Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Богиня Бендис и её шапка.

Оригинал взят у mazayka_urza в Богиня Бендис и её шапка.

Раз уж пошло такое дело, что я вновь возвращаюсь к вопросам, поставленным раннее, то и сегодня ещё раз хочу вернуться к вопросу, на который я некогда не смогла найти ответ: Что за животное на голове у фракийской богини Бендис (или Бендида в русской литературе), которое напомнило мне лемура (статья: Бендис - Богиня Фракии)?
0_1b5021_fac1a67b_XXL.jpg


Лиса!!!!

обыкнове́нная или ры́жая лиси́ца (лат. Vulpes vulpes) — хищное млекопитающее семейства псовых, наиболее распространённый и самый крупный вид рода лисиц

Лиса - эффективный охотник и самый хитрый зверь, если верить легендам. А Бендис, согласно мифам, отождествлялась с Артемидой, Божественной Охотницей.

Об этом без труда могут догадаться те, кто хотя бы поверхностно интересуется фракийской культурой.

Вот что пишет об этом Геродот:
"У фракийцев в походе на головах были лисьи шапки..."
Этот головной убор известен, как Алопак или фракийский колпак. На рисунке он представлен в модифицированной форме, которая имитирует шлем, но в более примитивном варианте (изображение фракийца в левом верхнем углу) такой "колпак" мог представлять из себя просто шкуру лисицы с отрезанной головой и сложенную пополам; лапы, в таком случае, свисали на уши, а хвост на шею.

Сама Бендидис тоже носила обычно именно такой колпак, а не целую лисицу.

Статуя Бендиди 3-2 в. до н.э. (из книги Дмитър Попов, 1981 г., София)

Иногда её головной убор преобретал черты шлема, и был выполнен, возможно, уже не из лисьего меха, а кожи.
0_1b5021_fac1a67b_XXL.jpg
Поклонение Бендиде. Фрагмент античного рельефа. III в. до н. э.

Реконструкция  "шлема"

Мне думается, что рисунок с вазы, что представлен в заглавии темы, когда на голову богини "посадили" лисицу, иллюстрирует нам  сюжет какого-то мифа, связанного с Бендис, который характеризует её, как богиню охоты.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Черкну ещё пару слов от себя.

Википедия сообщает: " Фриги́йский колпа́к (также фракийский) — высокий головной убор древних фригийцев; мягкий закруглённый колпак обычно красного цвета со свисающим вперёд верхом; часто снабжался двумя клапанами на ушах. Был в употреблении у племён, в древности населявших Фракию, Дакию, Далмацию. В Древнем Риме головной убор, символизировавший свободу, назывался pileus. Он был круглым или островерхим и изготовлялся из войлока, меха или шерсти: изначально — бедренная часть шкуры животного, завязанная или зашитая с узкой стороны. Такую шапку в Греции и Риме носили обыкновенно ремесленники и другие свободные простолюдины, то есть раб, получив свободу, получал и право носить такой колпак. Во время восстаний в Риме pileus, поднятый на посох, мог служить знаменем для рабов.

То есть, очевидно, шапка эта символизирует свободу. Тут можно привести, для сравнения, слова ап. Павла из 2 Кор. 3:17: "Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода".

Но здесь надо ещё учитывать символику красного цвета. Это отдельная большая тема.

Если это действительно лиса, тут прибавляется к тому же и символика лисы. Лиса - большая "специалистка" по нахождению мышей, которые прячутся в земляных норках. И перед нами предстаёт образ Лисы Алисы из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого ("Поле чудес в стране дураков"). Да и образ Алисы, попавшей в Страну Чудес через какую-то норку в земле, тоже символически близок образу лисы, которая копает норы в земле. 
Tags: Артемида, символика
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Крито-минойский бестиарий.

    Тиринское кольцо (The Tiryns signet ring) - самое большое из известных микенских колец, изготовленное между 1 500 и 1 400 гг. до н.э. На нём…

  • Крито-минойские голуби.

    О голубках богини Анат уже говорилось в нашем сообществе. Птицы вообще, и голуби в частности, указывают на религию божественного…

  • Богоматерь Корсунская.

    Богоматерь Корсунская, конец 17 в. Галич, Нея, Буй. Источник картинки. Богоматерь Корсунская, середина XVIII в. Северо-восточные провинции.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments