Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

УТРАТА РАЯ

Архаичное мироустройство, основанное на поклонении экстатическим переживаниям, существовало, по мнению историков, более 50 тысяч лет. Первобытный шаманизм стал своеобразной колыбелью цивилизации, источником основополагающих мифов и первых религий. Наскальная живопись, обнаруженная на юге Алжира, в местности, именуемой Тассилин-Аджер, датируется периодом позднего неолита. Сохранившиеся фрески изображают танцующие человеческие фигуры, покрытые грибами; в руках они держат те же грибы. Т. Маккенна полагает, что за 12 тысяч лет до нашей эры здесь мог быть тот самый «Рай», утрата которого породила известный мотив мифологии — идею безвозвратно ушедшего периода изобилия, партнёрства и социальной гармонии.

По мнению некоторых исследователей, матриархат — одна из возможных моделей культуры Партнёрства. Традиции лечебного и магического использования галлюциногенных трав и грибов изначально поддерживались женщинами, так как они занимались сбором растений и лучше знали их действие. Предполагается, что Партнёрские модели общества предшествовали Владыческим; впоследствии конкурировали с ними и были вытеснены. Цивилизация, возникшая на останках Архаичного, — «мужская» культура отличалась повышенной агрессивностью, поскольку применяла охотничьи повадки во внутривидовых взаимоотношениях. В период расцвета мужской культуры Владычества могли произойти коренные перемены в традиции потребления опьяняющих зелий: использование галлюциногенных растений стало привилегией особой касты людей, а широкое распространение получили успокаивающие, обезболивающие и снимающие усталость средства (опий, алкоголь, кока, эфедра и другие).
Архаичная духовность подразумевала чувственную, интимную веру в сверхъестественное, возникавшую из непосредственного экстатического опыта. Окружённые загадочной природой, вовлечённые в бесконечный процесс её изучения, древние люди доверяли голосу Иного, который звучал изнутри особенно отчётливо, когда употребляли священные растения. Вокруг использования этих трав и грибов возникали ритуалы, формировались системы ценностей и знания, объясняющие природные взаимосвязи. Но главный источник их переосмысления — личное трансцендентное переживание на определённом историческом этапе оказалось под запретом: ритуалы шаманизма, его мироощущение и сам экстатический опыт стали восприниматься как что-то примитивное и порочное. Антрополог М. Добкин де Риос, известная своими исследованиями этнических групп, традиционно употреблявших галлюциногены, пишет следующее:

«В тех обществах, где люди считают непосредственное восприятие единственным верным путём, ведущим к знанию, подобные растения принимают с восторгом и трепетом. Как только среди людей оказываются религиозные функционеры и начинают проповедовать доктрины относительно сверхъестественного и того, как к нему приблизиться, галлюциногены либо совсем исчезают из употребления, либо становятся привилегией элиты»… (Растительные галлюциногены, с. 213-214)

Понимание древнейшей взаимосвязи между использованием галлюциногенных растений и ростом самосознания человека едва ли могло удержать властителей и жрецов от соблазна убрать эти зелья от простого народа. Наверно поэтому с развитием государственности всё большее распространение получали средства, опьяняющий эффект которых вовсе не способствовал раскрытию воображения, зато превращал людей в выносливую и покорную рабочую силу.

Если расценить употребление психоделических растений как стартовый толчок для возникновения языка и культуры, то люди уже давно научились обходиться без этих средств. Если же рассматривать галлюциногены как природные инструменты, раскрывающие воображение, то без них рефлексия должна слабеть, а исторический отказ от их использования мог способствовать закрепощению самосознания людей. Ведь чем активнее внутренний диалог, тем легче человек обретает новое качество обладания собой.

Без углубленной метафизической рефлексии, которую обеспечивало экстатическое опьянение, будучи почитаемой культурной традицией, религиозное мироощущение потеряло свою чувственную основу, и самоанализ перестал быть чем-то важным и сокровенным.

Источник - Анастасия Образцова
Tags: ИСС
Subscribe

  • Кузен и кузина: можно или нельзя?

    Алексей Алексеевич Бурыкин в статье " Номенклатура родства и позиции, или функции родства" ( Антропологический форум № 15. С. 29),…

  • Beauty makes the world go round.

    "Женщин называют прекрасным полом. Они привлекательные существа, в этом их сила и проклятие. Красиво и со вкусом одеваясь, женщина делает себя…

  • Дамы выбирают кавалеров.

    "Было установлено, что если у самок есть возможность выбирать из нескольких самцов, половой отбор работает и способствует более эффективному…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments