Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Древний Крит. 5.

Оригинал взят у edel в Крит (5). Письменность минойцев - колыбель будущего греческого языка


При раскопках на Крите обнаружено три вида письменности, которыми пользовались минойцы:


1. Иероглифическое письмо. Самое древнее, с которого начинается история письменности в Эгеиде и Европе. Датируется приблизительно XIX—XVIII вв. до н.э.



Это письмо значками-иероглифами, встречается на перстнях-печатях и оттисках печатей, редко – на глиняных табличках. Эти надписи не дешифрованы.


2. Линейное письмо А, возникшее в результате упрощения иероглифического. Появляется, возможно, в XVIII в. и употребляется до середины XV в. до н.э.



Письмо названо линейным, потому что строки в нем разделены прямыми линиями. Надписи им встречаются на глиняных табличках, прочерчены на камне и на металле, на каменных жертвенниках. До сих пор еще полностью не дешифровано.
Это - письменность эпохи расцвета минойской цивилизации.


3. Более позднее линейное письмо Б, возникшее на основе линейного А. Дешифровано английскими учёными М. Вентрисом и Дж. Чедвиком.



Установлено, что все таблички написаны слоговым письмом на архаичном ахейском диалекте греческого языка. Датируется временем 1450-1375 гг. до н.э. Таблички с надписями подобного вида позже были найдены в микенских центрах материковой части Греции и в Фивах.



«Письменность Б – во многом просто видоизменённая и приспособленная к нуждам греческого языка более древняя минойская письменность А. Получается вполне логично: народ, издревле населявший Крит, изобрёл свою письменную систему. Два или три века спустя её приспособили для своих нужд пришельцы из материковой Греции». (А.Варшавский)

Таблички Б - это надписи учётно-хозяйственного, канцелярского характера со стандартными формулировками. К сожалению, они не содержали никакой информации о научных достижениях могучей цивилизации, её литературе и искусстве, её истории. Да и таких, хозяйственных, табличек сохранилось не так много – они были сделаны из необожженной глины, глина со временем раскисала под воздействием воды. Сохранились только те надписи, которые находились в охваченных пожаром зданиях – в пожаре таблички были обожжены и приобрели прочность.


Как показал анализ структуры линейного письма А и Б, судя по начертанию букв, письмо это было приспособлено скорее для надписи чернилами на неком более тонком и недолговечном материале (коже или пергаменте), нежели для начертания на глиняных табличках или камне. О том, что критяне использовали чернила, говорят надписи чернилами, сохранившиеся на хозяйственных предметах, сосудах, кубках, кольцах и др. Отсюда можно сделать предположение, что вся самая значимая информация (научная, историческая, литературная), если таковая была, была записана на материале, который просто не смог сохраниться в условиях постигшей Крит катастрофы (во время мощного извержения на Санторине) – когда одновременно на остров обрушились цунами, пожары, разрушительные подземные толчки, вулканический пепел.


Отдельно в этом ряду стоит найденный в 1908 г. при раскопках в старом дворце Феста диск, с двух сторон заполненный надписями.



Диск изготовлен из обожжённой глины, датируется временем около 1660 г. до н.э. (это время линейного письма А). Надпись на диске расположена по спирали: спираль скручивается к центру диска.



Эта надпись – первый «печатный» текст в мире – она составлена с помощью печатей (отдельных для каждого знака). Этот случай применения передвижных «литер» не имеет аналогов в эгейской культурной области.

Обнаружен Фестский диск был в помещении, которое, вероятно, являлось храмовым хранилищем. Он находился в главной ячейке тайника, замаскированного в полу комнаты под слоем штукатурки. Содержимое потайных ячеек в остальном не отличалось разнообразием — там находился пепел, чернозём, а также большое количество обгоревших бычьих костей. Надпись на диске не дешифрована, хотя гипотез относительно написанного на нём в научных кругах много.

Мнения учёных разделились. Одни полагают: то обстоятельство, что на Крите не найдено ни одной печати-знака, а также ни одного другого полностью аналогичного предмета, наводит на мысль, что диск был завезён на остров. Но откуда? Идентичных дисков пока нигде не найдено. Другие уверены: диск был изготовлен на Крите.

Крит (6). Религия минойцев

Поскольку жизнь минойцев была тесно связана с природой, именно она играла главную роль в минойской религии. Природа олицетворялась в образе женщины, Великой Матери, которая под различными именами выступает также в религиях восточных народов (Кибела, Иштар, Исида и др.). На Крите она, по-видимому, именовалась Ма.



Великая Мать имела три ипостаси: подземную (со змеёй), небесную (с голубем) и земную. Она была как дарительницей жизни, так и её «забирательницей».



Наряду с бессмертной богиней в критской картине мира был бог, который рождался, умирал и воскресал. Изображение бога на критских печатях и в статуэтках имеет весьма различный облик. Вначале он предстает ребенком на руках у богини, а затем получает статус её супруга. Рождение бога, его связь с образом богини и последующее умирание ассоциировались с природными циклами. Женское начало символизировало вечность природы, а молодой бог, который становился ее супругом, затем умирал, а после, с новой весной, опять воскресал, был символом хрупкой эфемерности жизни; рождения, смерти и возрождения.

Жрицами Богини являлись, конечно, женщины. Они совершали ритуалы, в которые входили танцы, жертвенные подношения, в том числе «кровавые» - кровь жертвенных животных, часто бычья. Она подносилась в особых сосудах – ритонах – искусно сделанных в виде рога. Несмотря на жертвоприношения, нет никаких данных о следах архаического варварства, присутствующего в ранних и даже весьма поздних языческих культах.

Характерным для минойского Крита является отсутствие храмов – обстоятельство, отличающее минойскую религию от египетской и месопотамской. Минойцы поклонялись своим богам на открытых площадках, у ручьев, в маленьких часовнях на вершинах гор, в священных пещерах («утробах Земли»), а также в домашних святилищах.

Религиозные обряды справлялись в праздничной атмосфере – лёгкой, радостной, светлой, которая отгоняла страх смерти. Вообще празднества и игры как составной момент культа были необычайно характерны для минойской культуры. И эта особенность перешла впоследствии к Элладе.

Самым важным и в то же время самым опасным из культовых игр-обрядов был обряд тавромахии. Ефремов описывает его так: «священная и смертельно опасная игра с особой породой гигантских быков, выведенных на Крите и ныне исчезнувших. /…/ Длиннорогие пятнистые быки олицетворяли сокрушительного Колебателя Земли Посейдона», от гнева или милости которого зависело благополучие и жизнь минойцев. «Девушки-таврополы представляли главных действующих лиц в этом священном ритуале, древний, позднее утраченный смысл которого заключался в победе женского начала над мужским, богини-матери над временным своим супругом. Мощь грозного животного растрачивалась в танце – борьбе с невероятно быстрыми прыгунами-девушками и юношами, специально подготовленными для балета смерти знатоками сложного ритуала. Критяне верили, что этим отводится гнев бога, медленно и неумолимо зреющий в недрах земли и моря».



Ученый Рейнольдс Хиггинс описывает этот обряд как командную игру: «Молодые мужчины и женщины, разделившись на команды, по очереди старались схватить за рог нападающего быка и запрыгнуть ему на спину».

А Райан Айслер добавляет: «Равноправное партнерство между женщинами и мужчинами, характерное для минойского общества, нигде, наверное, не проявлялось так ярко, как в этих священных играх с быками, когда молодые женщины и мужчины выступали вместе и вверяли друг другу свою жизнь. Эти ритуалы, сочетавшие в себе возбуждение, мастерство и религиозный пыл, также стали характерными для минойского духа и по другой важной причине: они были рассчитаны не только на личное удовольствие или спасение, но и на то, чтобы просить божественные силы о благополучии для всего общества».

Крит (7) Заключительная глава.

Отношения с окружающими народами, распространение влияния

Остров Крит, расположенный посередине между Европой, Азией и Африкой, занимает прекрасную стратегическую позицию. Аристотель в своей "Политике" пишет: "Кажется, что остров создан для того, чтобы повелевать Грецией. Его местоположение - одно из самых счастливых: остров господствует над всем морем, по берегам которого расположились греки...".

Во времена расцвета Крита, флот его был лучшим в мире. Торговцы Крита поддерживали тесные связи с Египтом и Двуречьем, с государствами Передней (Западной) Азии. Они основали торговые пункты или поселения на островах Киклад и Додеканесов, на Милитосе и Иасосе Кари, а следы их пребывания ещё остаются на отдалённом острове Самофраки. Корабли из Кносса бывали у берегов Испании, Сирии, в Черном море и Атлантическом океане. В XX в. обнаружены многочисленные свидетельства о связи минойцев с Ливией. В Нубийской пустыне у Красного моря в наскальных рисунках запечатлены корабли, имеющие специфические минойские отличия.

Почему погибла минойская цивилизация? Версия об Атлантиде.

В главе 12-й «Наследники Крита» Ефремов устами индийских ваятелей, гостей Лисиппа, рассказывает предание о том, что на западе от Индии существовала страна, «погубленная страшными землетрясениями, подводными извержениями вулкана…», «…богатая и могущественная морская держава со столицей – Городом Вод, погибшая от гнева Посейдона и Геи. Египетские жрецы, от которых узнал предание Платон, не дали точного нахождения этой страны, прозванной Атлантидой»./…/ В предании, о котором рассказывает индиец, говорится, будто морская держава находилась в Эгейском море: «Её положение, описание и время совпадают с островом Крит. Время гибели – не страны, а её мудрости и цвета народа – совершилось одиннадцать веков тому назад.
- Как раз время падения Критской державы при страшном извержении и наводнении, - сказал Лисипп, обращаясь к Таис».


Что стоит за этим предположением – простая фантазия писателя или что-то большее? Давайте сперва обратимся к тому, что думал на эту тему сам автор. В интервью журналу «Техника - молодёжи» (№11 за 1956 г.), которое называлось «Существовала ли Атлантида?» Ефремов размышляет:

«Вся история, пересказанная Платоном, если подойти к ней научно строго, является вымыслом. Здесь слишком много несообразностей и анахронизмов. Поэтому мне представляется, что платоновская Атлантида во всех ее подробностях никогда не существовала. /…/ Несомненно, что рассказы Платона были вдохновлены какой-то легендой о некоем центре древней культуры, вопрос об уровне и местоположении которой остается полностью открытым. /…/
Данные науки настоящего времени говорят за гипотезы русских ученых — Норова, Карножицкого, Берга, Богаевского, по которым Атлантида находилась в области Средиземноморья. Разрозненные остатки Атлантиды, возможно, надо видеть в островах Крит, Кипр или же в западных островах Средиземного моря».


Обратимся к мнению учёных. Гипотеза о существовании Атлантиды в Средиземном море, впервые высказанная русским академиком А.Норовым в XIX в., а вслед за тем французским учёным Луи Фигье, английским археологом Дж. Фростом, шотландским археологом Д.Маккензи, американским исследователем Г.Брауэром, популярна в научных кругах и поныне. Открытие в 1900 г. следов минойской цивилизации на Крите и обнаружение в 1967 г. профессором Спиридоном Маринатосом высокоразвитого минойского города на о. Санторин (Стронгиле), погребённого под слоем вулканического пепла, а также геофизические исследования, посвященные катастрофическому извержению вулкана Стронгиле, произошедшему 3500 лет назад, дали пищу для выводов о том, что в основе рассказанной Платоном истории лежит истинное событие – гибель критской цивилизации.

В 1969 г. одновременно выходят две монографии: одна – океанографа Дж.Люса, другая - профессора Афинского института сейсмологии А. Галанопулоса и английского археолога Э.Бекона. В них приводятся доказательства существования в Эгейском море прообраза Атлантиды. Галанопулус считал, что государство атлантов располагалось на островах Санторин и Крит. Геологические и сейсмические исследования говорят о том, что во II тыс. до н.э. Стронгиле был единым большим круглым островом, превратившимся в архипелаг в результате мощного Извержения вулкана.

Извержение вулкана Стронгиле засыпало пеплом и пемзой Крит, спровоцировало сильные пожары, а сопутствующее ему землетрясение вызвало гигантскую волну цунами, обрушившуюся на критское побережье. Цветущие сады и поля были засыпаны пеплом, дворцы разрушены, произошла экологическая катастрофа, послужившая причиной ослабления минойской цивилизации и захвату Крита ахейцами.

Установлено, что катастрофа произошла в XV в. до н.э., т.е. за 900 лет до встречи Солона со жрецами храма богини Нейт. Если допустить, что в тексте Платона ошибочно указано 9000 лет вместо 900, то тогда можно рассматривать Санторин-Стронгиле/Крит в качестве Атлантиды. Точнее – её реального прообраза.

Эпилог

«Крит не был некоей идеальной утопией, но вполне реальным человеческим обществом, полным проблем и недостатков. Это было общество, возникшее несколько тысяч лет назад, когда еще не было ничего похожего на то, что мы теперь называем наукой, когда люди пытались объяснить явления природы через анимистические представления и задобрить их жертвоприношениями. Более того, это было общество, существующее в мире мужского господства и агрессивности.

Мы знаем, что у критян было оружие, например прекрасно украшенные кинжалы, изготовленные с высоким техническим мастерством. Возможно, при военных столкновениях в Средиземноморье они также участвовали в морских битвах, охраняя свои торговые морские пути, защищая свои берега. Но в отличие от других развитых цивилизаций того времени, критское искусство не воспевает военные действия.

Нет и указаний на то, что материальные ресурсы Крита были - как это происходит сейчас - вложены в средства уничтожения. Напротив, есть свидетельства того, что богатства острова использовались, прежде всего, чтобы создать гармоничную жизнь.

Как пишет Плейтон, "вся жизнь критян была пронизана пламенной верой в богиню Природу, источник всего мироздания и гармонии. Отсюда их миролюбие, ненависть к тирании и уважение к закону. Даже среди правящих классов неизвестны были личные амбиции, нигде не найдешь ни имени автора на произведении искусства, ни записи деянии правителя".

В наше время, когда "миролюбие, ненависть, к тирании и уважение к закону" стали необходимы для выживания человечества, разница между духом Крита и духом соседних цивилизаций может представлять больше чем просто академический интерес. В критских городах, не имевших оборонительных сооружений, в "незащищенных" виллах на берегу моря и в отсутствии каких бы то ни было указаний на то, что города-государства вели войны друг против друга или выступали в захватнические походы (в отличие от других огороженных крепостной стеной, агрессивных городов) мы находим подтверждение того, что наши надежды на возможность мирного сосуществования не просто, как часто говорят, "утопические мечты". А в его мифологической образности - Богиня - Мать Вселенной и люди, животные, растения, вода, небо как ее воплощение - мы находим признание нашего единства с природой, что сегодня есть для нас важнейшее условие экологического выживания.

/.../
Таким образом, утверждение, что городам-государствам присущи воинственность, иерархическая структура общества, подчиненное положение женщины, неосновательно. В критских полисах, славных своим богатством, высоко развитыми искусствами, ремеслами и процветающей торговлей, техническое развитие, а с ними и усложняющаяся общественная структура, дальнейшая специализация, не несли с собой никакого ущерба положению женщин в обществе. Напротив, новое распределение ролей в меняющихся условиях не ослабляло, а усиливало их статус. Поскольку не происходило никаких фундаментальных общественных и идеологических изменений, новые процессы не приводили к нарушению исторической преемственности, которое мы видим в других местах. В южной Месопотами IV тысячелетия до н. э. мы находим социальное расслоение и постоянные военные действия наряду со снижением статуса женщин. На минойском Крите, несмотря на урбанизацию и общественное расслоение, войны не велись и статус женщин не снижался». (Р.Айслер)


В разговоре Лисипа и Таис Ефремов размышляет:
« - Есть страны, замкнувшиеся в себе для сохранения своих царей, богов, обычаев и жизни на тысячелетия. Я называю их круговыми. Таков Египет, ещё есть Персия, Сирия. На западе Рим, а очень далеко на Востоке – Срединная страна желтокожих раскосых людей.
- А мы, Эллада?
- Начиная с Крита, вся Эллада, Иония, а с ними и Финикия – открытые страны. Нет для нас круга, запирающего жизнь. Вместо него – спираль. /…/
Огромна область наследия исчезнувших детей Миноса. /…/ Говорят, что от них остались лишь развалины, подобно Криту, но открытая душа этих народов живёт в других людях тысячелетия спустя».

На развалинах минойской цивилизации расцвела культура древней Эллады. Какие же дары завещал Крит своей преемнице? Прежде всего, греки рано прониклись жизнелюбием минойцев, их культом красоты, их тяготением к праздничным шествиям и спортивным состязаниям. Они восприняли великий азиатский культ Богини-Матери, эволюционировавший на Крите в нечто новое, - и в эллинской религии навсегда остался неистребимый дух женственности. А эллинская культура, в свою очередь, стала колыбелью нынешней европейской цивилизации.

Но мы многое забыли из наследия наших далёких предшественников. И сейчас, когда человечество в очередной раз проходит "точку бифуркации", пришла пора оглянуться назад, в наше историческое прошлое и вспомнить его уроки.

Нам есть чему поучиться у древних критян, ибо, несмотря на несовершенства, это было общество, пошедшее по прогрессивному пути модели партнёрства, не господства. Общество, в котором этические и эстетические ориентиры формировались под влиянием как мужской, так и женской энергий, которые взаимодополняли друг друга как равноправные части единого целого. И пример Крита - это историчский пример того, каких вершин могут достигнуть искусство, культура, социальное устройство (каких вершин они смогли достигнуть даже в те далёкие времена), если общество будет нащупывать путь созидания и партнёрства, а не разрушения, захвата, подчинения и господства.



Литература:
1. Айслер Р. Чаша и клинок.
2. Андреев Ю.В. Минойский матриархат. Вестник Древней Истории, 1992, №2
3. Арапов М. Рождение метода. Журнал «Знание – сила», 2001, №8
4. Варшавский А. В начале были легенды.
5. Василакис А. Кносс. Мифология – история. Путеводитель по археологическим раскопкам.
6. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции.
7. Даварас К. Фест. Краткий иллюстрированный археологический путеводитель.
8. Зинченко С.А. Искусство Древней Греции. Крит. Часть 3.
9. Крит. Археологический путеводитель. Под редакцией Н. Драмитину-Анастасоглу.
10. Мень А. История религии. Часть 2
11. Молчанов А.А. Рец. на: J. Chadwick. Linear В and Related Scripts. Berkeley — Los Angeles, 1987. Вестник древней истории, 1992 г., № 2
12. Существовала ли Атлантида? Интервью с И.А. Ефремовым. «Техника - молодёжи», 1956, №11
13. Хадзифоти И. Минойский Крит. Между мифом и историей.
14. Шевалева И. Атлантида: 120 веков тайны. Ж-л «Беспредельность» (Рига, Латвия), 1991, №1
Tags: Крит
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments