Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О вознесении Девы Марии.


Фра Анжелико "Успение Мадонны".

ortheos обратил внимание на то, что ангелы играют на инструментах и пляшут (!) в магическом хороводе вокруг Мадонны.

Символика хоровода чрезвычайно богата смыслами и уходит в неисследимую глубину доисторической древности. На эту тему можно целые культурологические трактаты писать. Я этой темы уже касался в статье "Хоровод". Повторю здесь основные мысли на сей счёт:

Ритуальное хождение по кругу часто вполне сознательно опирается на космическую аналогию вращающегося вокруг Полярной звезды звёздного неба, "звёздного хоровода", и это представление лежит в основе старинного уподобления двенадцати апостолов зодиакальным созвездиям. В одном из вариантов стиха "Сорок калик со каликою" шествие калик обладает очевидными чертами астрального шествия, что подчёркивает неземной, сврхъестественный характер их могущества:

"... Шили они подсумки рыта бархата
И шили лапотки из семи шелков Шемаханских;
У них вплетено в лапотиках в пятке-носке
По ясному по камешку самоцветному...
Они день идут по красному по солнышку,
А в ночь идут по самоцветному по камешку..."

Размышления, движущиеся в этом направлении, можно встретить уже в весьма ранних памятниках древнехристианской литературы, например в так называемых "Деяниях Иоанна", одном из наиболее важных из дошедших до нас апокрифических текстов. Интересующий нас эпизод начинается с описания мистического хоровода, устроенного Христом незадолго до распятия. Он приказывает ученикам взяться за руки и стать в круг, а сам встаёт в середину. Затем ученики начинают водить хоровод, а Христос поёт гимн, состоящий из ряда антиномий, в котором есть и такие слова: "Кто не пляшет, свершающегося не разумеет. Аминь".

Этот гимн поётся непосредственно перед арестом Христа, то есть примерно в тот момент, на который в синоптических Евангелиях приходится Тайная вечеря. Примечательно, что хоровод совершается именно во время Тайной вечери. Сакральный смысл хоровода тот же, что и восседание апостолов за круглым столом, - синтез и единение: только на "синоптической" Тайной вечере это происходит в форме причащения плоти и крови Христовых, то есть инкорпорации Господа, а в "апокрифическом" хороводе - в форме движения по кругу, центром которого является Господь. Несмотря на внешнее различие символов, они обладают общей сутью: Христос соединяется со своими учениками, одновременно как бы растворяясь в них и размножаясь на 12 "христов". Эта тесная взаимосвязь передаётся фигурой круга и его центральной точки.

Круг с точкой посредине символизирует зачатие, беременность. И смысл тайной "работы Израилевой" - в экстатическом "совокуплении" с Богом и ощущении в себе биения Иной Жизни. Преп. Симеон Новый Богослов так говорит об этом чуде: "Содержащий всё поселяется внутри человека, и человек становится как бы беременной женщиной... Мы, когда веруем от всей души и каемся, зачинаем в сердцах своих Бога-Слово, как Дева" (цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. - Брюссель, 1982. С.88)

Как известно, у христоверов тайная "работа Израилева" - радение - также совершалась в кругу. Радеющие становились в круг друг за другом и ходили "по-солонь", подпрыгивая в такт песни, "яко корабль в тихом плавании". При этом наставник (наставница) общины или пророк (пророчица) "вертелся" в центре круга. Некоторые в одиночном радении доходили до такой быстроты вращения, что радельная рубаха натягивалась, как парус, и радеющий превращался как бы в белую колонну - Axis Mundi. Один урядник-"хлыст", в пылу экстатической пляски, воскликнул: "Ох, братцы, такая радость, что если бы не потолок, то хватил бы выше звёзд небесных!" (цит. по: Данилин А.Г. "LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости". - М., 2001. С.468). А английский физик Лейтуэйт взвесил быстро вращающийся волчок и получил ошеломляющий результат: оказывается, волчок при быстром вращении ощутимо теряет в весе! Русский астроном А. П. Козырев даже ожидал исчезновения раскрученного им с большой скоростью гироскопа, его "провала" в параллельный мир. Не так ли "вышел из себя" и "провалился" библейский Енох? "... И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его" (Быт. 5:24). Вероятно, Енох "ходил пред Богом" по кругу.

Вот этнографическая зарисовка, наглядно представляющая радения христоверов:

Радение 3
Очевидно, фра Анджелико изобразил хоровод ангелов вокруг Мадонны, дабы подчеркнуть её единение с небесными, ангельскими силами.

Напомню, тут речь идёт о католическом догмате о взятии Девы Марии душой и телом на небеса после её Успения. Догмат основывается на сказании, согласно которому умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария чудесным образом вознеслась на небо: после вскрытия её гроба апостолами, ведомыми неверующим Фомой, останков не было обнаружено. Согласно католической традиции, сразу за Вознесением последовало Коронование Богоматери Царицей Небесной.
Tags: Богородица, Традиция, искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments