Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Женские инициации в контексте формирования культуры Жизни.

Об инициациях девочек-подростков известно очень мало. Нет необходимости повторять: посвящение – обряд тайный. Если мы кое-что знаем о посвящениях в первобытных обществах, то только потому,  что туземцы дали этнологам некоторую информацию. Положение усугубляется ещё и тем, что современные этнологи имеют дело с тайными обрядами, находящимися на грани исчезновения. И всё же можно составить приблизительное представление  о структуре и морфологии этих посвящений.

Инициация начинается с началом первой менструации. Физиологический признак предопределяет разрыв девушки со знакомым ей миром, извлечение из него: она сразу же отделяется от общины и изолируется. Уже сам факт отстранённости девушки означает абсолютное противостояние роду; именно таким образом она освобождается от власти рода и рожания смертных, подходя к рождению Бессмертного. Здесь важно подчеркнуть то, что материнство и рождение смертных детей для женщины вторично, а изначально она – «святая дева», готовая забеременеть бессмертной жизнью духа. Святая Дева Мария, зачав и родив Богочеловека, раскроет высший смысл и последнюю цель этого противостояния роду.

Изоляция девушки проводится в специальной хижине в лесу или в каком-нибудь тёмном углу жилища.  Находясь в тёмной хижине, она должна избегать «встречи» с солнцем и чьего-либо прикосновения. При этом посвящаемая надевает особую одежду, маску тотемного животного или шапочку (ср. «красную» шапочку из одноимённой сказки Ш. Перро).


девочка и медведьХижина посвящения представляет собой аналог материнского лона. Ритуальная «смерть» девушки в этой хижине означает её возвращение в эмбриональное состояние. Это возвращение не чисто физиологического порядка, по существу оно космогоническое. Это не повторение материнской беременности и плотского рождения, но временное возвращение in illo tempore («во время оно»), в до-космический мир, символизируемый ночью и темнотой, за которым следует повторное рождение, тождественное «созданию мира».

Период изоляции в хижине варьирует в зависимости от культуры: от трёх дней – в Австралии, до двадцати месяцев – в Новой Ирландии, или даже до нескольких лет – в Камбодже. Это означает, что со временем количество девушек в «женском доме» увеличивается, они объединяются и составляют тайный  союз [1]; их инициация завершается коллективно, под присмотром мудрых пожилых женщин.

Мотив появления женских тайных обществ лежит в специфичности женского религиозного опыта. Это опыт святости Жизни. Цель культовых объединений женщин – это защита Жизни. Отсюда происходит  доминирующий сюжет русских кружевных изделий: птицы-сирины или крылатые псы-симарглы, охраняющие росток Жизни.




Как правило, инициация завершается ритуальным омовением и коллективным танцем (ср. хлыстовское «радение» после продолжительного поста); во многих регионах посвящённые девушки выставляются напоказ для всеобщего обозрения и чествования, или они процессией наносят визиты для получения подарков (осколок этой древней традиции сохранился до сих пор в обычае колядования в ночь на Рождество). Они могут также помечаться внешними знаками, обозначающими завершение инициации, например, татуировкой или зачернением зубов.

После завершения периода уединения девушки продолжают встречаться в доме пожилой женщины на зимних вечерах прядения. Между прочим, этим устойчивым  фольклорным образом воспользовался А. С. Пушкин и написал о том, как «три девицы под окном пряли поздно вечерком». Мы должны подчеркнуть ритуальный характер этого женского занятия. Существует некая таинственная связь между женским посвящением и прядением: прядение очень опасно, особенно в «критические дни», и поэтому им можно заниматься лишь в специальных домах, только в определённые периоды и до определённого часа. В некоторых частях мира отказались от прядения или даже забыли его вовсе именно из-за его магической опасности.

Древнее женское искусство прядения и ткачества имело две стороны – «дневную» и «ночную». «Дневная» сторона связана с «белой» магией, то есть с целительством и гаданием [2], а «ночная» - с «заплетанием» судьбы человека, то есть с колдовством. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/события назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити — наузами. Колдовство использовалось женщинами опять же как защита Жизни от всяких лиходеев. Ведь в эпоху неолита повсеместно стали возникать тайные мужские союзы; их задача состояла в том, чтобы наводить ужас на женщин и тем самым освободиться от их социального и религиозного превосходства, установленного матриархатом. В некоторых местах (например, Япония) ещё можно обнаружить мифологическую память о конфликте между группами девушек и тайными обществами мужчин. Мужчины нападают ночью на прядильщиц, разрушают их работу, уничтожают ткацкие челноки и прялки (Элиаде М. Тайные общества. – М., 2002. С. 121).

Нить, накручиваемая на веретено, вызывает в памяти колесо с его динамикой. Монотонность движений при прядении, тёмное время суток и сосредоточенность, концентрация внимания на веретене - всё это способствует вхождению в изменённые состояния сознания (ИСС). А где есть ИСС, там неизбежно присутствуют и сопутствующие им чудеса: пророчество, ясновидение, заговаривание или «заплетание» судьбы человека с последующим исцелением или, наоборот, болезнью и смертью.

Ещё в начале XX века в России девушки собирались на зимние вечера прядения. Они сохраняли традицию, уходящую корнями в самую архаическую древность. Ведь изображение сидящей за веретеном богини обнаружено в Трое; оно относится к эпохе 2000 – 1500 гг. до Р. Х. Кстати, это весьма распространённый на Востоке иконографический тип: мы видим веретено в руках Иштар, хеттской Великой богини, эфесской богини и др.

Богиня, ткущая «одежды жизни», ткёт эти одежды днём, поскольку «день» является достаточно распространённым символом жизни, и распускает их ночью, поскольку «ночь» является достаточно не мене распространённым символом смерти; распустив ткань, богиня принимается ткать сначала. Один из результатов её «прядильной деятельности» - волшебный клубочек, символ всеобъемлющего и всёпреодолевающего знания, который вручается мифологическому герою и приводит его к искомой цели, оберегая от неверного шага.

Богини судьбы являются прядильщицами. У многих народов их три: норны – у скандинавов, парки – у римлян, мойры – у эллинов [3]. «Ночное» обличие мойр, то, что они – «чада любимые Ночи», роднит их с русской Мокошью: ведь она также является сугубо ночным божеством, прядущим исключительно по ночам. Прядение судьбы, с одной стороны, и, с другой – ночная работа, женская работа, которая должна выполняться втайне, почти скрыто, вдали от света солнца – здесь мы можем видеть оккультное соответствие между двумя порядками мистической реальности. Так, скажем, историю «сплетают», какой-то инцидент «распутывают», а небылицы «плетут». Мы «улавливаем нить» какой-то истории и следуем за ней, как бы «пристёгивая» к ней объяснение. Ложь у нас целиком «скроена» из чего-то, «шита белыми нитками», реальность «распускается» нескончаемой золотой тесьмой… Эта словарная общность и отражает древнюю связь между искусством прядения и (пред)определением судьбы. В старых германских языках одно из слов, обозначающих «судьбу» (древнегерм. wurt, старонорв. urdhr, англосакс. wyrd) происходит от индоевропейского глагола uert, «вращать», «оборачивать»; отсюда древнегерманские слова wirt, wirte, «веретено», «прялка», голландское worwelen, «вращать». Обратим внимание и на то, что славянский корень «вертеть(ся)» родственен древнегерманскому «wirst» («становиться»), откуда немецкое «Werden», «становление».

Итак, мы подошли вплотную к становлению культуры, которая формировалась на протяжении  десятков тысяч лет в хижинах посвящений и «женских домах». Вообще, женщина стояла у истоков всего того, что ныне принято называть этим ёмким словом «культура». Для своих детей и внуков она являлась хранительницей всех обычаев и преданий предков; поэтому она олицетворяла собой непрерывность Рода, связь поколений ушедших и будущих, вечность Великой Матери, из лона которой произошёл весь род человеческий. В матриархальном обществе в сферу деятельности женщин входило всё, что имеет отношение к жизни: продолжение рода, «собирательство», земледелие, гончарное ремесло, изготовление одежд, сохранение и передача знания; занятия мужчин – охота и война – были непосредственно связаны со смертью, однако до тех пор, пока они не превратились в самоцель, имело смысл говорить и об их необходимости для продолжения существования рода.

72096987_71280851_anna_baykova__Arahna
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Примечания:
[1] Союз – «тайный» - не потому, что «никому не известный» (скорее наоборот), а потому, что сформировавшаяся группа девушек организует свой «междусобойчик» (архаический прообраз женского монастыря), доступ в который посторонним строго воспрещён.
[2] Из практики женских гаданий, как вспомогательное средство, возникло древнейшее на Земле узелковое письмо – кипу.  Один из лучших специалистов по кипу, Норденшельд, видит в нём кроме письма ещё и математические расчёты, гороскопы, различные методы предвидения будущего. Мало того, современные математики относятся к «узлу», основе кипу, как к одной из самых больших тайн! Ибо узел этот возможен, как они считают, только в нечётном количестве измерений и невозможен в плане и в высших чётных пространствах – втором, четвёртом, шестом. А. Эккард указывает на сходство кипу с санскритским письмом, напоминающим по форме верёвку с брелочками – «узелками».

[3] Кстати говоря, пушкинские три девицы, прядущие поздно вечерком и в процессе пряжи предрекающие царю различные направления развития его судьбы, очень сильно пересекаются с мифологией о мойрах-судьбовершительницах. Пусть сказка и ложь, но в ней, как известно есть намёк...
Tags: инициация, менструация, прядение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments