Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Красная Солнушка.

В первобытном мировоззрении Солнце представляется дочерью Матери Земли. Тьма материнского чрева - та же тьма подземных недр Земли; и так же, как мать рождает дитя, Земля ежедневно рождает Солнце (на это указывает выходящая из женского лона голова - "солнце" - ребёнка).

СолнушкаПервоначально слово "солнце" в мифологии славян было женского рода. В древнерусских сказаниях говорилось о том, что на Иванов день (24 июня) из своего чертога выезжает на колеснице "Солнца" навстречу своему жениху Месяцу. "Солнца" - это девушка ("красна девица" русских народных сказок); она всегда представлена в образе невесты. (Послушать русские крестьянские песни о солнушке можно на сайте MP3-Engine.Ru, написав в поисковике слово "солнушка".)

В Ригведе Суриа (солнце) - невеста, а Сома (луна) - жених. Аналогичным образом в Эдде луна и солнце - соответственно жених и невеста. У скандинавов средневековые источники упоминают богиню сонца Сол, за которой гонится волк. В немецком языке слово "солнце" - женского рода (die Sonne), а "луна" - мужского (der Mond). В староанглийском языке слово "солнце" тоже было женского рода. У хеттов и у грузин божество солнца было женским. Солнце считалось "женщиной" у австралийцев, малайзийцев, эскимосов, некоторых индейских племён.

Литовское saule - слово женского рода. Литовский фольклор богат песнями, в которых солнце представляется девушкой, невестой. Свадьба происходит "за морем", на западе (т.е. там, где солнце "заходит", умирает; следовательно, солнце-дева достаётся владыке преисподней). В литовской песне в адрес возрождающегося солнца говорится: "Милое Солнышко, божья дочка, что так долго жила вдали от нас?" (Потебня А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. - М., 1865, с. 225).

Бессмертной душою Солнца являлась птица Феникс - сгорающая и возрождающаяся из пепла. Возможно, "таинственность", "безымянность" души (существовало табу на произнесение её имени) и стала причиной забвения её женской сути, превращения самого имени Феникс в слово мужского рода. Но в русской традиции она неизменно женского рода - птица Феникс, "Жар-птица".

Жар-птица

В тайных и, несомненно, древнейших заклинаниях великороссы обращались к дневному светилу: "Матушка, красная Солонь!" А. Афанасьев писал, что в народных песнях зимнее солнце представляется в образе женщины. Сохранилась в записи XIX века удивительная по своему космическому мироощущению песня липецкой девушки (Тамбовская губерния), которая перечисляет свою астрально-космическую родословную:

"Мне матушка - красна Солнушка,
А батюшка - светел Месяц,
Братцы у меня - часты Звёздушки,
А сестрицы - белы Зорюшки".

В песенном творчестве практически всех славянских народов мы встречаем уподобление человеческой семьи основным небесным светилам - солнцу, месяцу и звёздам. В одной русской колядке, записанной на Севере, пелось:

"Стоят три терема златоверхие:
В первом терему - млад светел Месяц,
Во втором терему - красно Солнышко,
В третьем терему - часты звёздочки.
Светлый Месяц - то хозяин в дому,
Красно Солнышко - то хозяюшка,
Часты звёздочки - то детушки".

Южнее эта коляда исполнялась немного по-другому:

"На дворе у него да три терема:
Во первом терему да светел Месяц,
Во втором терему красно Солнышко,
В третьем терему часты звёзды;
Что светел месяц, то Устинов дом,
Что красно солнце, то Улита его,
Что часты звёзды, малы детушки" (цит. по: Серяков М. Сварог. - М., 2004, с. 70).

Аналогичную картину мы видим и в украинской колядке:

"Що на небi мiсяць - то наш господарь,
Що на небi зiрки - то его дiтки,
Що на небi сонце - то его жiнка".

По мифам многих народов, место постоянного обитания Солнца - подземный мир, и выходит оно на небо временно, причём не по своей воле. У древних славян ночь на Ивана Купалу 24 июня считалась брачной ночью "Красной Девицы" и рогатого бога преисподней. При этом Солнце-Дева погибала, но утром 25 декабря на небо восходила девочка Коляда. Хотя современные родноверы считают Коляду "славяно-русским богом", но этнография говорит о другом. В украинской колядке есть такие слова: "Уродилась Коляда накануне Рождества". Коляда 2Раньше у русских крестьян существовал следующий обряд, совершавшийся на Рождество: девицу, одетую в белую одежду, возили в санях; её называли "Колядой". У поэта Сергея Есенина в описании зимы есть слова: "забежала Коляда на село". Есенин, будучи выходцем из крестьянской среды (в отличие от современных родноверов), очевидно, знал, что в народе существовало такое представление.

СнегурочкаНетрудно угадать в этой Коляде нынешний персонаж новогодних праздников, известный под названием Снегурочка. В Германии в рождественский вечер носили соломенное чучело, одетое старой женщиной, в полночь его сжигали, а на его место сажали девочку в белой одежде с золотой короной на голове [1] и носили её с пением по деревне. Именно поэтому у древних германцев Рождество называлось "материнской ночью".

В эпоху матриархата символом ночного светила являлся бык, а символом дневного - корова.

Происхождение слова "корова" пока достоверно не установлено. Представляется, что ключ к его объяснению содержится в некоторых несомненных параллелях, имеющих явную космическую направленность. Слово это - "каравай". Каравай - первоначально непременный элемент свадебного обряда, видимо, означавший ритуальную смерть невесты-солнца и выбор новой девочки-"коляды". Ныне отголосок этого обряда сохранился в популярной детской игровой песенке (несомненно, древнего происхождения) с припевом "каравай, каравай, кого хочешь выбирай".

Всё вышесказанное наводит на предположение, что корневая основа "кор-" в однокоренных словах "корова" и "коровай" связана по смыслу и происхождению с корневой основой "хор-", где "к" и "х" - трансформирующиеся взаимозаменяемые согласные звуки. Это доказывают и варианты русского слова "хоровод" - "коровод" (В. Даль) и "корогод" (М. Фасмер), означающий круговой танец (ср. "корона" - кольцеобразный головной убор, от латинского слова, означающего "венок"). В древнеславянских же обрядах хороводы были связаны с культом Солнца.

В Индии задолго до вторжения ариев сформировался культ священных коров, бытующий и по сей день [2]. Корова - животное из разряда "неприкасаемых", в то время как бык - жертвенное животное.

Священная корова

Бык стал аналогом луны в силу ассоциативной связи, возникшей из-за сходства рогов и полумесяца.

Бык

Помимо того, лунный серп является ладьёй, отвозящей умерших в царство мёртвых.

Модель погребальной ладьи из гробницы Тутанхамона. Дерево. 14 в. до н. э

Луна, в отличие от Солнца, - это мёртвое светило. В связи с этим в лоне матриархальной культуры сложилось представление о Луне как обиталище духов умерших предков. Это представление зафиксировано в ассиро-вавилонской, финикийской, хеттской и анатолийской иконографии, а впоследствии распространилось на памятники и надгробия по всей Римской империи.

Духи умерших

Духи умерших - это семена будущих жизней. В этом смысле Луна в эпоху матриархата рассматривалась как семянохранилище, а небесный Бык - как осеменитель женщин. В авестийском языке есть специальный эпитет для месяца - "содержащий семя для коров" (Соколов С. Н. Язык Авесты. - Л., 1964, с. 247). Корова же являлась аллегорией женского начала [3].

Женская беременность длится, как известно, около 280 дней, то есть 10 лунных месяцев. Четырёхнедельный лунный цикл совпадает с женским менструальным циклом, который обычно составляет 28 дней. Это соответствие привело к тому, что между женщиной и лунным Быком установилась мистическая связь, тем более что количество дней в году - 364 - без остатка делится на 28 [4].

В мифологическом сознании возникло представление о том, что бог луны вызывает периодическое ежемесячное недомогание женщин. Перед новолунием луна в течение трёх ночей остаётся невидимой; в древности люди верили, что на это время небесный Бык спускается на землю. Бык воспринимался как небесный Жених, жаждущий встречи с молодыми девушками. Такая мистическая встреча могла состояться во время менструации, когда вместе с менструальной кровью из девушки исходила душа [5]. Именно в этот момент ею могли овладеть потусторонние силы; небесный Бык мог "войти" в неё и "осеменить" её новой жизнью духа. Во всех древних обществах существовал строгий запрет для мужчин прикасаться к женщинам во время менструации; "критические дни" были временем общения с рогатым богом; для этого женщины удалялись из своих общин и самоизолировались в пещерах и гротах, землянках, шалашах, "избушках на курьих ножках".

Эта древнейшая традиция сохранилась до нашего времени. У некоторых "примитивных" народов девушки с появлением первых признаков созревания изолируются не только от соплеменников, но и от солнца. Старые опытные женщины утверждают, что девушку "одолела мощная сила... Если не держать её в узде, она разрушит не только саму девушку, но и всех вокруг".

Здесь мы вплотную подошли к женским инициациям, но это - отдельная большая тема, которой мы пока касаться не будем.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Нимбы разных видов первоначально возникли в качестве символа Богини. Кибела изображалась с зубчатой короной или диадемой на голове.
Кибела
Диадема украшала голову греческой Геры и Римской Юноны.

Гера

Уподобляясь Богине, женщины носили диадему; русский кокошник имеет такое же происхождение.

Кокошник 2

Поскольку диадема была атрибутом божественной владычицы, она стала символом царской власти. Затем, в эпоху патриархата, нимб был переосмыслен как сияние вокруг головы огнесветоносных богов.

Митра

Впоследствии он применялся как символ божественности на изображениях римских императоров,

Август

буддийских и христианских святых.

Будда

И ещё раз кокошник для сравнения:

Кокошник


[2] Почитание коров, восходящее к доарийской эпохе, особенно присуще Южной, дравидийской Индии; культ коров чужд Ригведе.

[3] Эта аллегория сохранилась до сих пор в русском молодёжном слэнге, где "тёлка" - девушка.

[4] 13 лунных месяцев по 28 дней = 364. В 13-м месяце "умирал" старый год. (Кстати, у древних евреев числа обозначались буквами; число 13 выражалось буквой "м", и с этой же буквы начиналось слово "мэм" - смерть.) Дополнительный день земного года, возникающий из-за несовпадения сидерического года и первым месяцем нового календарного года, и был самым важным (и самым "страшным") из 365 дней.

[5] "Душа человека - в крови", верили древние люди, в том числе и иудеи, согласно ветхозаветной книге Левит 17:11.
Tags: бык, корова, луна, менструация, мифология, символика, солнце, языкознание
Subscribe

  • Лариса.

    Автор блога Old European culture сообщает, что, " по-видимому, это единственный менгир, когда-либо обнаруженный в Греции. Высотою два…

  • О скипетрах (2).

    Я уже говорил о скипетрах как инсигниях власти арийского паханата. Автор блога Old Eurupean culture также затрагивает эту "щекотливую"…

  • Роженица

    Каменная плита из Гёбекли-Тепе (10–8 тыс. до н.э.) с резьбой, изображающей женщину в позе для родов. Керамический черепок с женской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments