Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Сицилия - благословенная земля женских божеств плодородия: Дело было в Энне.

Оригинал взят у mazayka_urza в Сицилия - благословенная земля женских божеств плодородия: Дело было в Энне.

Вчера, я рассказывала о культе древней сикульской богини, что послужил фундаментом, на котором древнегреческие колонисты построили местную "версию" поклонения своей древней крито-микенской богине-матери Деметре.
Соединение хтонической местной богини с Деметрой  навеки тесно связало с Сицилией один из самых известных вариантов мифов о похищении Персефоны, и о странствии её матери в поисках пропажи. "Три кита" этой сицилийской истории расположены в трёх важных культовых центрах острова - Этна, Энна и Сиракузы, которые некогда были культовыми центрами местных догреческих народов.
На Этне Деметра зажгла свои факелы, осветившие мир, который ей пришлось обойти в поисках своего дитя.
А в Энне, о которой пойдёт речь сегодня, произошло то самое знаменательное всем известное событие, когда юную Персефону, гулявшую на лугу с подругами, похитил страшный бог смерти Аид, чтобы сделать её своей царицей в мрачном подземном мире.

Вулканическое озеро Пергуза, на берегах которого Персефона с подругами Сиренами, которые еще не обрели свои птичьи черты, собирала цветы, а потом была похищена Аидом

Сицилийский город Энна расположен практически в центре острова, за что получил название "Пуп Сицилии". К северу от норманнского замка Кастело ди Ломбардия, который стоит на месте бывшего акрополя Энны, возвышается скала Рокка ди Церере, где некогда располагалось знаменитое святилище Деметры, которое  и прославило это место во всём античном мире.

Энна, скала Рокка ди Церере, "Скала Цереры" - Церера римская богиня, отождествленная с греческой Деметрой

Вообще-то точных данных о том, что здесь было святилище, нет. Но Цицерон говорит о том, что Варрон осквернил святилище и не смог унести две гигантские статуи Деметры и Триптолема (Триптолем - бог зерна, протеже Деметры), потому ему пришлось довольствоваться меньшей скульптурой Ники, что была в руках (!) богини.
Его же слова об Энне : "Энна – высокое и заметное место, на вершине которого находится плато с источниками, недоступное и скалистое. Рядом озеро и древние леса, и каждый сезон, распускающиеся самые красивые цветы провозглашают красоту Коры, о которой мы так много слышали с детства. И тут же находится пещера с выходом на север, из которой внезапно выехал на колеснице Аид, и, схватив девушку, увёз её с собой в местечко у Сиракуз, где снова исчез под землей. В том месте появилось озеро, где сикарузяне празднуют ежегодные фестивали с большой помпой".
Вот это описание скального святилища Деметры напоминает историю о критской морской богине Диктинне и о горе Иде, где ей поклонялись. На Крите, кстати, Великую Богиню часто изображали стоящей на горе.
Рисунок2.jpg
"Горная Мать", печать из Кносса, Крит
В прошлой части я упоминала, что крито-микенские черты местное сикульское божество могло получить ещё до прихода греков, в результате контактов с микенцами.
И с этим эпизодом о разграблении святилища Варроном связан ещё один интересный момент. Цицерон в своей обвинительной речи перед судьями заявил, что произошло надругательство над святым местом богини, которая не чужда римской религии. Каким образом эта сильно синкретизированная богиня могла быть близка римской религии?
Давайте вспомним, что за народом были эти сикулы. На Сицилию они прибыли в конце второго тысячелетия до н.э. Их относят к индоевропейским народам (в отличии от более древнего населения острова - сиканов); согласно преданию, они некогда обитали в Лации. А язык их относят к латино-фалискской подгруппе италийских языков. То есть сикулы - близкие родственники латинян. И истоки их религиозных верований одни и те же.
После того, как в 133 г. до н.э. был убит римский политический  деятель Тиберий Гракх, римляне решили обратиться к знаменитым "Сивиллиным книгам" и нашли там повеление "умилостивить древнейшую Цереру". И вместо того, чтобы отправиться с дарами к древнейшему (5 в. до н.э.) храму этой богини в Риме, децемвиры (духовная коллегия) пошли в Энну! Выходит, ещё во время составления "Сивиллиных книг" (это примерно 6 в. до н.э) римская Церера отождествлялась с Сицилийским божеством, названным греками Деметра.
В прошлый раз была приведена версия, что богиню эту звали Герра (существует ещё одна версия, что богиню звали Ибла; может случиться, что обе версии верны, ведь на острове обитали несколько народов, которые обменивались, помимо всего прочего, и религиозными верованиями). То, что именно Геррой (Gera, Gerra) звали свою богиню сикулы, подтверждается античными этимологиями Ceres - Церера. Варрон производил "Ceres" от "Gereri" - "производить", "порождать". Цицерон вообще считал, что Ceres - это искажённое Geres.
(Версию о Герре-Церере я привожу исходя из работ Ильинской С.Л.).
Но возвращаемся собственно к самому культу Деметры в Энне. Если, говоря о скальном святилище, нужно упоминать, что  у нас нет археологических данных о нём, то культ этой богини хорошо прослеживается неподалёку от Энны, в городке, известном, как Моргантина (по названию народа Моргетов). Причем, как и в случае с другими культовыми центрами, место было сакральным задолго до греков. Поселение и храм, в котором служили хтоническим богам, относят ещё к  неолитическому периоду.
Далее, сиканы до 11 века до н.э. поклонялись здесь своему Великому Божеству, потом сикулы.
В 10 веке сюда пришли из Нижней Италии моргеты и здесь был выстроен город Моргантина.
А в 8-6 веке до н.э. нагрянули греческие колонисты и началась постепенная ассимиляция всех местных племён.
Греки же принесли с собой свой культ Деметры, который легко сплёлся с культами древнейших хтонических божеств.
У реки Горналуга был выстроен храм с несколькими часовнями и зданиями. Для отправления культа учёные установили все стадии Элевсинских мистерий, которые могли проводится в этом месте.  Особенностью его является отсутствие источника воды, который греки используют для отправления культов хтоническим богам.
В период архаики служба велась на открытом воздухе. Сердцем богослужения хтоническим богам служил круглый алтарь, именно с ним связывали самое значительное событие элевсинских мистерий - ночное шествие со свечой и колосьями в руках, вверх по склону горы.

Один из ритуальных сосудов, обнаруженная в Моргантине
Хорошо реконструируется также обряд колективной трапезы, с последующим оставлением посуды.
Вторая стадия развития культа - классическая, храм стал очень популярен.
Третий этап относится к римскому времени.
При раскопках обнаружили множество статуй и бюстов Деметры и Персефоны. Скульптурная сцена танца женщин, предположительно в честь бракосочетания Аида и Персефоны или Дионисии.

Скульптура, известная как «Венера из Моргантины»
Скульптура датируется 425 — 400 гг до н.э.. Предполагается, что её создал один из учеников Фидия, работавший в Великой Греции.
Наиболее вероятно, что статуя является изображением богини  Деметры
.

Наикрасивейшая Персефона из музея Аидоне (Моргантина)

Бюст Персефоны, 350-300 гг. до н.э. Терракота, Музей Аидоне
В храме была обнаружена "Таблица проклятий" из свинца, в которой призывается у Подземных богов  отправить раба Венуста в Царство мертвых.

Таблица Проклятие из Моргантины, 100 г. до н.э. И чем так разозлил бесправный раб Венуста богатого господина, что он проклял его?
Другие находки из храма – глиняные вотивные статуэтки, бронзовая игла, фрагменты глиняных статуэток участников празднеств с поросёнком. 1 октября открывались элевсинские мистерии,  посвященные обеим богиням. На следующий день, шли к заливу Фалера, в сопровождении Мистагогов (жрецов, посвященных в таинства), для прохождения обряда очищения, кричали "Halade mystai" и купались в воде, вместе с поросёнком, которого затем приносили в жертву богине.

Коры из Моргантины. Статуи выполнены в технике  акролит, когда открытые части тела – голова, кисти рук, ступни изготовлялись из мрамора, а тело из дерева. Доктор Беатрис Базиле объясняет этих богинь, как Деметру (слева) и Персефону (справа) потому как хоть они и похожи, но одна из женщин более зрелая. Одеты они от стилиста Мареллы Ферреры, которая и в одежде отразила разницу в статусе, поясняя, что перед нами именно мать и дочь.

Эту терракотовую статуэтку считают изображением жрицы Деметры и Коры, или Персефоной
Tags: Деметра, Крит, Сицилия, артефакты, мистерии, римляне, ритуал, сосуды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments