Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Богиня Медведица Древней Греции

Оригинал взят у mazayka_urza в Богиня Медведица Древней Греции.



Культ Артемиды Брауронии был не единственным культом богини-медведицы в Древней Греции. Очень интересно, что животное, которое в России олицетворяет мощь и непобедимость нашей страны, в Греции ассоциировалось с куротрофными божествами, божествами-няньками. То ли греки подметили, как медведица заботлива по отношению к своим детям, то ли всё дело в антропоморфном облике медведя, особенно когда он на задние лапы встаёт.



Согласно мифам, мать олимпийцев Рея искала на Крите убежище от своего мужа Кроноса, который мечтал съесть её ребёнка Зевса, как это у него повелось. Две медведицы - Хелик и Киносура (согласно иным мифам, это были просто нимфы) спрятали младенца в пещере на горе Ида и заботились о нём, пока не повзрослел. В благодарность, повзрослевший громовержец поместил своих нянек на небо, как Большую и Малую Медведицу. Есть и другие варианты мифа, в котором присутствует рой пчёл, коза Амалфея, собаки.

В этом догреческом мифе отразилось древнейшее предание о божественном ребёнке, воспитанном животными.
Город Киносура существовал на северо-западном побережье Крита (Акротири), и сегодня здесь можно увидеть "Медвежьи пещеры" (Акроудия). Это внушительные сталагмиты, которые напоминают собой медведя. В этой пещере обнаружены фрагменты изображений Артемиды и Аполлона, датированные классическим периодом.
Сегодня здесь почитают Богородицу Пещеры Медведя (Панагия Акроудиотисса). Согласно местной легенде, Богородица вошла в пещеру, чтобы найти тень, но столкнулась с медведем, который превратил её в камень.

В изолированной горной местности Пелопоннеса, известной как Аркадия (от арктос - медведь), сохранилось предание, переданное нам Павсанием о том, что Зевс родился именно здесь. Он полюбил прекрасную дочь местного царя Ликаона Каллисто. Но на беду девушка была почитательницей девственной богини Артемиды и не могла принять любовь мужчины. Чтобы соблазнить её, Зевс принял облик Богини Охоты и разделил с ней ложе.


Бартелеми Жан-Симон, Юпитер и Каллисто

Любовь дала свои плоды, и Каллисто забеременела. Чтобы уберечь от гнева ревнивой Геры, Зевс обратил любимую в медведицу. Очень скоро её изловили волопасы и отдали царю Ликаоны, отцу девушки, где она родила мальчика Аркада. Но зло на Каллисто затаила не только Гера, но и бывшая госпожа Артемида, ведь она нарушила обед девства. Уже подросшего Аркада богиня послала убить медведицу. Вновь вмешался Зевс, поместив и мать и сына на небо.

Сын Аркад встречает свою мать Каллисто
(гравюра из первого тома поэмы "Метаморфозы" Овидия, Париж, 1767 г.)

Судя по тому, что эпитет Каллисто носила сама Артемида, мы имеем дело с отголосками мифа о божестве Медведицы, сходного с Латоновой дочерью по функциям. Был у этого синкретизированного божества храм на холме, где по описаниям Павсания была могила Каллисто. Здесь были найдены подношения в виде искусственной груди и вульвы. То есть, Каллисто покровительствовала беременным и родившим женщинам, как и Браурония.
Здесь мы видим всё то же - небесный ребёнок, рождённый (воспитанный) медведицей, мотив превращения человека в зверя.
В Афинах в храме Брауронии тоже наблюдается замена медведицы человеком. Девушки, которые должны были пройти посвящение в храме, носили в древности одеяния из шкур медведя, позднее заменённое на обычное, шафранового цвета. Они подражали медведице в своём танце Арктоя. На последнем этапе своей службе в храме, Медведицы сбрасывали свои одеяния, становясь Девушками, а не зверями.


Девушки медведицы из храма Брауронии танцуют в честь Артемиды,
скинув свои шафрановые одеяния.

Медвежьи черты наблюдаются у некоторых фракийских божеств, отождествляемых с Артемидой.
Скульптурная группа, изображающая кельтскую богиню охоты Артио и медведицу под деревом, второго века до н.э. тоже интересна. Её посвятила Артио женщина Лицилла Сабинелла. Исследовав внимательно скульптуру, учёные пришли к выводу, что богиня, сидящая на троне и держащая в руках чашу с фруктами - это позднее дополнение. Изначально скульптура состояла только из медведицы под деревом.
artio-more.jpg
Очевидно, богиня, подражающая в своей позе кельтским божествам Матрес, была добавлена в период, когда у кельтских племён произошёл переход от зооморфных изображений божеств к антропоморфным. То есть, когда Богиня, скинув свою звериную шкуру, стала женщиной. (подробнее о кельтских богинях-медведицах - здесь).

У Артио прослеживается связь с греческой Артемидой, так же как и у другой богини-медведицы кельтов Андарты (корень Арт).
И в линейном письме В (язык крито-микенских надписей) есть имена "А-те-ми-то" и "А-те-ми-те" (некоторые надписи из города Пилос).

Но вера в древнюю медвежью богиню-няньку прослеживается у народов Европы и Азии с неолитических времен.





Tags: Артемида, Греция, медведь, мифология, пещеры
Subscribe

  • Дети Матери Земли.

    Воинственные масаи ходят в неизменно оранжевых домотканых одеждах и неразлучны с копьём - ассегаем. Гордые сыновья саванны никогда не позволят…

  • Верю я.

    Шедевр на все века.

  • Древнейший набор музыкальных инструментов.

    "В стеклянном кубе кости из Мезинской стоянки Черниговской области - древнейший (13-12 тысячелетие до нашей эры) набор музыкальных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments