Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Сицилийские культы: культ Деметры Малофорос в Селенунте.

Оригинал взят у mazayka_urza в Сицилийские культы: культ Деметры Малофорос в Селенунте.

В прошлых постах, когда велась речь о сицилийском культе Деметры, я в основном акцентировала внимание на то, как происходила замена местного культа Подземных богинь культом греческой богини.
Но в Селенунте - городе, который основали выходцы из Мегар Нисейских, всё было несколько иначе. Колонисты, прибыв на Сицилию, привезли с собой готовый культ, который в то же время отличался от культа Деметры греческих полисов.

Статуэтка Деметры, обнаруженная в святилище в Селенунте

Сначала о самом культе Деметры в Селенунте.

Святилище Деметры Малофорос располагалось вне города на холме Гаджер, где изначально был её алтарь. Рядом с храмом был некрополь, что подчёркивает хтонический характер местного культа. Поскольку материал из святилища самый древний, то и культ богини в городе древнейший.
Селенунт был основан в землях сикан, которые также поклонялись хтоническому божеству, чьи черты передались и Деметре.

Алтарь в храме Деметры Малофорос
Помимо богини-матери Деметры на холме Гаджер обнаруживается вся триада Богини.
Святилище дочери Деметры - Персефоны Пасикрейтии (Всесильной) расположено также на холме Гаджера. И она считалась богиней мёртвых.

Вотивные статуи девушек Кор с голубками в руках.
К святилищу Деметры примыкало Святилище Гекаты.

К северу расположено святилище Зевса Мейлихиоса (букв. «успокоитель»),  божества потустороннего мира, связанного с мёртвыми и обрядами очищения, описанными в священном законе города. Зевс Мейлихий в Селенунте выступал как паредр Деметры. Это было синкретическое божество, в котором проявлялись черты главы богов и древнего местного подземного божества. Ему приносили жертвы в случаях самых бурных и трагических событий. Соединение культа Деметры с культом Гекаты и Мейлихия также указывает на связь с заупокойным культом.
То есть культ Деметры в Селенунте был тесно связан с культом мёртвых.

А теперь о происхождении культа.

В Мегарах, откуда прибыли колонисты, тоже был храм Деметры Малофорос и также он располагался вне города.

Мегароны имели важное значение в культе Деметры.

деметра малофорос.jpg
Мегарон из  селенунтского святилища Деметры

Они появились ещё в микенское время, как культовые постройки, посвящённые великому женскому божеству микенцев. Имя той древней богини неизвестно, но она имела довольно обширные функции, и земное плодородие в их числе. В более поздние времена в некоторых областях Греции «мегаронные» сооружения в честь Деметры имели уже чисто символическое значение и превратились просто в ямы или скальные углубления, куда участники празднеств сбрасывали свои подношения. А вот у Мегарцев Мегарон так и остался частью культа Малофорос.

Прозвище Малофорос (данное мегарцами) трактуют по-разному:

- Оно пошло ещё от первых жителей страны, скотоводов. Оно происходит от mh`lon (в дорийском диалекте ma`lon) в значении "овца" (Павсаний)

- Но, между тем, прозвище имело вполне конкретное значение – «яблоко», а также имело более широкое значение – «плод, растущей на дереве».
Прозвище это у Деметры  могло  появиться благодаря статуе богини с яблоком в руке (У. Виламовица фон Меллендорфа)

- Именем Малофорос называли местное божество плодов, которую позднее отождествили с Деметрой (К.Ганель)

Культ Деметры Малофорос существовал в двух городах помимо Мегар – Византии и Селенунте.

Но именно Селенунтский культ отражает всю идейно-мифологическую его составляющую.

Одна из особенностей местной Деметры Малофорос обнаруживается после прочтения надписи, посвящённой победе селенунтян. Там перечисляются боги и богини, которые помогли одержать эту победу и среди них -  Малофорос. Деметра предстаёт как помощница в ратном деле и заступница.

Есть ещё одна надпись, где Деметра предстаёт в подобной роли (в Селенунте её в основном называют просто Малофорос). Это посвящение Малофорос от некоего Тевла, сына Пиррия, по обету, данному в море, видимо, в минуту опасности.

Культ Деметры Малофорос в Селенунте обнаруживает такое своеобразие, что даже выдвигают гипотезу, что он полностью взят из культа местного сиканского божества (Л. Парети). Но это не совсем так. Всё-таки основное влияние здесь идёт из метрополии. Культ Малофорос из Мегар Нисейских довольно рано (VIII в. до н.э.) был перенесён на Сицилию в Мегары Гиблейские. А уже оттуда в колонию Мегар Гиблейских – Селенунт. И своеобразный культ Малофорос, который сочетал в себе сотерические функции с хтоническими, сформировался ещё там, в Мегарах Нисейских. Просто он был очень рано, в период архаики, перенесён на Сицилию; оттого так много хтонических черт, которые вообще свойственны культу Деметры на Сицилии.

В образе Малофорос учёные выделяют два крупных пласта:

- Наиболее древний крито-микенский. На территории Мегар Нисейских некогда процветал культ женского божества крито-микенской религии, которое затем стали ассоциировать с Деметрой. С этим пластом связывают появление сотерических функций Малофорос в Селенунте, связаных с «Владычицей» микенских надписей.

- Большое влияние на культ Малофорос также оказал Элевсин с его знаменитым святилищем Деметры и мистериями. Культ, в котором воскрешение и умирание природы ассоциировалось с рождением и смертью человека. То есть хтонические черты в культе Малофоос сформировались ещё в Мегарах под влиянием Элевсина, но отчётливее всего проявились в Селенунте.

- Ещё одним пластом в образе этого божества была местная мегарская богиня, покровительствующая плодоношению садов, и называвшаяся Малофорос.

В связи с малой изученностью культа Малофорос в Мегарах (Павсаний ничего не говорит ни об обрядовой части культа, ни о ритуалах) мы не можем сказать, какие черты Малофорос были принесены в Селенунт, а какие достались от местного божества. Но общая направленность (хтоническая) в культе Малофорос показывает, что она прекрасно вписывалась в представление о местном подземном божестве, и могла что-то заимствовать из сиканской религии.

В III в. до н.э. культ Малофорос вступил в конкуренцию с культом карфагенской Танит и синкретизировался с ней. А вот культ Мейлихиоса карфагеняне оставили в прежнем виде.
Tags: Деметра, Сицилия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments