Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Песня жизни.

песня жизни 2На тихоокеанском острове Того, когда рождается ребёнок, деревенские женщины исполняют ритуал по отношению к новоявленной матери: вместе с ребёнком их отводят в лес и там рассаживаются вокруг новорожденного духа. Они сидят рядом с ребёнком, ощущая уникальный дух этой новой жизни, и затем, в какой-то определённый момент, одна из них вдруг издаёт музыкальный звук. Другая женщина присоединяется к нему, потом следующая, и так происходит совместное рождение песни для этого младенца. Песня полностью уникальна и предназначена только для него.

На протяжение всей его жизни, в дни рождения и другие ритуальные даты, женщины собираются вместе и поют эту песню. И если ребёнок совершает что-то плохое или заболевает, вместо того чтобы его наказывать или лечить лекарствами, женщины собираются вокруг и поют песню, чтобы напомнить ему о том, кем он является на самом деле. Таким образом, песня становится способом, который поддерживает развитие путешествия героя для этого существа на протяжении всей его жизни. И когда человек умирает, сообщество поёт эту песню в последний раз, и больше её никогда не запоют снова.

Роберт Дилтс, Стивен Гиллиген " Путешествие героя" (Источник - Храм Амазонок).


Кстати, у народа ханты есть древний уникальный обычай: собираться вместе, садиться в общий круг и петь свои личные песни жизни.

"Когда зародился и сформировался этот обычай, выяснить у носителей фольклора не удалось, - рассказывает автор текста, Нина Зинченко. - Только все они, с кем беседовала на эту тему, жительницы национального посёлка Аган: Варвара Степановна Покачева – методист по декоративно-прикладному искусству национальному творчеству сельского Дома культуры, Фекла Семеновна Бондаренко - директор аганского музея-театра, Екатерина Александровна Покачева – ныне покойная, заверили, что этот обычай очень и очень древний, и что пришёл он в наши дни из очень далёкой седой старины.

Суть этого уникального обычая состоит в том, что, будь то мужчина или женщина, если они того желали, в течение всей своей жизни сочиняли свою песню жизни. В ней они рассказывали не только о себе, своём характере, поступках, перечисляли события и давали им оценку, но и «рассказывали» о людях, которые их окружали. Словом, пели в своей песни жизни обо всём, что считали важным, нужным, интересным, трогающим душу, сердце, формирующим характер и мировоззрение.

Было ещё одно неизменное требование к личной песне жизни: автор её слов должен был написать для неё и свою, непохожую на другие мелодию. Если самодеятельный артист отваживался исполнить свою песню под чужую мелодию, сородичи выговаривали ему за музыкальный плагиат, осмеивали за то, что он не смог придумать что-то своё и данную песню не засчитывали за личную песню жизни.

По песням жизни, как по открытой книге, ханты читали всё, что пряталось и таилось в глубинах человеческого сердца. Да и сами сочинители песен ничего не таили от родственников, соседей, друзей и от самих себя. Они обнажали в песнях жизни свои сердца и души, открывали тайны и делились помыслами, что позволяло им успешно бороться со стрессами, намечать перспективы дальнейшего личностного роста, с уверенностью смотреть в завтрашний день и воспитывать трудолюбивое, здоровое поколение.

Когда взрослые исполняли свои личные песни жизни, каждый раз в общем, песенном круге рядом со взрослыми сидели дети и внимательно слушали их откровения, исподволь набирались опыта и мудрости.

ханты

В связи с этим интересно рассмотреть некоторые личные песни жизни из рукописной книги «Песни аганских ханты и лесных ненцев» (с. Варьеган, 1996 год; к сожалению, автор этого уникального сборника мне не известен). В своей личной песне, названная «Трудолюбивая женщина» (её исполнила на ненецком языке Татени Соболевна Казымкина) рассказывает о том, что женщина в её песне всегда встаёт ранним утром и спешит то на рыбалку, то настрогать стружек, чтобы было чем вытереть лицо и руки, то спешит на болото за ягодами, а когда возвращается из урмана, она кормит своих ребятишек. И не одного или двоих – семеро детей растит женщина одна, говорится в песне.

О большой любви, о красивом сильном сердце рассказывает личная песня Татени Соболевны Казамкиной «Я выйду замуж за бедного». «Я пойду за тебя», - уверяет девушка любимого, и это несмотря на запрет отца не выходить замуж за бедняка, потому что он, бедняк, спит на снегу. «Но я не послушаю его»,- заверяет девушка любимого: «Одежды не даст – без одежды приду. Кисов не даст - босиком приду. Оленей не даст - пешком приду».

«Трудом своим будет одета и обута», - заявляет в своей личной песне жизни Нюню Кольчевна Айваседа «Мастерица». Героиня её песни - она сама, одна из лучших мастериц не только национального посёлка Варьеган, но и всего Нижневартовского района. Героиня песни умеет и камусы разделывать, и шкуры выделывать, и малицу скроить-сшить, и ягод всегда наберёт и в урмане и на болоте, и дров нарубит, и огонь в чувале разожжёт.

Привлекает внимание своей откровенностью и личная песня Архипа Сардакова, которая была записана в исполнении Ольги Филипповны Иуси. Её автор рассказывает о том, как он живёт и кочует по реке Ягурь-Ях. «Где заходит закат – я ложусь спать. Там, где восходит заря – я встаю. За что я наказан судьбой: скитаться по этой земле? У меня нет семьи, нет наследника. Всё, что у меня есть, тридцать оленей моих. Это не наследство от деда, и не подарок от отца. Я сам обхаживал каждого оленёнка».

песня жизниБлагодаря рукописной книге «Песни аганских ханты и лесных ненцев» выяснилось, что ещё несколько десятков лет тому назад коренные народы Севера пели личные песни жизни, написанные в форме предсказания. Не секрет, что шаманы этих народов умели, а, возможно, умеют и сегодня заглянуть в Священную книгу судеб, перелистать её страницы и рассказать о том, что ждёт того или иного человека, а то и отдельные народы планеты в грядущем будущем.

Песню «На священной реке Мак», которая записана со слов Ульяны Филипповны Иуси, можно отнести и к предсказаниям шамана, и к осмысленным наблюдениям над природными явлениями. В этой песне сообщается о том, что человек, который написал, родился на священной реке Мак, и что он умрёт на ней. После его смерти священный остров, и священное озеро исчезнут. Люди не будут, как и прежде, довить здесь рыбу «полные сети и мордушки», потому что этот человек и озеро и остров унесёт с собой…

Личная песня жизни являлась для коренных народов Севера надёжным хранителем обычаев и традиций. Она была своеобразной портретной галереей с чёткими психологическими характеристиками каждого из тех, ушедших в небытие, но оставивших свои песни жизни потомкам. Сущность данной традиции у коренных малочисленных народов Севера заключается не просто в передаче знаний, духовных законов, а и «воспроизведения личности».

Tags: Традиция, поэзия, этнография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments