Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Сицилийские культы: культ Деметры Малофорос в Селенунте.

Оригинал взят у mazayka_urza в Сицилийские культы: культ Деметры Малофорос в Селенунте.

В прошлых постах, когда велась речь о сицилийском культе Деметры, я в основном акцентировала внимание на то, как происходила замена местного культа Подземных богинь культом греческой богини.
Но в Селенунте - городе, который основали выходцы из Мегар Нисейских, всё было несколько иначе. Колонисты, прибыв на Сицилию, привезли с собой готовый культ, который в то же время отличался от культа Деметры греческих полисов.

Статуэтка Деметры, обнаруженная в святилище в Селенунте

Сначала о самом культе Деметры в Селенунте.

Святилище Деметры Малофорос располагалось вне города на холме Гаджер, где изначально был её алтарь. Рядом с храмом был некрополь, что подчёркивает хтонический характер местного культа. Поскольку материал из святилища самый древний, то и культ богини в городе древнейший.
Селенунт был основан в землях сикан, которые также поклонялись хтоническому божеству, чьи черты передались и Деметре.

Алтарь в храме Деметры Малофорос
Помимо богини-матери Деметры на холме Гаджер обнаруживается вся триада Богини.
Святилище дочери Деметры - Персефоны Пасикрейтии (Всесильной) расположено также на холме Гаджера. И она считалась богиней мёртвых.

Вотивные статуи девушек Кор с голубками в руках.
К святилищу Деметры примыкало Святилище Гекаты.

К северу расположено святилище Зевса Мейлихиоса (букв. «успокоитель»),  божества потустороннего мира, связанного с мёртвыми и обрядами очищения, описанными в священном законе города. Зевс Мейлихий в Селенунте выступал как паредр Деметры. Это было синкретическое божество, в котором проявлялись черты главы богов и древнего местного подземного божества. Ему приносили жертвы в случаях самых бурных и трагических событий. Соединение культа Деметры с культом Гекаты и Мейлихия также указывает на связь с заупокойным культом.
То есть культ Деметры в Селенунте был тесно связан с культом мёртвых.

А теперь о происхождении культа.

В Мегарах, откуда прибыли колонисты, тоже был храм Деметры Малофорос и также он располагался вне города.

Мегароны имели важное значение в культе Деметры.

деметра малофорос.jpg
Мегарон из  селенунтского святилища Деметры

Они появились ещё в микенское время, как культовые постройки, посвящённые великому женскому божеству микенцев. Имя той древней богини неизвестно, но она имела довольно обширные функции, и земное плодородие в их числе. В более поздние времена в некоторых областях Греции «мегаронные» сооружения в честь Деметры имели уже чисто символическое значение и превратились просто в ямы или скальные углубления, куда участники празднеств сбрасывали свои подношения. А вот у Мегарцев Мегарон так и остался частью культа Малофорос.

Прозвище Малофорос (данное мегарцами) трактуют по-разному:

- Оно пошло ещё от первых жителей страны, скотоводов. Оно происходит от mh`lon (в дорийском диалекте ma`lon) в значении "овца" (Павсаний)

- Но, между тем, прозвище имело вполне конкретное значение – «яблоко», а также имело более широкое значение – «плод, растущей на дереве».
Прозвище это у Деметры  могло  появиться благодаря статуе богини с яблоком в руке (У. Виламовица фон Меллендорфа)

- Именем Малофорос называли местное божество плодов, которую позднее отождествили с Деметрой (К.Ганель)

Культ Деметры Малофорос существовал в двух городах помимо Мегар – Византии и Селенунте.

Но именно Селенунтский культ отражает всю идейно-мифологическую его составляющую.

Одна из особенностей местной Деметры Малофорос обнаруживается после прочтения надписи, посвящённой победе селенунтян. Там перечисляются боги и богини, которые помогли одержать эту победу и среди них -  Малофорос. Деметра предстаёт как помощница в ратном деле и заступница.

Есть ещё одна надпись, где Деметра предстаёт в подобной роли (в Селенунте её в основном называют просто Малофорос). Это посвящение Малофорос от некоего Тевла, сына Пиррия, по обету, данному в море, видимо, в минуту опасности.

Культ Деметры Малофорос в Селенунте обнаруживает такое своеобразие, что даже выдвигают гипотезу, что он полностью взят из культа местного сиканского божества (Л. Парети). Но это не совсем так. Всё-таки основное влияние здесь идёт из метрополии. Культ Малофорос из Мегар Нисейских довольно рано (VIII в. до н.э.) был перенесён на Сицилию в Мегары Гиблейские. А уже оттуда в колонию Мегар Гиблейских – Селенунт. И своеобразный культ Малофорос, который сочетал в себе сотерические функции с хтоническими, сформировался ещё там, в Мегарах Нисейских. Просто он был очень рано, в период архаики, перенесён на Сицилию; оттого так много хтонических черт, которые вообще свойственны культу Деметры на Сицилии.

В образе Малофорос учёные выделяют два крупных пласта:

- Наиболее древний крито-микенский. На территории Мегар Нисейских некогда процветал культ женского божества крито-микенской религии, которое затем стали ассоциировать с Деметрой. С этим пластом связывают появление сотерических функций Малофорос в Селенунте, связаных с «Владычицей» микенских надписей.

- Большое влияние на культ Малофорос также оказал Элевсин с его знаменитым святилищем Деметры и мистериями. Культ, в котором воскрешение и умирание природы ассоциировалось с рождением и смертью человека. То есть хтонические черты в культе Малофоос сформировались ещё в Мегарах под влиянием Элевсина, но отчётливее всего проявились в Селенунте.

- Ещё одним пластом в образе этого божества была местная мегарская богиня, покровительствующая плодоношению садов, и называвшаяся Малофорос.

В связи с малой изученностью культа Малофорос в Мегарах (Павсаний ничего не говорит ни об обрядовой части культа, ни о ритуалах) мы не можем сказать, какие черты Малофорос были принесены в Селенунт, а какие достались от местного божества. Но общая направленность (хтоническая) в культе Малофорос показывает, что она прекрасно вписывалась в представление о местном подземном божестве, и могла что-то заимствовать из сиканской религии.

В III в. до н.э. культ Малофорос вступил в конкуренцию с культом карфагенской Танит и синкретизировался с ней. А вот культ Мейлихиоса карфагеняне оставили в прежнем виде.
Tags: Деметра, Сицилия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments