Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Артемида Ортия.

Оригинал взят у mazayka_urza в Ортия.



Мемореальная доска из храма Артемиды Ортии в Спарте. На ней изображена спартанская богиня Ортия, затем отождествлённая с Артемидой под именем Артемиды Ортии. Она держит за головы двух птиц, стоя в позе Владычицы зверей. Вместо крыльев, типичной черты иконографии Ортии, на плечах божества две птицы

Раз уж я заговорила об Артемиде Брауронии, то не могу не вспомнить культ Артемиды Ортии из Спарты.
Сразу заострю внимание, что судя по вотивным надписям, богиню звали Ортия; позднее появляются упоминание о ней, как об Артемиде Ортии; но изначально культ устанавливался как поклонение некой богине доолимпийской религии. Необязательно, что Артемиду Ортию стоит идентифицировать с панэллинской Артемидой. Да, она отвечала за растительность и благополучные роды, но, похоже, в Спарте мы имеет дело с самостоятельным, развившимся из крито-микенского субстрата, божеством. У Ортии акцентировались её функции божества  плодородия.
Позднее её храм стал центром религиозного образования для молодых воинов.



Ещё в юношескую свою пору, когда я наткнулась на упоминание об этом культе в книге Андреева Ю.В. "Архаическая Спарта", мне показалось забавным, что воинственные спартанцы более Ареса чтут Артемиду. И юная поросль спартанских воинов проходят свои посвящения в храме богини-женщины.
И ведь действительно, большая часть греческих женских божеств были так или иначе ориентированы на семью, особенно женскую её составляющую. А вот в Спарте было не так, поскольку этот народ акцентировался на общинных, а не семейных связях.

Немного о том, что представляла из себя эта загадочная Ортия

Нормального объяснения слову Ортия - "Прямостоящая" - нет. Павсаний заявляет, что это оттого, что дорийцы, вторгнувшиеся в Лакедемон, нашли в зарослях ивы стоящую вертикально деревянную статую Артемиды. За счёт того, что ивовые ветви, оплетя идол, удерживали его прямо, эту Артемиду зовут не только Ортией ("Прямостоящей"), но и Лигодесмой ("Связанной ивой").

Спартанскую богиню изображали крылатой, богато украшенной женщиной, часто в позе Понтии Терон, держащей за головы двух животных. На голове её корона или что-то вроде русского кокошника (или митры). Одета она в платье, закрывающее ноги до щиколоток и покрытое геометрическим орнаментом. Который тоже интересно исследовать.


Спартанский рельеф Ортии 7 в., держащей двух птиц (слева)  и вотивная бляшка из подношений

Почти все изображения (особенно свинцовые вотивы) воспроизводят один и тот же древний тип Ортии, что изображался на костяных планшетках (левое изображение сверху). Не всегда у Ортии есть крылья, иногда она стоит в иератической позе с поднятыми вверх руками. У Ортии интересное лицо - сильно выделенный подбородок и острый, порой похожий на клюв, нос. Похоже, что мастера намеренно пытались придать богине максимальное сходство с птицей. На некоторых изображениях у Артемиды Ортии вместо человеческой головы присутствует птичья. Что вызывает в памяти изображения женщин-птиц из терракоты. Не от этих ли птичьих богинь "растут ноги" у Ортии?


Три терракотовые микенские фигурки женщин-птиц, 1400-1200 гг. до н.э.
Не случайно, что птицы - частый спутник Ортии в её форме Владычицы Зверей. Наиболее же популярные животные, которые изображали в Храме с Ортией - это львы и лошади; начиная с 500 г до н.э. их вытесняет олень.

Мемориальная доска из Святилища Артемиды Орфия.jpg

Следующий вид изображений Ортии, где она восседает меж двух коней, интерпретируют по разному - это "Лошадиный трон", колесница; наиболее же частое объяснение основано на том, что низ у таких коней похож на рыбий хвост. И это связывает Ортию с водной стихией, с Посейдоном, если хотите, который бороздил своё царство на гиппокампах (водяных конях),  а также был покровителем лошадей и конных скачек.
Свинцовые вотивные бляшки из святили Ортии

О Святилище Ортии и инициальных ритуалах.

Святилище Ортии у южного берега реки Эврота было самым важным для Спартанцев. Ведь одних только свинцовых и глиняных фигурок, считавшихся самыми доступными подношениями, отыскали более 100 000 штук! Этот вид подношений стал массовым в 6 веке до н.э. и отливался в тех же формах, что и изделия из дорогих (золото, серебро) металлов.

40cc8bc9b8efd45575e512e2ce0929d3--artemis-antiquities.jpg
Таких бляшек очень-очень много (около 100 000 шт.), и они изображают не только Ортию, но и воинов и животных.
Но свинцовые изображения богини самые многочисленные.

Что интересно, в позе Понтии Террон такие свинцовые "богини" встречаются редко, в основном это просто крылатые женщины. Однако всё же встречаются. И они необычны, резко выделяются по своему стилю.
Недорогие свинцовые подношения оставляли как бедные, так и более состоятельные граждане. То есть в Спарте был изобретён нехитрый способ "обмануть" божество, удовлетворяя его запросы более дешёвым и доступным способом, уравнивая и бедных и богатых в том вопросе. Одинаковое по ценности подношение - одинаковое отношение божества к просящим.
Кроме свинцовых и глиняных бляшек, также были распространены фигурки Богини из кости. Это уже более дорогое подношение. Их также иногда заменяли более дешёвыми терракотовыми аналогами.



Богиня здесь изображена без крыльев, в виде статной, богато украшенной женщины,

Такое вот сосуществование многочисленных свинцовых вотивов, с гораздо меньшим числом, пусть не роскошных, но всё же значительно более дорогих изделий из слоновой кости, драгоценных металлов, фаянса и янтаря, свидетельствует о противостоянии двух классов и двух систем жизненных ценностей - крестьянской умеренности и аристократической любви к роскоши. И крестьянство в какой-то мере подражало аристократам, принося в дар Ортии похожие предметы, пусть из более дешёвых материалов (Андреев Ю.В."Архаичная Спарта")

Это святилище существовало с 10 в. до н.э., возможно, со времён основания самого Спартанского государства. В период архаики оно представляло собой замкнутую священную территорию с алтарём на востоке и маленьким деревянным храмом на западе с каменным основанием. Этот храм датирован 7 в. до н.э. В 570 г. до н.э. он был разрушен (вероятная причина - наводнение из-за разлива Эврота), и был заменён на каменный. Строительство финансировали Леонид и Агеселай.

Мемориальная доска из Святилища Артемиды Орфия.jpg
Мужественный спартанский царь Леонид, который со словами "Это Спарта!" одной правой ступней отправляет персидского посланника в каменный колодец,
тоже чтил Ортию (кадр из фильма "300 спартанцев")


В этом храме стояла деревянная статуя богини. О ней также есть рассказ у Павсания, и он утверждал, что это был тот самый идол, который Орест украл у тавров, и который, как считают другие, стоял в Брауронии.

Легенда гласит, что спартанцы из четырёх окрестных сёл поссорились во время жертвоприношения Ортии. Большинство из них перебили друг друга, а те кто выжил, погибли потом из-за загадочного мора. Неизвестно, был ли этот мор наслан на них Ортией, но Оракул объявил, что алтарь богини должен быть окрашен человеческой кровью. Так были установлены человеческие жертвоприношения, которые определяли по жребию.
После возвышения легендарного царя Ликурга человеческие жертвы были отменены, но чтобы удовлетворить жажду крови суровой богини, было учреждён ежегодный обычай Диаматигостис, во время которого юношей Спарты избивали хлыстами до крови. Бичевание продолжалось целый день, а их родители наблюдали за этим и вместо жалости требовали от них вытерпеть как можно дольше (Лукиан). Мальчишки бравировали, соревнуясь между собой, кто из них дольше вытерпит. И победителя затем чествовали как героя (Плутарх).
Считалось, что молодые люди, таким образом, проходят проверку на выносливость. Чтобы стать достойным защитником отечества, молодое поколение должно было расти сильным и презирать мучения. Попав в плен, такой юноша не выдаст тайн.
Кровью юношей орошался алтарь бесстрастной богини. А жрица, что наблюдала за действием, держала в руках деревянное изображение Ортии. Это изображение было маленьким и лёгким, но если жрица замечала, что бичующий жалел какого-нибудь мальчика из-за его высокого положения в обществе или телесной красоты, идол в руках "становился тяжёлым", жрица жаловалась, что из-за них она не в состоянии его удержать (Павсаний).
В эпоху господства Рима этот обряд был настолько популярен, что даже выстроили амфитеатр для зрителей, приежавших со всех уголков империи  понаблюдать, как молодое поколение спартанцев избивают во славу Ортии. Иногда такой обряд заканчивался даже смертью, потому что мальчики не хотели сдаваться, когда за ними наблюдают глаза их отцов и матерей, что откатывало спартанцев назад, ко временам человеческих жертвоприношений.
В честь таких юношей устанавливали за государственный счёт статуи (Лукиан).

Так храм Ортии выглядел со 2-го в. до н.э., когда римляне сделали к нему пристройку в виде амфитеатра

Ксенофонт  (его упоминание о Диамастигостисе самые ранние) утверждает, что пороли не всех, а только тех, кто украл сыр с алтаря и был пойман. За это его секли на алтаре Ортии. Это тоже трактуют как часть инициаций; первоначально испытания могли состоять в том, чтобы украсть и не быть пойманными. А порка была аналогом взбивания сыра.
Сыр был важным продуктом для спартанцев, потому имел сакральное значение.
Я нашла одну интересную версию в англоязычном интернете (можете почитать) - "Луна сделана из молодого сыра". Передам её суть вкратце.  Она основана на сравнении царицы Спарты Елены с древней местной богиней или жрицей. Её имя выводят из слова "Луна" или названия специальной ритуальной корзины, в которой носили пожертвования для местной спартанской богини Луны. В ряде греческих культов известен ритуал, в котором благородные девушки несли корзины с пожертвованием. Такие корзины назывались Гелен (от наименования Ивы - Гелис, из которой они были сплетены),
В легенде Павсания, Ортию находят в зарослях ивовых кустов, которые оплели её подобно корзине и не давали упасть, потому и назвали её "Прямостоящая". Девушки носили такие ивовые кузовки на голове, потому тоже шли прямо, словно молодое деревце.


Сама Ортия носила на своей голове массивную корону  (чем не корзину?)
и оттого всегда держала королевскую осанку, была "Прямостоящей"

 Содержимое корзин неизвестно, но в статье предполагают, что это был молодой сыр. Спартанских юношей, по Ксенофонту, избивали, словно имитируя взбивание сыра, который был важной частью ритуалов в честь Ортии.
Некогда процесс приготовления сыра был настоящим "волшебством", которому могла покровительствовать богиня животного мира (сыр из молока животных) и плодородия.


Подобные терракотовые фигурки обнаженных богинь, подчеркивают роль Ортии, как богини плодородия
Секретом был процесс разделения молока на сыворотку и творог. Затем сыры могли дозревать в плотносплетённых корзинах. На греческом острове Лемнос до сих пор есть сыр од названием Калатаки - "корзина сыра", он производится в плетёных корзинах. Ну и известная метафора, которая сравнивает луну и сыр, тоже в копилку фактов об отождествлении сыра и богини Луны.

Находки небольших бронзовых и свинцовых гоплитов указывают на то, что юноши в результате всех испытаний переходили в статус воина. (появление свинцовых фигурок вооружённых воинов связано с зарождением новой социальной прослойки гоплитов)

Кроме спартанских юношей Артемида Ортия заведовала также инициальными обрядами спартанок. Как и в Брауронии, женщины даровали свои одежды богине во время праздника в её честь. А хор юных девушек пел ей хвалебную песнь и танцевал для неё. Множество даров, связанных с женской повседневной жизнью (украшения, швейные принадлежности) свидетельствуют о том, что Ортия покровительствовала нескольким стадиям женского взросления.

Как и у Артемиды Брауронии была спутница Ифигения, так и у Ортии в её спартанском святилище на берегах Эврота тоже была пара - богиня благополучных родов Илифия. Некоторые подношения в храме оставлены именно ей, или Артемиде Ортии-Илифии. Очевидно, их оставляли женщин, удачно разрешившиеся от бремени или, наоборот, желавшие испросить для себя удачи в будущих родах.

--------------------------------------------------------------------------------------

Очевидно, mazayka_urza за основу своей статьи взяла какой-то материал, в котором изложены давно уже устаревшие позитивисткие представления о религии как "задабривании божества жертвоприношениями". Поэтому вторая половина её статьи, мягко говоря, малоактуальна. Позже я напишу развёрнутый комментарий на эту статью.
Tags: Артемида, Греция, жертвоприношение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments