Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Сицилия - благословенная земля женских божеств плодородия: Сиракузская демократия.

Оригинал взят у mazayka_urza в Сицилия - благословенная земля женских божеств плодородия: Сиракузская демократия.

Эта часть посвящена третьей культовой точке, связанной с известным мифом о Деметре и Персефоне.
Напомню, что в Энне Аид похитил Персефону, которая гуляла на берегу озера Пергуза с подругами. В этом месте был расположен крупный культовый центр, действовавший со времён неолитических обитателей острова; с приходом греков здесь стали проводиться Элевсинские мистерии
От огня вулканической горы Этна Деметра зажгла свои факелы, чтобы осветить ими весь мир. На склонах этой горы, которую саму некогда почитали как богиню, ещё до прихода греческих колонистов располагался храм сикульской богини Герры-Ceres (возможно, это римская Церера).
А Сиракузы прославились тем, что здесь Аид, вместе с похищенной им в Энне Персефоной, скрылся под землёй. Произошло это у источника Чиана (Киана). Одноимённая Нимфа источника была одной из подруг Персефоны; увидев, что Аид увозит её, она попыталась преградить ему путь, но Бог лишь сердито швырнул в озеро свой скипетр, который открыл ему проход в царство мёртвых. А бедной нимфе и оставалось, что горько рыдать по подруге; так много слёз она пролила, что растворилась в водах источника; и когда Деметра пришла к ней, Киана ничего не смогла рассказать ей об увиденном.

Терракотовый алтарь с тремя женщинами и пантерой, напавшей на быка, Гела, Сицилия, 500 г. до н.э.

Сиракузяне ежегодно проводили у этого источника празднества, во время которых от имени государства приносился в жертву бык, живьём погружаемый в озеро. Так, по преданию (Диодор), установил им Геракл.

Говоря о Сиракузах, нужно также иметь в виду и Гелу - самую архаичную греческую колонию на Сицилии, позднее её жители основали Сиракузы. Соответственно культ Деметры и Персефоны в Сиракузах был заимствован из Гелы.
Город Гела был основан выходцами с островов Родос и Крит в 689 г. до н.э.
На Крите в те времена вовсю процветал культ богини-матери Бритомартис из Диктинны, которую греки отождествляли с Артемидой и Реей, матерью Деметры.
А родосцы (именно родосцы) привезли с собой на Сицилию культ Деметры, и от них он распространился по всему острову, вытесняя местные женские божества.
В Гелах, как в других местах островах, хтонические божества почитались задолго до греков.
Интересные свидетельство оставил нам Геродот касательно этого. Он говорит о почитании неких "подземных божеств".
Жрецами этих безымянных богинь называют выходцев с острова Телос, что близ Родоса. Когда в Геле вспыхнуло восстание, жрец Телин бежал из города, прихватив с собой святыни "Подземных богинь" в сиканский город Макторий.
Имена этих загадочных божеств (а так же святыни, которые унёс с собой Телин) Геродот не называет; а если бы речь шла о Персефоне и Деметре, которых сам автор хорошо знал, то он бы обязательно поименовал их. То есть, почитание древних местных божеств в Геле осуществлялось одновременно с культом "Обеих богинь". Можно предположить, что речь здесь идёт о множественных богинях сикулов - Агнах.
Почитание именно Деметры В Геле можно проследить, например, в комплексе Предио, а также в окрестностях Гелы в Карруббазза.
Но а главное место почитания элевсинской богини было расположено на правом берегу реки Гела, на холме Биталеми.
Все эти центры достались Деметре в наследство от более древней "подземной богини".

Круглый алтарь Деметры в Геле
Служение "Обеим богиням" проводилось на открытом воздухе. Наблюдается множество обетных подношений.

Протомы Деметры из Гелы

Вотивная терракотовая статуэтка - Женщина с ребенком
После того, как тиран Гелон переселил половину жителей города в Сиракузы, значение Гелы упало. Гелон построил в честь Деметры и Коры два храма на территории будущего Неаполя.
Очень важным фактором в культе "Обеих богинь" было то, что он являллся своего рода "маркером" демократии. Именно в Сиракузах особо ярко прявился простолюдинский характер празднеств в честь Богинь. Да и утвердился он после победы демократии над гаморами (представители землевладельческого класса).

"Культ Деметры и Коры был занесён сюда после падения царства Дукетия, т. е. тогда, когда Сиракузы, освобождённые от господства аристократического элемента (IV в. до н. э.), начали официальную грецизацию этого района"

Поздняя тетрадрахма Агафокла изображает богиню Кору и богиню Нику с военными трофеями в честь его побед над врагами.
Впервые в практике сиракузского чекана на монете появляется не название города, а имя его правителя Сиракузской державы — Агафокла.

В честь Матери и Дочери в их ипостаси Законодательниц проводились известные в Греции празднества Тесмофории, справлявшиеся исключительно при участии свободнорождённых женщин, которые во время некоторых этапов этого пятидневного празднества запирались в хижинах.  В этих праздненствах важную роль, как и в Элевсинских мистериях, играла свинья - священное животное Деметры, которую кидали в пропасть (приносили в  жертву подземным богам или земному чреву). Подробности сиракузских церемоний не известны, но если судить по намёкам Диодора, а также тем аналогам Тесмофорий, что проводились в Греции, можно предположить, что во время празднеств женщины обменивались нецензурной бранью, чтобы спровоцировать смех. Также подавались булочки с кунжутом в виде женских половых органов, что символизирует материнство. Сам  культ Богинь Тесмофорий (Законодательниц) основан на идее плодородия и законности брака и семьи. Диодор указывает, что именно Деметра, помимо сельского хозяйства, изобрела первые законы.
Доказательством проведения Тесмофорий в Сиракузах служит напись на аттическом сосуде "Святой Деметры Тесмофории хижина Дикайос".
Во время обмолота зерна отмечался праздник Схождения Коры в Аид - Katagoge, что символизировало собой смерть природы. Четыре месяца обитает Дева в мире своего супруга, оберегая богатства всего человечества - ростки и зачатки жизни, а затем, во время сева, когда все закрома открывались, справляли ещё один праздник - Anodos - Восхождение Коры; во время этого события и проводились Элевсинские мистерии. Дева-Зерно встречалось с Матерью -Зерном, старое зерно встречалось с новым (Нильссон М. "Греческая народная религия"). В Катагогии могли принимать участие и мужчины, именно они приводили Кору (Буркерт В. "Греческая религия: архаика и классика").
В дни празднества в честь богинь собирались пиры под открытым небом и приветствовалась полная свобода слова.

Аид увозит Персефону
В этих местах культ Деметры оказался очень стойким, что дожил до христианских времён, и был заменён культом Мадонны Вифлеемской.
Tags: Деметра, Сицилия, демократия, закон, мистерии, свинья
Subscribe

  • UNIO MYSTICA

    "Кто при жизни не увидит внутри себя Царствие Божие, тот не увидит его и после смерти" (Симеон Новый Богослов). Я полагаю, это очень…

  • О сверхсознании.

    «По словам сына Хайдеггера, Германа, отец однажды сказал ему: "Во мне мыслится. Я не могу этому противиться" (Es denkt in mir. Ich…

  • "Свинский" матриархат.

    Из статьи Б. Ю. Кассал " ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПОПУЛЯЦИИ КАБАНА В СРЕДНЕМ ПРИИРТЫШЬЕ". " Основой популяционной структурой кабана в Среднем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments