Рене Генон сообщает о том, что Янус "есть, собственно, янитор, который отпирает и запирает врата годового цикла посредством ключей, являющихся одним из основных его атрибутов". Он был богом времени и олицетворял рубеж между концом старого года и началом нового. Однако, этот аспект прошлого и будущего, очевидно, присутствует в любом цикле, даже суточном. Янус имеет отношение к восходу солнца утром; он отпирает солнечные ворота, а вечером запирает их.
"Его статуя в храме стояла, обращённая лицами на восток и запад. Два его лица, согласно общепринятой интерпретации, рассматриваются как олицетворение, соответственно, прошлого и будущего. Лица Януса на древнейших изображениях разные: одно безбородое, другое бородатое, или одно белое, другое чёрное. Довольно часто встречается изображение Януса с двумя лицами - мужским и женским. Подобное изображение приводит Рене Генон в своей статье "Несколько аспектов символики Януса". Тут речь идёт о Янусе-андрогине, или Янусе-Яне.


Янус был богом инициации. "И поскольку Янус рассматривался как божество инициации, оба его ключа, один золотой и другой серебряный, были ключами от "великих мистерий" и "малых мистерий"."
Известно, что "малые мистерии" проводились в период летнего солнцестояния, а "великие мистерии" - в период зимнего солнцестояния. Саму "технику" мистерий мы здесь описывать не будем; скажем лишь, что основным элементом этой универсальной "техники" является затворничество. Трое суток зимнего солнцестояния испокон веков считались самыми магическими в году. Считалось, что именно в этот период можно изменить свою судьбу и родиться заново. Для этого нужно создать маленькую "пещерку" или "келью", затвориться в ней на трое суток, изолировать себя от всей мирской суеты, зажечь свечу и смотреть на пламя свечи неотрывно. В какой-то момент исчезнет чувство времени и откроется "чувство вечности". И тогда человек окажется в "вечном настоящем", которое является в результате инициатической «трансформации».
В юмористическом виде эта "трансформация" изображена в фильме "Небывальщина".
Собственно, этот стол с наковальней и есть миниатюрный храм Януса с входом и выходом с двух противоположных сторон.