Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Символизм числа четыре и распространение матрилинейных социальных структур (1).

А.А.KAЗАНКОВ

Центр Цивилизационных и региональных исследований РАН, Институт Африки РАН

̣̣̣Мне удалось найти «железобетнное» доказательство эволюционой первичности матрилинейных (в пределах обществ с производящим хозяйством) социальных структур по отношению к патрилинейным (я наткнулся на это доказательство в сентябре 2007 года). Излагаю его ниже.

Идея пришла мне в голову, когда я, почти случайно купив книгу Ю.В. Маретина «Индонезия. Избранные работы», наткнулся в ней на следующие строки: «Первоначально у минангкабау было четыре суку (сýку – матрилинейный род – А.К.): Бóди, Чаниáго, Кóто, Пилиáнг. Адат минангкабау признаёт образцовым для деревни наличие четырех суку, не больше и не меньше»(1). Где-то я уже видел что-то подобное... Вспоминаю. «Общность мифологических взглядов бамбара и догонов сказывается в аналогичности символики: чисел (напр., семь – символ человека; три воплощает мужское начало, четыре – женское…»(2). Теперь я вспомнил, что направление моих ассоциаций было сформировано ещё раньше, когда я подумал, что община нагари у минангкабау по функциям очень похожа на тухум горцев Дагестана. Естественно (для меня) предположить, что джамаат – это генетический наследник бывшей доисламской матрилинейной горской общины, а тухум – матрилинейного экзогамного рода. Но двигаемся далее.

Пророк Мухаммед решил, что у мусульманина должно быть не более четырёх жён. Возникает вопрос (у меня, разумеется, а не у правоверного мусульманина), почему четырёх, а не трёх или пяти?

Результатом всех этих ассоциаций и размышлений было решение проверить, насколько распространено представление о том, что число четыре – символ женщины среди матрилинейных народов ойкумены (и во вторую очередь – вообще у всех народов). Вот результаты этой проверки.

«Согласно легенде, вначале было только четыре (матрилинейных – А.К.) клана навахо»(3). Это буквально то же самое, что и у минангкабау! (И, добавим пока без сноски, – то же самое, что и в матрилинейных общинах юго-западных Моллукских островов).

Кстати о цветах и сторонах света. У бамбара (сами они называют себя бамана): “…красный – символ крови, жизни, любви, белый – цвет предков, чистоты и т.п.;…”(4). У навахо: “Белые одежды символизируют также очищение и готовность вступить в контакт со священным”(5). Белый цвет у навахо ассоциирован с востоком (ibidem.). Кроме того, навахо и догонов связывает фигура шакала (койота) в этиологическом мифе. Многовато совпадений для независимого развития, должен я предварительно заметить.

Но продолжим проверку символики числа четыре.

Народ дагара (Буркина Фасо) «Старейшины также обясняют почему всё должно быть организовано в группы по три, четыре, или семь: три это мужское число, четыре – женское, а комбинация этих чисел даёт семь – число, производящее… и вызывающее изобилие”(6). Дагара – это одна из групп гур-язычных лоби, народа юго-западной части государства Буркина Фасо, сохранившего архаичную социальную структуру. «Лоби насчитывают, по-видимому, около 380 тыс. человек и живут на юго-западе страны в районах Гава и Диебугу. Кроме земледелия лоби занимаются охотой, рыболовством и собирательством. Обособленный образ жизни, который ведут лоби, привёл к сохранению у них институтов родо-племенного общества.»(7). В Интернете выясняю, что лоби имеют предания о том, что они пришли в Буркина Фасо из Мали, и что их деревянная скульптура поразительно схожа с догонской. Догоны, напоминаю, живут в юго-восточной части Мали на плато Бандиагарá рядом с границей с Буркина Фасо (8).

Этносы группы лоби-дагарти (дагарти-, или дагарте-язычные, (так их тоже называют, хотя язык лоби сильно отличается от языков дагарти и бирифор) составляют единый культурно-социальный блок. Все они говорят на языках группы гур. Бирифор, дагара и ловили, несмотря на то, что они сильно отличаются по языку от лоби, имеют такую же систему матрикланов. Социальная организация всех этих народов имеет четыре матриклана и неограниченное число патрилинейных кланов. Матрикланы лоби называются бала, их собственные имена: Соме, Да, Хиенбе и Камбире. Движимая собственность наследуется по женской линии, недвижимая – по мужской. Наследование жреческих должностей происходит также по мужской линии. Патрилинейные кланы локализованы, матрилинейные – нет. Дагарти (дагарте) -язычные этнические группы имеют общую систему матрикланов с их соседями в республике Кот д’Ивуар: этническими группами ган, доросси и диан. У бирифор (социальная организация которых идентична организации лоби) четыре матриклана разделены на пары, объединённые отношениями взаимного вышучивания, это – Да и Соме; Хиен и Камбире (9).

Естественно возникает предположение, что у предков современных народов языковой группы гур (центрально-бантоидной), говоривших на языке прото-гур (с диалектами, разумеется) была социальная структура из четырёх экзогамных матрилинейных родов, составляющих более-менее эндогамную общину. В том, что у этих прото-гур была соответствующая символика (4 – женское число, 3 – мужское) сомневаться не приходится. Такая же символика есть и манде-язычных бамбара.

Обитателей островов Бижагош тоже характеризует социальная матрица из четырёх матрилинейных родов (по-английски – “кланов”). В частности, это относится к народу папел острова Биомбо (10). Но покинем ненадолго Западную Африку и обратимся к Северной Америке.

“Матрилинейная экзогамия была впервые адекватно описана в печатном издании английским путешественником Джоном Ледерером (John Lederer – А.К), который описывал свои странствия в восточной части Северной Америки в книге, изданной в 1672 году. Он писал о Тутело, племени восточных сиу: “К четырём женщинам, а именно,  – Паш, Сопой, Аскарин и Мараскарин они возводят всю человеческую расу, которую они таким образом делят на четыре племени, известных под этими именами…".

Найт далее замечает: “В данном случае это четыре (экзогамных – А.К.) матрилинейных клана, составляющих одно племя” (11).

Мы можем к замечанию Найта добавить вот что. Число кланов четыре, как мы уже видели, не случайно, оно встречается не только «в этом случае», а во многих случаях, неслучайное распределение которых, вкупе с другими аргументами, доказывает, что в первичном очаге земледелия в Леванте уже существовала исходная для всех последующих матрилинейных обществ по крайней мере Евразии, мифологически обоснованная концепция четырёх экзогамных матрилинейных родов. Расмотрим мифологический материал, связанный с числом четыре, в первую очередь – у матрилинейных народов. Я должен буду пояснить, почему необходимо скрупулезно собирать фольклор, связанный с символизмом числа четыре. Дело в том, что раньше у всего человечества число четыре было женским символом, а сейчас у народов с патристской символикой от этой древней системы остались лишь переиначенные ошмётки. При этом ареалы сохранения исконной символики числа четыре неслучайны.

Мы рассмотрим ниже в первую очередь те мифы, в которых встречаются четыре или восемь первопредков, культурных героев или первичных существ. Важен также и контекст этих мотивов, а именно: кто родил этих существ, какую они имеют форму и т.п. Интересно, что то, что четыре – древний женский символ, ускользнуло как от Юнга, так и от В.В.Ивáнова. Эта связь была уже выявлена индоевропецами, так что грекам и евреям не пришлось особенно стараться. Её в эксплицитном виде сохранили только африканцы, а учёные изучавшие их по своей специализации (например, – Е.С.Котляр), не могли заметить, что эта символика неразрывно связана со своими аналогами по всему свету. Это, как я сказал, не удалось ни Густаву Юнгу, ни даже В.В.Иванову. Для того, чтобы заметить эту связь, нужно полное, тотальное кросс-культурное сравнение. Сегодня, в век Интернета, это вполне осуществимая задача дня.

Мифы и символы
Меланезия, Новая Гвинея

«Пигмеи айон рассказывают, как Тимбренджак спустился на землю по верёвке, чтобы поохотиться и порыбачить. Когда он попытался вернуться, то обнаружил, что веревка перерезана. Он заплакал и жена его, глядя на него с неба, тоже заплакала. Его жена скинула на землю огонь и все фрукты и овощи, включая четыре огурца (это «новогвинейские огурцы» – А.К.). Как только Тимберджак скрылся в буше, эти огурцы превратились в четырёх женщин. …Потомки этого человека и его четырёх жён – это предки различных племён Новой Гвинеи» (12).

Тробриандские острова

«На Тробриандских островах, например, у каждого из малых суб-кланов имелась прародительница, которая вместе со своим братом появилась из определённого места, отмеченного в роще горкой из обломков коралла или скал. …Одно особое место на полуострове Киравина было особенно знаменитым, потому что из него вышли первые живые существа на земле. Это были игуана, собака, свинья и змея – предки-животные современных кланов» (13).

Остров Унеа (архипелег Виту). Унеанцы патрилинейны.

Данный архипелег расположен к северо-востоку от полуострова Вилломез на северо-западе Новой Гвинеи. У обитателей острова Унеа имеется миф о герое Маталуанги, получеловеке-полузмее, прародителе островитян. История Маталуанги такова. Некий Таулапу жил со своими родителями… и сиблингами… на горе Кумбу. …Таулапу был мужчиной выше пояса и змеей в нижней своей части. Он вырос почти мгновенно и его мать, Гилиме, решила поручить ему некую работу. В местечке Танекулу Таулапу поменял свое имя на Матауланги (кстати, это имя похоже на «глаз неба/зари» у вьетнамцев и малайцев, – А.К.) и поселился возле Тропы в Мир Мертвых и Тропы Деревьев. Он давал пищу и тела вновь умершим… (14).

Как мы далее увидим – это универсально-неолитическая история, включая ее тотемизм и выход существ (предков) из-под земли. Так что реконструкция основных черт мифологии раннего неолита Леванта и юго-восточной Анатолии (НМК, или неолитический мифологический комплекс) вполне возможна, но об этом мы поговорим в другом месте статьи.

Полинезия

Общеполинезийский герой Мауи родился недоношенным с восемью головами (15).

Менехуне.

«Племя их, жившее в Уолани в долине Нууану, украло раковину вождя Кихи, с помощью которой он управлял «мириадами богов» (т.е., – символически – звездами и душами умерших; в дальнейшем слово символически «в подобном контексте я буду опускать. – А.К.), как называли многочисленные племена крошечных человечков… Сейчас эта раковина хранится в музее Бишоп. Говорят, что застрявшие в ней человеческие зубы были вырваны Кихой у убитых на поле боя вождей. Чтобы избежать гнева бесчисленных маленьких богов, гавайцы во время молитв произносят заклинания, в которых повторяется священное число «четыре»:

О четыре сотни богов!

Четыре тысячи богов!

Четыре сотни тысяч богов!

Сонм богов!

Боги! О, придите!

Вас ждет работа!» (16).

Южная и Юго-Восточная Азия

Согласно мифам гаро (матрилинейный народ в северо-восточной Индии, говорящий на языке сино-тибетской группы) создание мира заняло восемь дней (17).

Микронезия и Тайвань

У обитателей острова Палау (которые вместе с чаморро Гуама говорят на западно-австронезийских, а не микронезийских языках) одним из основных символов является круг, подразделенный на четыре части и служащий символом богатства (18).

На Тайване у гаошаньского племени рукаи известно изображение четырех голов пьющих из одного соcуда (возможно раньше в этом изображении виделись четыре существа, выходящие из одного лона (вульвы) (19).


Список сокращений:

АР – Алгебра Родства (отв. ред В.А.Попов), СПб: РАН, Кунсткамера.

МНМ 1 – Мифология народов мира, том 1 (гл. ред. С.А.Токарев). М.: Советская энциклопедия.

МНМ 2 – то же самое, том 2.

JCA – Journal of the California and Great Basin Anthropology

Сноски:

(1). Ю.В.Маретин (2002). Индонезия. Избранные работы. СПб.: Алтейя, с. 97.

(2). Е.С.Котляр (1991) Мифология бамбара //МНМ 1, с. 161.

(3). S. Eltosie (2007). Diné, The People, с. 1. (http://www.marquette.edu/library/neh/eltoisie/resource/people.htm).

(4). Котляр. Op.cit., ibidem.

(5). Navaho Religion, с. 4-5

(http://philtar.ucsm.ac.uk/encyclopedia/nam/navaho.html).

(6). N.Ransom. A Publication of the Center for African Studies University of Florida 427 Grinter, с. 22. (http://64.233.183.104/search?q=cache:vLKUsNc3Rk4J:www.africa.ufl.edu/outreach/).

(7). Л.А. Авдюнина. Современная Верхняя Вольта (справочник). М.: Наука, 1976, с. 26.

(8). Lobi-Dagarti Peoples. (http://www.everyculture.com/Africa-Middle-East/Lobi-Dagarti-Peoples-Kinship.html).

(9). J.Bosc. Lobi Art and Their Culture. (http://prso.orange.fr/africart/pages/etlob3.htm).

(10). J.Einarsdottir. (2004). Tired of Weeping: Mother Love, Child Death, and Poverty in Guinea Bissau. University of Wisconsin Press.

См. также Regulation Methods for the Assets to the Renewable… c. 3. http://64.233.183.104/search?q=cache:QfXgsJU8mnMJ:resed.org/consdev/resultats/sy).

(11). Ch.Knight Ch. Revisiting matrilineal priority, с. 35. (http://64.233.183.104/search?q=cache:86L4jNkYpMJ:radicalanthropologygroup.org/…(pp.32-55). [Actes recherche]. Emergence et evolution de la parente (sous la direction de Jean Lassègue).

(12). Melanesian Mythology. Papua New Guinea, с. 3. (http://www.janeresture.com/melanesia_myths/png.htm).

(13). Melanesian Mythology. Papua New Guinea, с. 3-4. (http://www.janeresture.com/melanesia_myths/png.htm).

(14). J.Blythe (1995). Vanishing and returning heroes: Ambiguity and Persistent Hope in an Unea Island Legend //Anthropologica 37: 207-228.

(15). К.Луомала. (1976). Голос ветра. М., Наука, с. 117.

(16). ibid., с. 173.

(17). West Garo Hills, с. 3. (http://westgarohills.gov.in/people.htm).

(18). Culture of Palau. http://www.everyculture.com/No-Sa/Palau.html

(19). Taiwan aborigines: Rukai. The yang-Grevot collection. (http://www.formosatribal.com/rukai/ru0203.html).

Источник
Tags: Африка, пережитки матриархата, символика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments