Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Совоокая богиня.

Оригинал взят у mazayka_urza в Совоокая богиня Лос-Милларес.


Совиноглазый идол из Эстремадуры, (альмерийская культура, Национальный археологический музей Испании, Мадрид).

Люди эпохи мегалитов старательно избегали изображений, используя вместо них символы или сильно стилизованные изображения каких-то духов или демонов. Но вот эта гостья из времён мегалитов, что известна в научно-популярной литературе, как совиноглазая богиня, пусть и сильно стилизованная, но очень узнаваемая, которую устанавливали у входа в мегалитические постройки.


Характерной чертой этой необычной «богини» являются два круглых глаза, похожих на совиные, сходящиеся на переносье брови, острый нос, похожий на клюв, две груди, отмеченные кружками, и закрученное спиралью лоно.

кости пальцевых фаланг с изображением «совиноглазой богини» (Альмизарак, Альмбрия. Испания). Начало III тысячелетия до Р. Х.

Часто такие идолы упрощаются до Т-образного вида. Самые характерные "совиноглазые" богиньки относятся к культуре Лос-Милларес. (Лос-Милья́рес — название археологического городища медного века, давшего название одноименной археологической культуре. Культура Лос-Мильярес является потомком альмерийской культуры) Именно оттуда происходят самые "круглоглазые" варианты, и возможно, она и породила этот тип идолов.

Сотни таких женских фигурок найдены в мегалитических гробницах и хижинах Лос-Миллареса. Они, конечно же, не смотря на их оригинальность,  относятся к тому же культу богини-матери, который распространился на Иберийский полуостров из своего центра на острове Мальта.  Пышностелостью, столь характерной для мальтийских дам, совиноглазая богиня не отмечена.


Городище Лос-Милларес

Судя по их огромному количеству, они, очевидно (как и в Мохенджо-Даро в долине Инда), были предметом обихода в каждом доме, что-то вроде образков Богородицы. Некоторые каменные фигурки из Альмерии и Португалии не имеют лица и имеют лишь очертания человеческой фигуры, другие представляют собой цилиндры из кости, в т. ч. слоновой, аспидные диски или бычьи фаланги, украшенные "глазами филина".


Совиноглазые идолы из бычьих фаланг

640px-ГЌdolo_de_Extremadura_(M_A_N__Inv_20572)_01.jpg
Ídolo grabado sobre esquisto de la Granja de Céspedes (España) - пример идола из аспидного диска (аспид - горная порода)


Аспидные диски типичны, однако, для юго-западной провинции.
В Альмерии на дисках несколько вырезанных линий изображают руки: черты лица обозначены углублениями или выпуклостями, сделанными резцом. В этой части страны антропоморфическая скульптура сводится, по большей части, к фигуркам, выполненным из трубчатых костей или из суставов.

Культура Лос-Милларес является потомком Альмерийской культуры. (Альмерийская культура (варианты: иберо-сахарская культура, культура Альмерия, культура Эль-Гарсель) возникла на Средиземноморском побережье Иберийского полуострова около 3000 г. до н. э. под влиянием франко-иберских потомков кардинальной керамики).

С собой мигранты привезли плиты-идолы эгейского типа, а также коллективные захоронения типа толосов, характерные также для неолитического Кипра (3700 — 2300 гг. до н. э.). На юго-востоке Испании в Эль-Гарселе найден маленький "идол", напоминающий формой скрипку и характерный для восточносредиземноморской традиции воплощения богини (помните кикладские идолы?). Похожие экземпляры встречались в Эль-Кастильо близ Павии и в Алемтежо в Португалии.


Очевидно, именно Альмерийцы подарили облик совиноглазой богине, какой она изображена на аспидных дисках.

640px-ГЌdolo_de_Extremadura_(M_A_N__Inv_20572)_01.jpg
Идол из Idanha-a-Nova (Portugal) на аспидном диске


Плоские каменные и фаланговые экземпляры встречаются в коллективных погребениях на плато Гранады в окрестностях Гуардикс, Гор и Горафе. Похожий рисунок, вырезанный на епископских посохах и дисковых идолах, встречается наряду с фаланговыми и альмерийскими статуэтками в погребениях Пальмейи в Португалии.
Так как Эль-Гарсель со своими меднорудными запасами и прибрежная провинция Альмерия были колонизированы средиземноморскими мореплавателями, то и культ богини пришёл в Западную Европу именно этим путём, вероятно, около 2700 г. до н. э.
Далее он распространился на юго-запад Испании и Португалии (атлантическая зона и рядом с могилами в средиземноморской зоне), где его типичной чертой стали мраморные цилиндрические или конические идолы с лицами и глазами, выполненными методом насечки.


image033.gif

Эти идолы сильно отличаются от альмерийских фигурок, сделанных из фаланг.

Эти, так называемые, «круглые идолы» должно быть, являлись заменителями настоящих менгиров и служили тем же целям воплощения душ умерших в неразрушимое тело.

Чем дальше на юг от больших центров, тем символы богини становятся беднее. Из этого следует, что, хотя культ и укоренился во внутренних районах и на севере страны, в процессе его распространения сохранилось только несколько самых почитаемых, заветных, символов. Этот период совпал с вырождением мегалитических памятников, с которыми культ богини был тесно связан.

Лос-Мильярес. Могила с ходом

Переходной формой от могильных «круглым идолам» к настоящим менгирам скорее всего являются небольшие, 20-25 см, «статуарные менгиры», на которых имеется схематическое изображение человеческого лица в геометрическом орнаменте


Плита-Идол. Камень. Плоское сечение. Лицевая пластина декорирована тиснением, образуя лицо брови, нос и, возможно, тату на лице, которое отмечено на многих похожих идолах. Так же представлены и руки, и треугольник на лобке. Оборотная стороны плиты показывает, разрезы зиг-загом (представление возможных прически). Глаза перфорированные. Энеолита. Из "Дольмен по Guadancil (гарровильяс-де-Альконетар, Касерес, Эстремадура, Испания).


Похожие менгирные идолы, были распространены не только в Испании, но и во Франции и на Британских островах.


La Dame de Saint-Sernin, statue- menhir rouergate.Musée Fenaille-Rodez-Aveyron-France


Статуя-менгир
Вторая половина III тыс. до н.э.
Сьерре-Гранде, Авейрон, Франция

Их ставили возле дольменов, тогда как маленькие статуэтки находят внутри.

Дольмены являются погребальными памятниками, но их нельзя считать простыми надгробиями. Под ними находят не целые скелеты, а разрозненные кости, лежащие в беспорядке. Многие из них сожжены или сломаны, притом что следы костра не характерны для обряда кремации. Иногда маленькие коллекции костей помещены в каменные ящики. Судя по всему, похороны здесь проводились в два приема. Сначала тела умерших выставляли в погребальной камере на время, необходимое для того, чтобы разложиться. Затем кости подвергали действию очистительного огня и разбивали их, чтобы душа могла, наконец, выскользнуть на свободу. Искусственный грот, дольмен, символизировал лоно Великой Богини, куда возвращается человеческое существо в конце своей земной жизни и где оно пребывает, пока снова не родится на свет.

То, что камень мог служить жилищем божества, засвидетельствовано в религиозно-мифологической традиции кельтских стран и не только. (дальше будут рассказы о так, называемых «хозяйках мегалитов»).

Некоторые из таких статуй имели стилизиованные птичьи черты, такие как нос, похожий на клюв.


О. Кроуфорд, посвятивший специальное исследование этой клювоносой, в прошлом и совоокой, богине, предположил, что образом хищной птицы она наделена из-за обычая выставлять тела умерших на склевывание вплоть до очищения скелета от мягких тканей. Птицы, поедавшие труп, стали символами богини земли и смерти. (статья Бадб Катха). В мегалитических гробницах Оркнейских островов многочисленны находки принесенных в жертву крылатых хищников — белохвостых орлов, воронов, сов. Безусловно, несъедобные и во многих религиях нечистые, эти птицы приносились в жертву в местах захоронений, поскольку они принадлежали «совиноглазой» богине, являлись ее воплощениями.
Но вернусь к нашей Совоокой из Лос-Милларес, которая отчасти стала "бабушкой" менгирных надгробий в виде женского божества.

Кроме круглоглазых идолов, в культуре Лос-Милларес «совиноглазыми» бывали и сосуды. (Статья о том, что сосуды в неолите были воплощением вселенской богини)

Совиноглазый сосуд из Лос-Миллареса


Развернутая композиция

Еще один сосуд из Лос-Милларес

Изображение глаз, соседствует со сценами мирной жизни каких-то животных, например, оленей. И мне лично эти глаза напоминают Солнце, благословляющее жизнь. Однозначно, это какие-то солярные символы.

В научной литературе бытует мнение, что такой совиный облик богини был заимствован из капсийской культуры, хотя, возможно, сама культура и не дошла до Иберии в своей целом виде, лишь вкраплениями.
И что же можно сказать в итоге об этой интересной Даме? Судя по её связи с могилами и дольменами - она была связана со смертью. Но её солнечные аспекты, дающие жизнь, выдают в ней богиню жизни, создательницу мира и подательницу плодородия. Поскольку такие фигурки были в каждом доме, а также в могиле, можно сказать, что она сопровождала человека на протяжении всей жизни: благоприятствовала его зачатию, помогала его матери при родах, вела его по жизни, а затем, впитав его последний выдох, уводила душу в царство мёртвых, где цикл рождения и смертей повторялся снова. И тогда глаза можно интерпретировать как напоминание того, что за человеком приглядыает всю жизнь Божественное око, следит за его поступками. А принимая устрашающий вид Хищной птицы - наводит страх, напоминанием о неизбежной смерти.

А меня лично эти глаза наводят на мысль об Афине с её совой и прозвищем «совоокая», а также её визави Медузе Горгоне с её взглядом, заставляющим каменеть (каменные статуи этой богини устанавливались у могил). И история о  ливийском происхождении Афины (то есть североафриканском). Ведь идолы совооких богинь Миллареса, как и сама культура имеет связь с африканской капсийской культурой. Конечно же, сравнение крито-микенской Афины и древней мегалитической совоокой богини, попахивает историческими инсинуациями на подобие славяно-ариев, но всё же память народов не раз удивляла учёных, когда доносила до нас отголоски таких древних событий, что не исключает никаких сравнений.

Tags: лики Богини
Subscribe

  • Когда женщина выше мужчины.

    Вопрос - "выше ли женщина мужчины или ниже по сути, по положению?" - бессмыслен, как и вопрос, подобный такому: "Что лучше - вода или…

  • Знаки времени.

    Сегодня я случайно увидел рекламный клип Nike: Из чего же сделаны наши девчонки? Стиль исполнения напомнил мне песню нацистов "Будущее…

  • О женской кооперации.

    "Эми Пэриш из университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе считает, что в устройстве любого общества ключевую роль играет солидарность. Эми…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments