Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Сеньора диких животных и лошадей у древних испанцев.

Оригинал взят у mazayka_urza в Сеньора диких животных и лошадей у древних испанцев.

Хочется вспомнить ещё одну древнюю европейскую Понтию Терон.
Это Артемида Иберийская, точнее иберийская богиня, которую отождествляли с Артемидой-Дианой.

Изображение крылатой богини на иберийском сосуде.

Доктор Васкес Оис говорит, что именно божество, которое римляне идентифицировали со своей Дианой (греческой Артемидой), было главой пантеона Римской Испании.
Она считается древней туземной богиней иберов, которая была тесно связана с растительным миром и животными. Со времён римского владычества местная Артемида возглавила пантеон римско-иберийской религии.
Особо чтили её  в Андалузии, на юго-востоке современной Испании, в районе Левантийской бронзы.
В трудах античных авторов, испанская Артемида почиталась иберами у озёр, болот и иных источников воды (в такой же ипостаси, под именем Артемида Ортия, она почиталась также в Спарте).
У Плутарха есть упоминание о том, что Серторий, стараясь объединить народы Иберии вокруг себя, появлялся в сопровождении ручного белого оленя, утверждая, что ему подарила его сама Артемида.

Из образа Понтии Терон развилась другая интересная форма божества, связанного с животным миром - крылатая женщина-богиня, которую называли Понтией Гиппон - Покровительницей Лошадей.
Перед нами всё та же каноническая форма Понтии Терон,  когда богиня стоит между двух животных, протягивая руки к обоим. В случае с Понтией Гиппон  - это лошади.

Изображение Понтии Гиппон на вазе из Эльче

Судя по всему, это не обязательно было одно и то же божество; одновременно могли существовать разичные богини, покровительствующие лошадям.

К сожалению, иберийское письмо до сих пор не расшифровано и  имена богинь нам не известны.

Сохранилось несколько римских надписей, в которых упоминаются местные варианты имени Богини:  Matres Aufaniae (Севилья), Brigaecae (Бургос), Galacae (Бургос), Monitycinae (Бургос)

Именно испанская Понтия Гиппон стала прародительницей богинь подобного типа ( Эпона, Негаленния, Маха, Бендис и проч.)

Особенно богиню в такой форме чтили в святилище в Сигаралльехо (Мула, провинция Мурси, Испания). По характеру вотивных приношений сделали вывод, что в нём почитали лошадей и божество, которое им покровительствовало.
Эту загадочную Понтию Гиппон, Сеньору Лошадей из Мурсии, связывают с мифами, в которых кобыла была оплодотворена ветром, и в результате получилось крепкое и сильное потомство.

Дикие лошади, наряду с оленями, всегда были почитаемы в Иберии. И сюжеты с их участием - самые популярные в наскальной живописи Испании со времён каменного века.
У племён турдетанов существовал обычай жертвоприношения коня. И они пили кровь из его вен. Такой же обычай зафиксирован у народа конканов, обитающих в Кантабрии. Кровь лошади, по верованиям этих племён, давала вкусившим её жизнестойкость.

Процесс обожествления лошади связан с возникновением аристократического класса.
Иберийская амазонка, изображение на сосуде из святилища в Эльче

Особенностью испанской Понтии Гиппон, как мы видим, являются крылья (для Понтии Терон крылья не являются чем-то особенным, но для Понтии Гиппон, которая считается её поздней версией, крылья уже рудимент); почему-то их приписывают синкретизации с финикийскими богинями - Астартой и Танит. Определённая синкретизация финикийской и иберийской религии конечно же имела место, поскольку торговцы из  восточного Средиземноморья оказали большое влияние на культуру народов Испании. И, возможно, в храме в Эльче даже почитали пуническую Астарту.

Сосуд с крылатой богиней из Эльче, которую рассматривают как Астарту-Танит.

Но традиция изображать Понтию Терон крылатой была у эллинов и других народов Европы. С финикийским влияним с большей уверенностью можно связать голубков, которых богиня держит в своих руках, в том же святилище в Сигаралльехо, где она считалась покровительницей лошадей.
Tags: Артемида, иберы, конь, лики Богини
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments