Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Эволюция семьи и матриархата по Моргану.

Lewis henry morgan.jpgАвтор: Неизвестный

Льюис Генри Морган (1818 - 1881) - выдающийся американский этнограф и социолог.

Первым показал значение рода как основной ячейки первобытного общества. Утверждал историческую закономерность развития форм собственности от коллективных к частным, эволюции семьи и брака от коллективных (групповых) форм к частным (индивидуальным).

Никто из членов рода не может вступать в брак внутри рода - открытием этого факта Морган впервые раскрыл сущность рода.

Морган указал на ошибку в представлениях о соотношении семьи, рода, общества. До Моргана делалось допущение, что первичная ячейка общества - семья, вокруг которой кристаллизуется род, племя, народ (союз племён). Морган считал, что род и семья противостоят друг другу. Семья не могла входить в род: муж и жена, составлявшие одну семью, принадлежали разным родам, супруги оставались каждый со своей фамилией и чувствовали себя принадлежащими к разным родам, к разным обществам. Они следовали обычаям своего рода, выполняли его требования и были включены в жизнь каждый своего рода. Поскольку семья не могла целиком входить в род, она не могла и быть ячейкой рода. Ячейкой общества Морган считает не семью, а род. Роды объединялись во фратрии, те - в племя и т.д. После того, как во многих странах были утрачены родовые порядки, семья стала считаться ячейкой общества.

Морган обосновал периодизацию общественного развития человека, существовавшую в 18-19 ст.:
Дикость - первый этап, начался с появлением человека. Время становления человека и раннего родового строя.
Варварство - начинается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности.
Цивилизация - следующий этап.

Небезынтересно узнать, что разным типам (или стадиям) древнего общества соответствуют разные типы домов, в которых живёт человек. На стадии дикости человек живёт в хижине, на стадии варварства - в коммунальных домах (общие дома, общежития), на стадии цивилизации - в отдельных домах для отдельной семьи. Уже одна эта схема Моргана должна была вызвать запрет на его сочинения в СССР (и негласный запрет существовал-таки).

На первом этапе существовал групповой брак.

По описанию Моргана, при групповом браке есть две группы; все члены одной группы вступают в половые отношения со всеми членами другой группы. Группа мужчин вступает в половые отношения со всеми женщинами предназначенной им группы женщин. Понятно, что в таком случае невозможно определить, от какого мужчины родился ребёнок, но легко видеть от какой женщины он родился - по факту родов. Счёт происхождения по отцу невозможен. Групповой брак на стадии дикости и неразвитости человека давал огромные преимущества в условиях существования и уровне безопасности по сравнению с отдельной небольшой группой из мужа, жены и детей, которая до определённого времени не смогла бы выжить. Групповой брак был не удовольствием и развлечением, но обязанностью, возможности отказаться от многочисленных партнёров не было.

Для второго этапа - варварства - характерна парная семья. Парную семью Морган описывает так:

Несколько семей находились в одном доме, образуя общее хозяйство на коммунистических принципах. Факт совместной жизни говорит о слабости семей для самостоятельной жизни. Такие семьи уже имели некоторые свойства моногамной семьи. Жена уже значила для мужа больше, чем просто основная жена. Она стала компаньоном, готовила мужу еду, была матерью детей, которых муж мог с некоторой долей уверенности считать своими. Рождение детей, о которых муж и жена совместно заботились, связывало и укрепляло такой брачный союз. Но этот союз был основан не на чувствах, а на сожительстве и на необходимости. Браки устраивались родителями, и брачующиеся могли не знать друг друга до вступления в брак. Брак существовал только до тех пор, пока доставлял удовольствие партнёрам. Как муж, так и жена пользовались правом оставить друг друга ради нового партнёра, не нарушая обычаев своего рода или племени. Однако, общественное мнение восставало против расставаний супругов. Видя нарастающее неприятие супругами друг друга, родственники пытались их примирить, что часто удавалось. В других случаях пара расходилась, жена уходила из дома мужа, уводя детей, которые считались исключительно её детьми. В случае, если в доме господствовали родственники жены, а таких случаев было большинство, уходил из дома муж.

Моногамная семья впервые появляется при прохождении данным народом стадии позднего варварства; такая семья происходит из парной семьи. Трансформация связана с ростом собственности и изменением обычая её наследования. Моногамная семья живёт в отдельном доме и характеризуется постоянством и исключительностью сожительства мужа и жены. Дети от такого брака имеют две линии происхождения, которые определённо можно проследить: линию отца и линию матери.

Матриархат (гинеократия) по Моргану


Открытие и описание матриархата связано с именем Жозефа-Франсуа Лафито (1681-1746). Вклад в изучение материнского права внёс И. Я. Бахофен, он открыл причинную связь между групповым браком и матрилинейностью. В групповом браке происхождение может быть установлено лишь с материнской стороны, а потому признаётся только женская линия.

Это признание происхождения по материнской линии и развившиеся отсюда с течением времени отношения наследования называется материнским правом. Морган придал ему статус всеобщего принципа на начальной стадии развития человечества.

В 19 веке при описании матриархата употреблялись термины материнское право, гинеократия, гетеризм. Следующие фрагменты из работы Моргана "Древнее общество" иллюстрируют смысл явления, которое в наше время принято называть "матриархатом" (что является буквальной, по-гречески "онаученной" калькой Бахофеновского выражения "власть матери"):

"В своём широком исследовании Бахофен собрал и обсудил свидетельства женской власти (материнского права) и женского владычества, женских норм (гинеократии)".

"Общие земли и совместная их обработка вели к общим многоквартирным домам и коммунизму в жизни так, что кажется, что гинеократия для своего создания требовала наследования по материнской линии. Женщины, окопавшись таким образом в больших домохозяйствах, снабжаемых из общих запасов, в которых их рода господствовали численно, продуцировали феномен материнского права и власти жён, которые Бахофен обнаружил и отследил с помощью фрагментов истории и традиций".

При переходе к парному браку семья среди ирокезов племени сенека, по свидетельству миссионера Ашера (Ашура) Райта, представляла собой следующее (из работы Л.Моргана "Дома..."):

"Ashur Wright, миссионер среди сенеков на протяжении многих лет, знакомый с их языком и обычаями, писал автору [Моргану] в 1873 году по вопросу домашнего хозяйства: "Что касается их семейной системы, когда они занимали старые длинные дома [по-видимому, теперь их нет, и это воспоминания о прошлом], было вероятно, что один клан господствовал, причём женщины брали мужей из других кланов; и иногда, как нововведение, некоторые их сыновья брали себе молодых жён до того, как почувствуют себя храбрыми настолько, чтобы оставить своих матерей. Обычно женская половина правила ["рулила"] в доме, и была несомненно сплочённой [clannish] в этом. Запасы были общие, но горе тому несчастному мужу или любовнику, кто был слишком бездеятельным в вопросе снабжения, внесения своей доли в общее обеспечение. Независимо от того, сколько у него было в доме детей или имущества, ему в любой момент могли приказать собрать своё одеяло и пожитки; и после такого приказа для его здоровья было не полезно пытаться не подчиниться; в доме для него становилось слишком жарко; и если не было заступничества какой-нибудь тётушки или бабушки, ему приходилось вернуться в свой клан или, как часто происходило, идти и начинать новый брачный союз где-то ещё. Женщины имели большую власть как в клане, так и повсюду вне его. Они не колебались, когда повод того требовал, "обломать рога", как говорится, с головы вождя и вернуть его в ранг простого воина. Изначальное назначение вождей также всегда оставалось за ними"."

Необходимо подчеркнуть, что когда Морган или Бахофен исследуют "власть жены", они имеют ввиду именно семейную жизнь, домашние порядки, а не какие-либо правительственные сферы, как это принято считать в наше время. Власть жён во внесемейных сферах была вторичной и осуществлялась на основе их господства в доме.

Переход от материнской к отцовской линии в происхождении детей и наследовании


Вначале произошёл переход к отцовской линии происхождения детей, когда дети стали отцовскими, а не материнскими.

В родах с материнской линией:
1. Браки внутри рода были запрещены, поэтому дети от отца принадлежали другим родам, а не роду отца.
2. Собственность должна была находиться в роде; это исключало детей из наследования отцовской собственности.

Эту несправедливость терпели, но когда личная собственность достаточно увеличилась (стада домашних животных, земли для обработки, дома), противоречие между личной собственностью и господствующим порядком наследования обострилось. Дети отца-собственника не имели возможности наследовать, собственность отца доставалась сородичам. Преимущественный вклад в создание собственности вносил мужчина, а не женщина. С увеличением массы собственности потребовалась замена женской линии родства на мужскую. Это было сделано, после чего дети отца смогли оставаться в своём роде, стали принадлежать своему отцовскому роду. Наследство от отца продолжало доставаться членам рода, но среди них были и его дети, в то время как раньше, при гинеократии, детей у отца не было, они принадлежали матери и считались членами её рода. Дети отца претендовали на его наследство как первые среди родственников отца.

Утверждение отцовской линии наследования (отцовское право) было следующим шагом. Конечным итогом этого процесса, его смыслом, был переход собственности (наследования собственности) от рода к отдельной семье (то есть от коммунизма к индивидуальному владению).

Морган и марксизм


Идеи Моргана были восприняты марксизмом, ставшим влиятельным в XX столетии.

Своим экспериментом, поставленным на людях России, коммунисты блестящим образом подтвердили теорию Моргана: там, где, как в СССР, мужчины и женщины достаточно бедные, лишены личных средств производства и существенного имущества, кроме пожитков для простейших бытовых надобностей, очень легко и даже стихийно складывается доминирование женщины в семье, весь тот комплекс, который описан Бахофеном и Морганом. Создав материальные предпосылки, коммунисты очень легко добились матриархата в СССР.


Источник
Tags: архаический мир, индейцы, материнское право, матриархат
Subscribe

  • Дети Матери Земли.

    Воинственные масаи ходят в неизменно оранжевых домотканых одеждах и неразлучны с копьём - ассегаем. Гордые сыновья саванны никогда не позволят…

  • Икона "Доброчадие".

    Оригинал взят у vzangirov в Икона " Доброчадие". «Доброчадие». 1809 год. Тверь. На иконе представлены сидящие…

  • Полу́дница.

    Полу́дница — мифологический персонаж, персонификация полдня как опасного для человека пограничного времени суток в русской и западнославянской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments