Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Совоокая богиня (2).

Оригинал взят у kalinzar в СОВООКАЯ БОГИНЯ.

Lytham-Saint-Annes-CLassical-Association-Owl-Content-Michael-Scott
Керамический арибалл в форме совы. Коринф, 2-я пол. VII в. до н.э., Лувр.

Как известно каждому, сова – священная птица Афины; но не все знают, что сова Афины – это не абстрактная сова-вообще, а совершенно конкретный вид птиц, нередко встречающийся поблизости от человеческого жилья – а именно домовый сыч (Athene noctua). Интересной особенностью биологии домового сыча, отличающей его от большинства других сов, является его частое гнездование в норах и скалах ( большинство других видов сов предпочитает дупла деревьев). Эта особенность, равно как и связь этой птицы с человеческими поселениями, во многом предопределила ту почётную роль, которую отвели домовому сычу древние греки: он мыслился, как посредник между мирами: миром людей и миром окружавшей их природы, а также миром «верхним» и миром «нижним». В самом деле, ведь он, как и всякая птица, мог летать, и, стало быть, отчасти принадлежал «верхнему» миру, но при этом был порождением «нижнего» – об этом ясно говорило ежегодное появление «из под земли» новых поколений этих загадочных существ с человеческим ликом, на котором светятся громадные, вещие глаза божества…

Сич хатній Athene noctua

На этом древнейшем, хтоническом этапе развития мифологии сова была не атрибутом богини мудрости, как во времена классики, а САМОЙ этой богиней (кстати, этому факту созвучно и вышеприведённое классификационное латинское название домового сыча: «сыч Афина»…) Как писал А.Ф. Лосев, «Для эпохи последовательного зооморфизма … cовиный вид Афины Паллады есть центральное содержание мифа об Афине» (А.Ф. Лосев. Античная мифология в её историческом развитии, М.,1957, стр. 20). Удивительно, однако, что даже в классические времена, когда, казалось бы, о прежнем совином облике Афины напоминал лишь её гомеровский эпитет «совоокая», этот древнейший пласт мифологии не был ещё полностью изжит и отринут – о чём свидетельствуют сохранившиеся изображения светлой олимпийской богини-воительницы в образе сыча (NB: роспись краснофигурная, т.е. уже классическая):

сова
Ойнохойя с изображением Афины в образе совы. 410-390 гг. до н.э., Лувр.

Священный образ совы чаще всего служит для украшения не повседневных, а ритуальных, культовых предметов; к ним, по-видимому, относится и особый тип скифоса с асимметрично расположенными ручками – т.н. «глаукс» (по-гречески «сова, сыч»; исследователи считают, что сам этот сосуд является условным изображением совы: горизонтальная ручка – «хвост», а вертикальная – «клюв»):

глаукс
Глаукс. V в. до н.э., Музей Эшмолиэн, Оксфорд.

Характерно, что рядом с сычом на глауксе мы видим ветви оливы. Если вдуматься, то олива, священное дерево Афины, такой же посредник между «верхним» и «нижним» миром, как и сыч – так же выходит из под земли и устремляется вверх, к небу (то есть символический ключ у них, по существу, общий…)

Есть ещё один, особый класс предметов - хотя и повседневных, но, в то же время, и «магических» - которые в Афинах почти всегда украшались изображением божественной покровительницы полиса - и также, зачастую, оливковой ветвью:

монета
Афинская монета. (Судя по всему, монеты в Афинах начали чеканить при тиране Писистрате, то есть лишь во второй половине VI века до н.э.)

кратер
Волютный кратер, изготовленный на территории греческих колоний в Италии. Около 360 г. до н.э., Лувр.

И всё же, к наступлению классической эпохи древние культы хтонических, «подземных» божеств уступили своё место «небесному», олимпийскому культу; менялась и сама мифология. Многие боги, по происхождению «подземные», стали приобретать «небесные» черты – так, грозный бог-губитель, «податель жизни и смерти» Аполлон, воплощением которого также служили  "подземные" существа: волки и мыши, трансформировался в благостного бога света и искусств. Подобно ему, исходно хтоническая Афина (Афина-сова, Афина-змея) ко времени классики уже стала «верхней», светлой богиней – дочерью небесного отца, появившейся на свет из его головы, а вовсе не из подземных глубин… В декоре этого позднеклассического кратера ясно прочитывается её противопоставление колебателю земли (а, стало быть, властителю «нижнего мира»), владыке морской бездны Посейдону. Их противостояние подчёркнуто и тем, что сова Афины расположена в верхней, а морское чудовище Посейдона – в нижней части колонны. Здесь сова – уже лишь атрибут, так же, как и в руках римской Минервы из Лувра:

Минерва с совой
Минерва, мрамор и оникс, II в. н.э.

Впрочем, мраморные голова и руки этой статуи, за неимением подлинных, были добавлены лишь в XVIII веке – так что сова эта, увы, всё же не античная… Зато ниже перед нами подлинный греческий образ великой богини Афины, обозначавший её вечное присутствие на Афинском Акрополе наряду со скульптурами великого Фидия:

статуя совы
Статуя совы с афинского Акрополя. V в. до н.э.
Tags: Афина, Греция, лики Богини, птицы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments