Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Поклонение Бендис у дако-гетов.

Оригинал взят у mazayka_urza в Поклонение Бендис у дако-гетов.

Геты и даки - это два родственных друг другу фракийских племени. Даки жили на территории Трансильвании, а Геты к юго-востоку от Карпат. Эти территории известны, как Дакия и Мёзия.
Их мифологический пантеон в целом соответствовал общефракийской религии. И как у других фракийских племён, у них фиксируется культ некоего женского материнского божества. В научной литературе его называют Бендис (Мендис, Вендис). Известно о том, как чтили Бендис в Греции, после отождествлении её с Артемидой, но очень мало известно, как поклонялись ей сами фракийцы.
Геродот упоминает о том, что фракийские женщины почитают Артемиду (Бендис), используя в ритуалах пшеничную солому, как обязательный элемент культа. Из слов древнегреческого историка некоторые делают вывод, что почитание  Бендис было чисто женским культом. Основные функции её ограничивались ролью гето-дакийских женщин в обществе -  охрана домашнего очага, приготовление пищи, а так же, конечно, плодородие земли.
Но открытия, сделанные археологами на важных объектах фракийской государственности, позволяют думать, что Бендис, как и её дочери - гето-дакийки - играла куда более важную роль.

Круглое Святилище в Сармизегетузе - главном военном, политическом, религиозном центре доримской Дакии, резиденции дакийских царей

О том, что Бендис была чем-то большим, чем просто женским культом, говорили и сами греки, сравнивая её с Великой матерью Кибелой, и говоря про то, что ей воздают два вида почестей - земные и небесные. А также называя высокую статую, расположенную в Вифинии.
При раскопках в Сармизегетузе был обнаружен керамический медальон, на котором изображена головка женского божества, датируемый 79 г. н.э. Богиню называют Бендис. И для начала остановимся на отличиях между греческими и фракийскими изображениями богини.

Что интересно, у Богини на голове нет привычного по греческим изображениям Артемиды Бендиды фракийского колпака из лисы. Думаю, что это какой-то, схематически изображённый, убор из повязанной вокруг головы, свёрнутой жгутом, косынки (платка), который иногда можно разглядеть на рельефах, изображающих дакийских женщин. Длинные волосы причёсаны на пробор, собраны на затылке в плотный узел; всю эту красоту покрывали чем-то похожим на вуаль или сеточку, и обматывали плотным жгутом, который иногда заменяли диадемой. В каких-то случаях это могли быть и, обвитые вокруг головы, косы, спереди украшенные гребнем.
Похожую причёску и с платком и с косами можно наблюдать было ещё недавно в сельских районах Трансильвании (Дакия). Что-то наподобие этого:
Алопекис (алопак), который мы наблюдаем у греческой версии Бендис, был частью мужского воинского костюма, что-то вроде шлема. Но греки цепляли его на головки почти всех богинь, чтобы подчеркнуть их восточное (относительно греков) происхождение. В случае с Бендис наличие подобия шлема даже оправдано, ведь она у них отождествлялась с охотницей Артемидой, богиней вооружённой. Но всё-таки в гето-дакийской родной среде богиня не изображалась одетой на мужской манер, а как типичная богатая фракийская женщина.
Ещё одно изображение предполагаемой Бендис в виде медного бюста-маски (это может быть и её жрица, существование которых не доказано) было найдено в Пьятро Рози, построенного во времена легендарного Буребисты. Поселение было расположено в горах Орешти и было уничтожено римлянами, направлявшимися в Сармизегетузу.
Пустые глазницы некогда были заполнены цветной пастой или стеклянными глазками. Эта штучка некогда крепилась к стене или какой-то пластине. Опять богиня изображена с женской причёской, закреплённой крестообразными заколками и покрытой вуалью. Большая грудь богини подчёркивает её функцию, как божества фертильности и межполовых отношений. На груди также видна гривна, украшение типичное для состоятельных дакиек. Археологи реконструируют в её руках факел. Не копье, характерное для Артемиды Бендис!
0_1b5021_fac1a67b_XXL.jpg
Греки рисовали Бенддис (мешая её с другой фракийской богиней Котис) с копьём,
но сами же и обьясняли, говоря, что Бендис - "двукопийная",
потому что ей по жребию определено два вида почестей - земные и небесные,
и потому что существует два огня - Луна и Солнце

Факел - атрибут более характерный не для Артемиды Агротеры (охотницы), а  Артемиды Светоносной, которая отражает лунную (несущую свет) сущность богини. Факелы - также непременный атрибут другой лунной богини, часто сравниваемый с Артемидой, - Гекаты. А Бендис часто отождествлялась с этой мрачной ночной богиней, более того, сами греки считали свою Гекату позаимствованной у фракийцев.
Геката связана с миром смерти, с перекрёстками, то есть в какой-то мере она управляла судьбой человека. По легендам, у Бендис между ног было веретено, и она была богиней-ткачихой, как греческая Афина. Это не означало только то, что она покровительствовала женским ремёслам, но и даёт представление о том, кем на самом деле была Бендис - древнейшей богиней судьбы (здесь можно больше почитать о функциях Бендис).
Огонь в руках, веретено, большая грудь - это всё указывает на то, что перед нами типичная древняя богиня-мать, ведущая происхождение из неолита.
И неудивительно, что именно Бендис была избрана покровительницей дакийских всадников.

Свинцовая таблица из Ромулы, изображающая Бендис в геральдической позе между двух всадников (3 в. н.э.)

Сразу после 106 г. н.э., после завоевания Трояном Дакии, культ фракийского всадника стал распространятся среди римских солдат. Многочисленные свинцовые таблички, копирующие мраморные рельефы, изображающие дакийского всадника, были обнаружены по всей территории обитания фракийских племён. Свинец - материал не дешёвый, дешевле было изготовить их из терракоты, а значит самое приемлемое объяснение их предназначения - магическое.
На самых древних таблицах всадник один - его можно отождествить с богом Херосом (тем самым, от имени которого выводят балтского Перкунаса и славянского Перуна). Позднее появляется каноническая иконография, когда два всадника стоят между богиней, чей самый частый символ была рыба.
Этот сюжет включает и другие символы -  луну, солнце, звёзды, львов, собак, баранов, орлов, змей, ворона, петуха и иногда быка. Всадники несут на своих штандартах Змей, или точнее, "Дакийских драконов".
Двух всадников идентифицируют с Диоскурами или кабирами, связывая их с известными мистериями кабиров, проводившимися на Самофракии. К культу могли примешаться заимствования из митраизма, но основа была дакийская (миф не известен).
Ещё по одной версии, эти два всадника - солнце и луна.
Культ всадников был тайным, и его не разделяли собратья - фракийцы, жившие к югу от Дуная.
Наиболее вероятная трактовка сюжета - установление единства трёх миров (такие изображения часто бывали трёхчастными)
daciachalcedon.jpg
Изображение на халцедоне, перстень

Существовало три ступени посвящения в культе дакийских всадников - Овен, Солдат, Лев. Даже при беглом взгляде понятно, насколько сложен символизм этих изображений, в нём ещё только предстоит разобраться. Надписи на них очень короткие, одно слово.

Свинцовая таблица из Cioroiu Nou, Румыния

Немаловажно, что такие бляшки до прихода римлян не производились. И символика таких изображений (поза богини) идёт из греко-римского мира.

Пока всё, но к теме я ещё вернусь.

Ещё пост о Бендис и всадниках.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А причёска трансильванских женщин очень сильно напоминает знаменитую причёску Юлии Тимошенко:

Юля


Tags: Артемида, фракийцы
Subscribe

  • Традиция традиции - рознь.

    Читатели наверно уже давно заметили, что я пишу от имени "Традиционалиста" (ltraditionalist), однако далеко не всякие традиции…

  • У корней язычества.

    По вечерам я иногда смотрю телеканал "Глазами туриста". Вообще-то в пакете каналов "Ростелекома" редко удаётся найти что-нибудь…

  • Мир «по ту сторону прохода».

    Входы в Domus de Janas - маленькие и узкие, почти маточные ходы. Войти в Domus de Janas - всё равно что войти в священное место Возрождения.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments