Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Медейна - хранительница балтских лесов.

Оригинал взят у mazayka_urza в Медейна-хранительница балтских лесов.

Ещё одна богиня лесов и диких животных, которую сравнивают с Дианой-Артемидой. На этот раз из Литвы.

Старинных изображений Медейны (Мядейны) я не обнаружила (и мне не известно, существуют ли они), но прекрасны и современные трактовки образа.


Фреска работы Трушиса Витолиса в Вильнюсском Университете «Мядейна - богиня лесов»

Упоминания о Медейне есть в «Ипатьевской летописи» 13 века; это самое раннее, где её упоминают среди богов, которым молился король Миндовг.

Польский историк Ян Длугош сравнивает её с Дианой.

Упоминание этой богини есть у Микалоюса Даукша, Яна Ласицкого, в хронике Быховца.

Её упоминают на пару с другой богиней – Жворуной (Хроники Малалы). Оттого в научной литературе её могут называть двойным именем Жворуна-Медейна. Имя Медейна выводят из литовского Медис – Лес, Дерево. Жворуна (Жверуна) – от Жверис – Звери.

Характер у этой богини очень независимый, она не торопится замуж, предпочитая одиночество, но любовь не обходит стороной и её.

Медейну представляли в образе прекрасной девушки – охотницы, которую сопровождали волки – «борзые». И сама она принимала образ волчицы – её другое имя Вилкмерге – "девушка-волчица" (также "распутница").

Медейна не была доброй покровительницей охотников, скорее она была хозяйка леса, которую стоило задобрить, чтобы получить - нет, не удачу, а чтобы им просто не мешали. Ей ежегодно посвящали первую охотничью добычу в году, чтобы волки богини не нападали на скот.


Скульптура Вилкмерге в г.Укмерге (Литва, Вильнюсский уезд), работа В. Кетвиртиса Фото отсюда

Эта скульптура связана с легендой об основании города. В 13 веке в окрестных местах довелось охотиться сыну князя Дауспрунгаса по имени Таутвилас. Его стрела угодила в большого волка, и раненое животное в ярости накинулось на юношу. На помощь князю пришла молодая и прекрасная колдунья-пророчица, обитавшая в лесу. Своей магией она усмирила волка и спасла жизнь княжичу. В благодарность его отец Драуспрунгас построил для неё замок на реке Швянтойи и назвал его Вилкмерге («Девушка-волчица»). Со временем это название трансформировалось в Укмерге. Однако легенда о девушке-волке жива; пусть в ней прямо не указывается имя Медейна, но черты языческой богини видны невооружённым взглядом.

С культом Медейны связана также рождественская охота на зайцев.

В старых рукописях упоминается Мядейна и некая непоименованная "богиня зайца". Одна и та же это богиня или две разных, об этом до сих пор ведутся споры.

В Восточной Латвии зафиксированы некоторые священные места – Заячьи костёлы (камни, холмы, леса) и Волчьи следы (так называются камни с выемками). Чуть дальше находится деревня Вилкпеджяй (Польша) и камень в Журавеце (Беларусь) со следами лап зайца, волка, медведя и лисы.

Характерно, что Заячьи костёлы и Волчьи следы расположены недалеко от дворов государя 14-15 вв., государственных замков, владений и вотчин магнатов.

Предполагается (Викинтас Вайткявичюс. «Новая перспектива Жверуны-Медейны»), что эти объекты были местами культа, который отправляли охотники-воины. И может быть таким образом могли обозначать владения великого князя и магнатов.

То есть Жверуна-Медейна была важным божеством военного слоя.

Особое место культ Жверуны-Медейны представлял для рода Миндаугаса, создавшего государство.

После крещении Литвы, роль Медейны свелась до простого духа леса.


«Медейна», автор М.Грушас, 1987 г.

С этой статуей связана одна легенда о Медейне и Лаздоне.

В древние времена, когда ещё люди поклонялись солнцу и ветру, жили-были две красавицы сестры, Медейна и Лаздона.

Медейна полюбила красивого парня Каукарюса и любовь их была взаимной. Лаздона, которая очень красиво пела, завидовала сестре, потому что тоже влюбилась в красавца Каукарюса, но он был влюблён в её сестру.

Из-за любви к Каукарюсу, ревности и зависти сестра Лаздона решила утопить свою сестру - Медейну в реке.

Медейна молила о пощаде и милости, но сестра её утопила.

Однажды два пастуха находят останки девушки на камнях около берега реки. Они сделали из костей Медейны арфу, а из волос - струны для арфы. И вдруг арфа сама начинает играть и рассказывать историю о сёстрах и о трагедии, которая случилась на берегу реки.

Пастухи пришли в деревню и рассказали о случившемся. Лаздона понимает, что её ждёт расправа и бежит на высокий склон обрыва, собираясь броситься вниз. И она прыгает, но кто-то спасает её от неминуемой смерти внизу и она остаётся живой и влюбляется в своего спасителя. Это был Лауксаргас, за которого Лаздона вскоре выходит замуж и они счастливо живут.

Однажды началась племенная война, которые были очень частыми в те времена, и Каукарюса, в которого когда-то была влюблена Лаздона, смертельно ранят, она перевязывает ему, смертельно раненому, раны и зовёт ведьму Лаума на помощь.

Лаума говорит, что нужна шкура только что убитого медведя с кровью, которую нужно надеть на умирающего Каукарюса, чтобы он выжил.

Лауксаргас, муж Лаздоны, убивает медведя и приносит шкуру. Лаума надевает шкуру на Каукарюса и он превращается в огромного и сильного медведя.

- Спасибо, что спасли меня, но я слышал песню арфы и никогда не прощу тебе, Лаздона, смерть моей любимой Медейны. Я вас всех убью.

- Смилуйся! - закричала Лаздона, - Как мне искупить мою вину? - Лаума! Помоги мне!

Лаума была ведьмой, но и она боялась огромного медведя.

- Отдай медведю арфу! - сказала Лаума. - Вместе с арфой ты отдашь свой голос и никогда не сможешь больше разговаривать, а я буду молить Упиниса - бога реки, чтобы он отдал Медейну.

Лаздона отдала медведю арфу. Он сломал арфу, и появилась живая Медейна.

Лаздона уже никогда не смогла говорить и петь.

А Медейна без страха забралась на спину медведю, и они ушли в лес.

Tags: лики Богини, матриархат, мифология
Subscribe

  • О мезолитическом населении Старой Европы.

    Вполне возможно, что мезолитические жители Европы, до прихода туда неолитических земледельцев с территории Анатолии, имели большое внешнее сходство с…

  • Домоседы и непоседы.

    Интересно, что "на востоке [неолитической Старой Европы] могильные предметы свидетельствуют о том, что женщины передвигались больше, чем…

  • Старая Европа в тумане неведения.

    В истории заселения Европы один из наиболее остро обсуждаемых вопросов – это взаимоотношение ранних земледельцев, несущих навыки…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments