Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Танцующие женщины левантийского искусства.

Оригинал взят у mazayka_urza в Пещерная мистерия в красках.


Танцующие женщины

Примерно, 8-5 тыс лет назад, в Испании появляются переселенцы из Северной Африки, которые приносят с собой новый стиль изображений на стенах пещер. Появляется особая группа памятников наскального искусства, получившая в научном мире название «левантийского искусства». Разительно отличающиеся от всех находящихся с ними в территориальной близости наскальных росписей так называемого франко-кантабрийского стиля (Альтамира, Ла Мут и др.), эти памятники ясно свидетельствуют о появлении здесь неких пришельцев, принесших с собой новые культурные традиции.

Левантийское искусство создаётся не в глубине пещер, а в неглубоких впадинах, почти снаружи, но в труднодоступных местах.

Используется в изображении всего один цвет, это может быть красный, оранжевый, чёрный, изредка белый, всегда на ровной основе, рельефность никогда не подчёркивается градацией цвета.

Фигуры большей частью меньше палеолитических, отличаются динамизмом, из них составляются настоящие сцены, в которых на равных участвуют животные и люди.

Впервые наскальные рисунки этого стиля были открыты в 1903 году близ города Теруэль. В 1910 году были обнаружены росписи пещеры Альпера, затем последовали открытия в долине Валь дель Чарко дель Агуа Амарга и в ущелье Вальторта. В 1920 — 1930-х годах был обнаружен и исследован ещё ряд важных памятников левантийского искусства. Эти в основном одноцветные, небольшие (до 30 см высотой) изображения имеют явное стилистическое сходство с памятниками наскальной живописи Северной Африки. Наиболее распространённые сюжеты — охота, военные и жанровые сцены, композиции культового характера. А также танец.

Эль-Когуль — пещера около одноименного муниципалитета в испанской провинции Лерида. В одной из самых известных росписей, вероятнее всего, женщины исполняют ритуальный танец вокруг обнажённого мужчины.

Ритуальный танец женщин вокруг обнажённого мужчины. Росписи Льейда. Испания


Исследовательница древней хореографии Э.А. Королёва отмечает, что «в числе основных движений женских танцев был косолапый шаг с плотно сомкнутыми коленями и пружинящими движениями ног». А вот особых движений рук не было. Во время ритуальных танцев использовалось только фиксированное положение рук (на груди, под грудью или на животе). Образ огня, продолжения рода, большей части сил природы, особенно растительной, а также охотничья удача, также были связаны с образом женщины. Этот образ создавался при помощи пластики и особого танцевального рисунка, основанных на “косолапом шаге”.



Ритуальный танец вокруг фаллического мужчины. Роспись Льейда, Испания.


Женщины изображены обычно одетыми в длинную колоколообразную юбку, с обнажённой верхней частью тела. Подобные одеяния встречаются в древнем искусстве Северной Африки и Крита.



Кстати, в изображениях франко-кантабрийского стиля встречаются женщины, одетые очень похоже


Фреска из Альтамиры, обратите внимание на прическу или головной убор на женщинах – что это? Рога? Или нечто схожее со Змеиной рамой минойской Богини?


В испанской наскальной живописи нередко встречаются изображения танцующих женщин. Их пышные юбки призваны передать изящество движений и форм. Человеческие фигуры стилизованы. С помощью лаконичных деталей и строгих штрихов художник воспроизводит гибкость движения женщин в танце. Монохромный характер живописи в полной мере передаёт большую энергию и динамизм. У древнего человека было немало танцев, связанных с магическими ритуалами заклинания сил природы. Участники священного магического действа, украсив свои тела узорами, почтительно усаживались вокруг изображений и хором исполняли магические гимны. Торжественные песнопения и танцы сопровождались наставительными объяснениями вождя или жреца племени. Цель подобных ритуалов — посредством магического воздействия на изображения обеспечить своё благоденствие (успешную охоту на зверя или рыбную ловлю).

Кроме женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, широко были распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ полезного для племени растения. Образ растения создавался пластикой и рисунком тела.

В глубокой древности танец являлся существенной формой поклонения Богу, точнее, Богине, так как первые культы на Земле были матриархальными.

Во многих культурах, в дополнение к роли создателя, подателя и защитника всего живого, богиня сама была танцовщицей, проявляя через свой танец жизненные и сезонные циклы.

Позднее фаллический мужчина, вокруг которого танцуют «Дамы из Льейды» заменялся другими символическими предметами – Бетилы, столбы, камни, каменные кучи. Хороводы вокруг «майского дерева», украшенного лентами, характерны для народов Центральной и Восточной Европы.

Ряд данных свидетельствует, что ритуальные танцы были особенно характерны для неолитической религии и в особенно для обрядности, связанной с культом Великой богини. Шумливая (как выразился Гомер) Артемида считалась заядлой плясуньей; греческая поговорка гласит: “Где только не танцевала Артемида!”. Древнегреческая богиня часто изображена танцующей или в сопровождении танцующих. Исступленными танцами сопровождался культ Кибелы.

Tags: архаический мир
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments