укреплялись фанатическим принесением себя в жертву; этим женщины-жрицы доказывали, сколь важна для них (а значит и для всех) их религия. Думаю, это было обезглавливание, ибо в Чатал-Хююке существовал культ черепов — обезглавленные тела хоронили отдельно, черепа же, покрытые алебастром и охрой, выставляли, по-видимому, на всеобщее обозрение.

Как же погибла анатолийская неолитическая цивилизация? Вряд ли это было нашествие враждебных племен. Такое ощущение, что люди просто ушли из своих тесных городов. Предварительно засыпав землей культовые мегалиты, ставшие им вдруг ненужными. Закончилась эпоха великой Богини-Матери и мирного женского земледелия. В Анатолии открыли секрет ковки сначала меди, потом и бронзы. Началась новая эпоха — эпоха металла, оружия, мужской силы и мужских богов, любящих войну. Вольные степи, опасность и удаль поманили праиндоевропейцев (а именно их предками многие и считают анатолийцев), и вместо терпеливого служения земле те отправились покорять весь мир под небом.




----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Долгий мир - вполне себе безопасная штука, при наличии в обществе механизма отбора человеческого материала. Одно дело - общество, состоящее из творческих людей. И совсем другое дело - общество, состоящее из людей, не знающих, чем занять себя; для такого рода людей и война - развлечение. Теперь, если мы под этим углом зрения сравним древних египтян и каких-нибудь монгольских кочевников времён Чингис-хана и Тамерлана, то сразу бросается в глаза монументальное культурное наследие - первых, и полное отсутствие такового - у вторых. Египетские сокровища грабили две с половиной тысячи лет до прихода европейцев, потом европейцы и американцы заполнили свои музеи египетскими экспонатами, да притом сколько ещё артефактов было продано на "чёрном рынке" - одному Богу известно! Египтянам некогда было воевать, - они творили, созидали, строили. Если бы они воевали "по-настоящему", они бы не построили пирамиды. Монгольские кочевники постоянно воевали, расширяли и раздвигали границы империи, - потому от них ничего и не осталось; даже от самой столицы империи Чингис-хана - Каракорума -.не сохранилось никаких развалин. На его предполагаемом месте сейчас ровное поле с травами, хотя все известные в мире столицы оставили потомкам зримые следы своего процветания в виде остатков каменных стен и фундаментов. По всей видимости, в матриархальных обществах существовал реальный механизм отбора человеческого материала. Миф о Минотавре в Лабиринте, пожирающем молодых людей, как раз и даёт намёк на этот механизм. Всякого рода кретины-мужланы, у которых "чешутся руки" для драки, быстро находили свою смерть на рогах Минотавра. И общество, освобождённое таким образом от дураков, наслаждалось прелестями долгого мира. Учёные историки говорят, что на Крите не было войны столь же долгий промежуток времени, как от Троянской войны и до наших дней. Кстати, раскопки на Крите доказали, что там была такая же матриархальная культура, как и в Чатал-Хююке.

[2] Тут я не согласен с тем, что ритуалы и обычаи - это "паразитные ценности". Вот, например, Элевсинские мистерии существовали в Греции на протяжении более 2000 лет. Сотни тысяч человек прошли сквозь врата Элевсина, включая и таких прославленных деятелей античной Греции, как Платон, Аристотель и Софокл. И все они единодушно утверждают, что этот опыт был для них поистине преобразующим, так что после церемонии они в буквальном смысле слова стали новыми людьми. Вот что, в частности, написал Софокл после своего посвящения в Элевсине: "Трижды блаженны те смертные, кто уходит в Гадес, увидев эти обряды. Ведь только их ждет там истинная жизнь. Для остальных же там — все зло". Как отмечает археолог Георгий Милонас, "когда мы читаем эти и схожие утверждения, принадлежащие перу величайших умов древности, мы волей-неволей начинаем верить в то, что Элевсинские мистерии не были пустой детской забавой, призванной одурачить глупых и невежественных крестьян. Скорее они представляли собой целую философию жизни — философию, обладающую вещественностью и значением и способную вложить частичку истины в душу человека. Это мнение лишь подтверждается словами Цицерона о том, что Афины не дали миру ничего более прекрасного и божественного, чем Элевсинские мистерии".

[3] Лично я глубоко сомневаюсь в "оздоровительном эффекте" войн и революций. Потому что  "Есть только одна революция - революция сознания, всё остальное - кровавое месиво" (с) Mr.Freeman. Война - это дерьмо. Самое страшное дерьмо в жизни. Потому что на войне побеждает не тот, кто прав, а тот, у кого длиннее меч, или больше денег на войну, или больше "пушечного мяса". Потому что и на самой "справедливой" войне солдаты совершают преступления. Это хорошо показано в американском фильме "Взвод" про войну во Вьетнаме, где солдаты, напуганные до смерти, палят без разбору во всё, что движется - и в женщин, и в детей...
Tags: Чатал-Хююк, матриархат=мир
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments