Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Богиня из-за моря.

Оригинал взят у mazayka_urza в Богиня из-за моря.


"Похищение Европы", Илья Панек, современное искусство
Миф о Европе, похищенной Зевсом в образе быка, которую он доставил на остров Крит, является основополагающим для той части суши, где проживает основная масса потомков индоевропейских народов. Поскольку в результате того события эта часть континента получила своё имя, которое ему одолжила финикийская царевна.
Можно почти с полной уверенностью сказать, что в образе Европы перед нами предстаёт подлинное древнее божество, но вопрос я ставлю такой - божеством какого народа она было: финикийского, коим управлял её отец, или все же критского, чью династию она основала? Насколько далеко за морем находились те берега, с которых она пришла?

Чем так увлекает древнегреческая мифология, так это увлекательным сплавом протогреческих, общих индоевропейских, месопотамских и анатолийских черт. Наиболее же сильное влияние происходит от догреческих аборигенов, из которых минойцы были самими известными.

Вкратце сюжет мифа таков.  Дочь царя Сидона похищает Зевс в образе быка (имя которому Астерион - Звёздный, что так же и имя Минотавра, внука Европы); затем доставленную на остров Крит девушку громовержец соблазняет. Их ребёнок Минос становится основателем династии Критских царей.

За что сразу цепляется винимание - божество в образе быка, которое греки идентифицируют с Зевсом. И сразу же вспоминаются рогатые алтари Крита,  изображения девушек верхом на быках или ритуалов, в которых акробаты перепрыгивают через это животное. И вообще бык, бык и и ещё раз бык... повсюду, причём, как паредр Великой минойской богини.
1-нить-Ариандны.jpg
Но финикийцы так же, как и минойцы, поклонялись богу-быку.
И древние египтяне тоже чтили бога-быка, и вавилоняне, и древние индийцы...
Само по себе почитание женского божества, связанного с Быком, который часто является её супругом, не уникальное явление. Этот мифосюжет появляется на всей территории Ближнего Востока и Европы очень давно.

Богиня-мать из Болгарии, восседающая на быке  7000 лет назад, напоминает нам о Зевсе и Европе

Так что бык не является маркером родины Европы.

Тогда попробуем ухватиться за сюжет о богине, которая пересекает море, достигает новых берегов и основывает там свой культ.

Маринатос вспоминает семитскую богиню Асират (Ашеру), чей эпитет - "госпожа, наступившая на море", что отражает победу божества над хтоническим чудищем. Приводились в журнале уже мифы об Анат и Астарте, где они объявлялись победительницами морского змея  Йамму или Ладана. А в семитской мифологии все три женских образа часто между собой сплетались.
И финикийцы, будучи торговым морским народом, основали множество колоний, и везде они основывали свои святилища, где чтили Астарту.

А что же критяне? Было ли у них такое божество?
Было!
Оно предстаёт перед нами в минойских печатях на кольцах - женское божество на лодке, которое перевозит некую свою святыню, часто с почитаемым священным деревом внутри.

Минойское кольцо из Кносса (1450-1400 гг. до н.э.)

На этом кольце представлено довольно сложное действие, которое сочетает в себе три версии Эпифании (Богоявления)
- первое - крохотное божество, спускающееся с небес;
- второе - сидящее на рогатом алтаре божество, наблюдающее за актом поклонения дереву, который совершают мужчина и женщина;
- третье - богиня, плывущая по морю в корабле, чей нос украшен головой морского коня,  в котором она перевозит алтарь или ступенчатое святилище.
Эта богиня на лодке меня и интересует, поскольку подобный сюжет встречается не раз.
Вот, к примеру, на кольце из Мохлоса.
Ещё одно кольцо из Мохлоса, очень сильно изношеное. Опять же Богиня, захватив с собой свой храм, из котрого произрастает священное дерво, отправляется в плавание к новым берегам на корабле, украшенном фигурой морского дракона.
Кстати, это носовое украшение корабля напоминает голову вавилонского дракона.
Так что эту загадочную богиню можно также назвать "госпожой, наступившей на море"; она вероятно также чтилась победительницей морского чудища, что олицетворяло носовое украшение.
Ещё более интересная линия для исследования открывается, когда рассматриваешь свойственную грекам путаниму между "критянским" и "финикийским". Для ранних греков с материка, ещё до того, как их культура выросла в блестящую микенскую цивилизацию, посещающие их с торговыми целями финикийцы и критяне могли казаться одним и тем же народом: оба цивилизованные народа, приплывающие к ним на современных впечатляющих лодках с южных направлений, говорящих не на греческом языке, а также оба торгующие редким фиолетовым красителем (пурпуром). Даже слово "фойникес" - "финикийцы", происходит из догреческого языка, но использовалось для обозначения выходцев из юго-западной Анатолии, которые говорили, вероятно, на языке аналогичном аборигенам Эгеского моря. Центральный Крит в среднеминойский период (около 2000 гг. до н.э.) испытывал приток анатолийского влияния, что привело к росту дворцовой системы.
(Бык и женское божество - также весьма характерная особенность в религиозной системе народов Анатолии, которая оказала значительное влитяние на религию Крита. Интересно сравнивать паралели в культе Великого критского божества и малоазийской Кибелы. И родиной пары - бык и богиня, могла быть изначально именно Малая Азия).

Имя финикийской царевны Европы с точки зрения греческого языка не прозрачно для нас; трактовку - "Широколицая", Роберт С.К.Бекес объясняет как народную этимологию, переосмысление. Интересно, что эпитет Европа часто используется как синоним Главкопис - "совоокая" для Афины и иногда Деметры, то есть появляется некая цепочка - Европа-Афина-Деметра. Что также указывет, скорее, на минойское, чем финикийское происхождение имени "Европа".

~Об основании критянами колоний, где они устанавливали культ своего великого божества, много говорилось в моих статьях по сицилийским культам.~

Богиня, одетая в типично минойскую одежду, отплывает, готовая основать новый культ. Это отражает торговую деятельность минойцев, которые основывали свои колонии в Мелосе, Тере, Кеосе, Скопелосе, Китере, Родосе, Карпатосе.
Этот культ прослеживается в нескольких местах, бывших некогда колониями критян. Например, вот это графити 8-го века до н.э. из храмового комплекса острова Делос связывают с выживанием этого культа в местном культе богини Бритомартис
Бритомартис была некогда горной нимфой, которая бросилась в море, чтобы спастись от преследований критского царя Миноса, и превратилась в минойскую богиню рыбной ловли - Диктину. Затем она была перенесена через море в минойскую же колонию на острове Эгина.
Конечно же прямого соответствия критской "Богини из-за моря", Европы или Бритомартис не имеется, но  как  показатель выживаемости древнейших культов,  и их новое переосмысление  в классической мифологии - довольно интересная история.
Tags: Греция, Крит, бык, лики Богини
Subscribe

  • О тамбовском женихе на "конике".

    В. С. Бузин в статье " ЖЕНИХ НА «КОНИКЕ»: ОБРАЗ ВСАДНИКА В РУССКОЙ СВАДЬБЕ И ЕГО МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СООТВЕТСТВИЕ" объясняет…

  • Отсвет "Старой Европы" на коньках тамбовских крыш.

    В. С. Бузин в статье " Тамбовский «Репейник»: к семантике одного из элементов декора русского традиционного жилища "…

  • "Бабка".

    С. М. Белякова в статье " О ПРИНЦИПЕ АНТРОПОМОРФИЗМА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ, ИЛИ ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕД ДА БАБА", анализируя этнолингвистический…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments