Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Геката - участница Элевсинских таинств.

Оригинал взят у mazayka_urza в Геката - участница Элевсинских таинств.

1436292714_gekata.jpg
Я давно мечтала как-нибудь подступиться к Элевсинским мистериям. Но и тема слишком объёмная, и знаний у меня по ней недостаточно, да и сам ритуал этот слишком сложен и ничего точно о нём неизвестно. Потому решила следовать своему псевдониму Мазайка, который изначально задумывался, как Мозаика - нечто целое, возникающее путём сложения крохотных кусочков.
Сегодняшний кусочек будет об участии в мистериях Гекаты, любимице всех современных ведьм и викканок.

Геката - невидимое божество, чьё появление ощущается как колыхание воздуха; она является в полночь на перекрёстках, вместе со стаей свирепых псов Аида.
Когда же она решает предстать в видимом облике, то это многоликая и многорукая богиня. Она предводительствует призраками и ведьмами. Жертвы ей приносили тайно и по ночам, эту богиню боялись и почитали. Она могла дать тайные знания  и насылать видения.
Часто её видели на кладбищах и местах преступления, и всегда её приход предвещал лай собак.

Какую же роль играла эта таинственная и страшная богиня в известных на весь эллинский мир, и тем не менее, таких же загадочных, как она мистериях?

Элевсинские мистерии  - это инициальные обряды, связанные с культами Деметры и Персефоны, ежегодно проводившиеся в Элевсине. Посвящённый в них отождествлялся с Божеством и получал власть над потусторонними силами.
Мистерий было два вида - Великие (праздновались в сентябре и продолжались 9 дней) и  Малые (проводились в феврале на полях Аграх)

Посвящение в таинства Элевсиний было единственной возможностью не затеряться во мраке Аида.

Они основывались на известных мифах о похищении дочери Деметры и Зевса Персефоны владыкой мира Мёртвых Аидом, и последующих странствиях матери в поисках дочери. Во время этих поисков земля не рождала, ни единый колосок  не давал зерна, и это вызвало беспокойство Громовержца, который повелел Аиду вернуть Персефону матери. После воссоединения матери и дочери, Деметра на радостях открыла царю Келею и царевичам Эвмолпу, Триптолему и Диоклесу священные обряды.
Перед уходом из царства мёртвых Персефона по уговору Аида съела гранатовое зёрнышко, а значит она отныне была связана с этим миром. Боги, чтобы не гневить Деметру, приняли решение, что 2/3 года девушка будет с матерью, а оставшуюся 1/3 с мужем.

О роли Гекаты в этом мифе говорится следующее: когда Владыка Мёртвых похищал Персефону, увидел это лишь бог солнца Гелиос, а услышала её крики лишь Геката. Девять дней блуждала Деметра в поисках дочери, пока на десятый к ней не явилась богиня Трёх Дорог и предложила выяснить, что именно увидел бог солнца. Гелиос поделился именем похитителя с Гекатой и добавил, что на самом деле всё произошло при прямом попустительстве главы олимпийцев Зевса, пытаясь убедить, что Аид на самом деле очень любит Персефону.
Следующее появление Гекаты в мифе произошло, когда Персефона выходила в мир живых. Страшная богиня перекрёстков встретила девушку и проводила её в этой трудной дороге. В дальнейшем она всегда сопровождала богиню в её переходах из одного мира в другой. При нисхождении в царство мёртвых Геката шествует перед ней, при восхождении в мир живых  - идёт позади неё, чтобы уберечь от потусторонних опасностей.

Персефона и Аид на колеснице, за ними наблюдает Геката
Роспись на вазе

То  есть в элевсинском мифе, Геката играет роль Проводницы-Прополы, Пропилее-Охранительницы Врат.
Ещё интересный момент здесь, что когда Персефону похищали, заметили только двое богов, хотя все они отличаются могуществом.
Гелиос - всевидящее солнце, узрел это, а Геката услышала крики. Нужно помнить, что вот эту богиню часто отождествляют с Луной и Артемидой, богиней луны. В элевсинском мифе ни Артемида, ни Селена не играют роли, так что можно с уверенностью сказать, что Геката здесь играет роль лунной богини (в том отрывке, где она слышит крики Персефоны).

(Есть отрывок, где про Гекату и Аполлона говорят, что "они озаряют дороги светом: он днём, она же - ночью". Если Аполлон здесь выступает как солнечное божество, то Геката - Лунная богиня).

Вспоминаются легенды народа Басков, которые говорили о своей богине Луны Иларгуи, что она отводит мёртвых в место их последнего покоя, называя её Солнцем Мёртвых.
Луна действительно является покровительницей и защитницей для душ умерших, коей становится Персефона, стоит ей пересечь границу мира Аида, где её уже поджидает Проводница Геката, и остаётся рядом с ней, пока она не выходит из нижнего мира.
Получается так, что если неофит не заручится поддержкой Гекаты, то в Нижнем мире ему делать попросту нечего.

Современная копия древнегреческого элевсинского изображения, названная "Бегущая дева", (ок 480 г. до н.э.)
Первоначально изображение считалось Артемидой, но затем было отождествлено с Гекатой, в виду присутствия двух факелов

Два факела - главный атрибут Гекаты в элевсинских мистериях (и мистерий, вообще). Ведь она Дадофора-"освещающая путь", Фосфора-"Светоносная", Пифора-"Огненосная". Её часто изображают с двумя факелами в руках у дверей Святилища (Мира мёртвых?)
геката с факелами.jpg
Геката с факелами, изображение на вазе

Видимо, в такой форме она и присутствовала на Элевсинских мистериях. О роли девушек (жриц Гекаты) с факелами во время обряда упоминают Лактанций, Климент Александрийский. Во время мистерий, скорее всего, разыгрывалась драматическая сцена мифа о похищении Персефоны и странствиях Деметры. Действующие лица ищут Персефону с горящими факелами в руках, и когда, наконец, находят, возносят молитвы и машут ими.

Дитер Лауэнштайн предполагает, что не существовало специальных жриц Персефоны, их роль играли жрицы Гекаты, которые в обычной жизни были родственницами главных жрецов.
Эти жрицы могли играть главную роль в испытании неофитов, водя их по тёмных закоулкам, пещерам, при этом они оказывались в состоянии изменённого сознания, что во много раз увеличивало их восприимчивость (помните, как Геката единственная услышала), и в то же время усиливало все тёмные чувства, вроде страха и гнева. Целью посвящения в любые таинства (христианства, орфизма, буддизма) - является рост духовной составляющей человека. Слабому, дрожащему, одержимому страстями человеку даже и не стоит хранить мысль о покорении потустороннего мира;  если ему и удастся одним глазом заглянуть за этот занавес, он его раздавит. И Геката - сосредоточение всех ночных страхов, королева призраков, у которой в спутниках красноглазые адские псы, возможно, главная часть этого роста. Умеющий расположить её, покорит любые вершины. Её облик страшен, но только для мирского, бездуховного человека, в ином же случае она показывает ему свою благостную сторону - Прополу-Проводницу, Фосфору-Светоносную.
Несмотря на всё своё могущество, даже боги боятся Аидова царства; лишь одна Геката без страха смотрит в глаза смерти.
Геката - тёмная сторона луны, наше подсознание, куда мы боимся заглядывать; но взглянув страхам в глаза, одним только этим одержав над ними верх, мы обретаем могущество, равное богам. И тогда из чудовища, что прячется под кроватью, Геката превращается в светоч, который проводит нас по самым тёмным и страшным закоулкам того  мира, что живёт под нашей кожей. Ведь единственный бой, который человек ДОЛЖЕН вести - это бой с самим собой, со своей низкой и тёмной натурой, препятствующей его росту. Иногда ему стоит даже родиться заново, что нередко происходило при инициациях. (Последнее предложение не очень мне понятно. Что значит "иногда ему стоит родиться заново"? Родиться заново - это самая главная задача для каждого человека в сей земной жизни; без этого нового рождения нет нет никакой надежды на жизнь после смерти в потустороннем мире. - ltraditionalist).

Геката - богиня переходов, перекрёстков, также покровительствовала всем пограничным состояниям человеческого разума. Известно, что желающий быть посвящённым в Таинства ,должен был поститься и пить напиток Кикейон, что приводило его в состояние изменённого сознания и облегчало посвящение (Климент Александрийский).

Кикейон - ритуальный напиток, который подавался во время мистерий, готовившийся из ячменя, воды и болотной мяты.
В мифах говорится, что когда расстроенная Деметра пришла в дом Элевсина Метаниры, чтобы стать нянькой её сына, она отказывалась есть и была очень мрачна. Служанка Ямба, догадавшись, что перед ней богиня, а не простая смертная, развеселила её неприличными шутками. Когда же Метанира преподнесла ей вина с мёдом, Деметра отказалась, и Ямба подала ей Кикейон, который стал частью Элевинских мистерий.
У орфиков вместо Ямбы присутствует некая Бауба, насмешившая олимпийскую богиню тем, что задрав подол, показала свои гениталии. А затем преподнесла кикейон. У орфиков Баубо ассоциарировалась с Гекатой (одно из её имён или просто спутница).

persephonehades.jpgpersephonehades.jpg
Изображение Баубо (5 в. до н.э. из Приены в Малой Азии), представляют собой женщину с лицом на месте живота
и обнажёнными половыми органами, справа уже деяния современных авторов



Роспись на вазе: Деметра, пьющая Кикейон, Баубо, поднявшая юбку, Геката с факелами

Поэтому, одна из функций Гекаты в мистериях была обеспечить соискателю  переход в иное состояние разума. Кроме алкогольной составляющей, в напиток могли добавлять и наркотические травы, к примеру, спорынью, которая обладает сильным психотропным эффектом, или, что более вероятно, опиум (Это вряд ли. Сама же mazayka_urza выше писата о том, что желающий быть посвящённым в Таинства должен был поститься. При длительном посте человек и так достигает изменённых состояний сознания, без всяких наркотиков. - ltraditionalist).

На третий день Великих мистерий (те, что проводились в сентябре) на рассвете из Афин в Элевсин отправлялась пешая процессия (22 км). На одном из этапов путешествия, процессию мужчин с покрытыми головами (гетерий), возглавляла старица Баубо. Здесь мы видим символическое погружение в темноту потустороннего мира, когда приходится надеяться на Проводника Баубо-Гекату. Эту процессию уже поджидали люди (в основном, женщины) и осыпали их насмешками и неприличными шутками, могли даже побить. А среди участников процессии были весьма уважаемые люди. По предположениям, это делали в целях получения иммунитета против злых духов. (А по-моему, это один из элементов очищения неофитов перед тем, как они могли приступить к Таинствам; насмешки, побои, унижения - в этом мне видится аналог христианского "крестного пути". - ltraditionalist).


Посвящаемый с покрытой головой, сидит в молчании в храме Деметры, уподобляемый угрюмой Деметре, пришедшей в храм Килея и Метаниры
(ритуал, совершаемый на 8-9 день Великих Мистерий, назывался Ночи мистерий)
Барельеф из музея Элевсин. Слева от него жрица-факелоносица

Если отринуть всю мистику, то скорее всего, такая публичная порка показывала на сколько человек умеет себя контролировать, справляться со своим  эмоциональным состоянием, следовать цели, несмотря на то, что его пытаются с неё сбить. Ведь путешествие по миру тьмы опасно, но чаще опасности эти навлекает сам человек, когда поддаётся страхам и эмоциям. Никакая Пропола не поможет, если человек не в силах успокоить собственный разум. Как говорят Дзен-буддисты, человеческие мысли должны быть подобны гладкой водной поверхности без малейшей ряби. Только в этом случае человек, не отвлекаясь на иллюзии (а именно это представляет собой весь окружающий мир), способен познать Дзен.

Что характерно, с Гекатой Деметру связывают не только Элевсинские ритуалы; другие храмы Деметры, рассыпанные по всему античному миру, тоже объединяют этих богинь. Святилище Гекаты имелось в сицилийском городе Селенунте, где отправлялся культ Деметры Малофорос.
Словно бы Геката  служила стражем Деметры и её Дочери.

алтарь деметры.jpg

Переносной алтарь из храма Деметры в Геле, предположительно изображающий триаду богинь - Деметру (в центре) и Персефону с Гекатой по сторонам.
Наверху изображена пантера, убивающая быка, 500-480 гг до н.э., Гела, Сицилия

В схолиях к "Аргонавтике" Геката названа дочерью Деметры. А Бримо - вакхический эпитет Гекаты - отождествляется с двумя великими элевсинскими богинями Деметрой и Персефоной.


Метоп из храма в Селинунте, Сицлия, изображающий "Земную триаду богинь" - Деметру-Персефону-Гекату

Таким образом, Геката - третий лик Богини в Элевсинских мистериях.
Tags: Греция, Деметра, ИСС, инициация, мистерии, мифология
Subscribe

  • "Колесо" архаичного мышления.

    " Согласно традиционным африканским представлениям, жизнь никогда не кончается, если она организована разумно, то есть выверенным поколениями…

  • Самый древний портрет женщины.

    Самый старый из известных портретов женщины, вырезанный из бивня мамонта около 26 000 лет назад. Его высота составляет менее 5 см, а его…

  • О похолодании около 6200 г. до н. э.

    Прорыв приледникового озера Агассис в Атлантический океан около 6200 г. до н. э. привело к спуску в океан до 200 тысяч км 3 холодной пресной воды…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments