Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

К истолкованию образа "богини птиц" (Bird Goddess).

птицы 1


птицы 2

птицы 3

Это т. наз. "богини птиц". Термин "богиня птиц" (Bird goddess) был придуман Марией Гимбутас по отношению к фигуркам, отождествляемым с неолитической культурой Винча. Эти фигурки показывают женские тела в сочетании с головой птицы.

С птицей в первую очередь связан полёт. А с полётом, в свою очередь, связана душа. Ведь душа всё время "осциллирует" в теле: от страха "душа уходит в пятки", а в состоянии восторга она оказывается "на седьмом небе". Сильные колебания-"осцилляции" души приводят к частичному выхождению души из тела, изменённым состояниям сознания и экстазу. Сверхсильные колебания приводят к полному выхождению души из тела (нирвикальпа-самадхи), то есть к смерти.

Конечно, полёт души в первую очередь напоминает нам шаманский полёт во время камлания. Приведу здесь большую цитату из статьи "
Магический жар и шаманский полет":

"Полет — самое удивительное в практике шаманизма, и самый главный из навыков шамана. По преданиям многих неписьменных народов когда-то, во «время оно» все люди могли свободно двигаться между мирами. Небо, землю и преисподнюю соединял широкий мост, который рухнул в результате каких-то неправильных действий человека.

Теперь для жителей земли небо закрыто вовсе, а подземный мир превратился в «страну без возврата», куда раз и навсегда уходят умершие. С иными мирами живой человек может общаться только при помощи молитвы и жертвы. Да и сами молитвы не идут высоко. Только до четвертого из девяти небес нанайцев восходят молитвы простых людей.

Иное — шаман. «То, что для остальной общины остается космологической идеограммой, для шаманов... становится мистическим маршрутом. Реальное сообщение между тремя космическими зонами возможно теперь лишь для них» — точно указывает Мирча Элиаде. Благодаря своему сложному демоно-антропическому естеству шаман может равно свободно существовать и в мире духов, и в мире людей.

Для шаманистов полет шамана в иные миры ни в коем случае не есть ни условный образ, ни символ — это совершеннейшая реальность. Люди, собравшиеся на камлания, видят театрализованное действо, в котором шаман рассказывает о своем пути, воспроизводит диалоги с небожителями и некоторые эффекты, свидетелем и участником которых он становится — например, треск грома при пробивании алтайским шаманом каменного свода очередных небес во время восхождения к Бай Ульгену. Но это действо не воспринимается в качестве актерского представления.

Напротив, все зрители, глубоко сопереживая шаману, затаив дыхание, а то и соучаствуя в камлании, безусловно уверены, что слышимое и зримое ими — лишь доступная человеческим органам чувств мера действительно происходящего в этот момент акта. Полет шамана имеет место в действительности, а восхождение на очередную ступень тапты при подъеме на следующее небо — знак происходящего в недоступном простым людям инобытии. Да и сам человек-шаман в часы камлания являет себя лишь знаком, эпифеноменом своей демонической природы.

Что же касается символики полета, то она имеется практически у любого неписьменного народа. На плащах сибирских шаманов обычно нашиты пучки перьев. Перьевые накидки характерны для колдунов обеих Америк. Новогвинейский шаман строит в лесу маленький шалаш, надевает на руки и предплечья перья цапли, разжигает в шалаше огонь и вместе с дымом и огнем вылетает птицей.

«От старой нанайки Гэюкэ Киле мы в 1970-е годы записали: «Дэктэчэ — перья орла на халате у шамана — заставляют его дважды в год делать обряд унди (обновление сил шамана), летать как птицы, которые улетают осенью и прилетают весной». Несколько человек, шедшие за шаманом, держали его за длинные ремни, привязанные к поясу, «иначе он улетит»».

Порой образом полета на иные уровни бытия становился физический полет шамана под потолком избы или вокруг чума. Старые ульчи уверяли Анну Смоляк, что в юности видели таких дэгдэ сама — летающих шаманов — сами."

Очевидно, судя по этим фигуркам, в глубокой древности шаманские полёты были прерогативой женщин. Косвенно это подтвеждает европейская "охота на ведьм". Почему именно женщин обвиняли в полётах на Лысую гору (или Броккен)?

polet-09

Почему именно с женщинами связан образ колдовского полёта на метле? Ведьма на метле - это привычный образ, запечатлённый в тысячах разных изображений.

полёт ведьм

Значит, в коллективном бессознательном человечества (по крайней мере, европейского) этот архетип сохранился с древнейших времён по сей день.

Tags: Старая Европа, артефакты, душа, охота на ведьм, птицы, шаманизм
Subscribe

  • К вопросу о памятниках.

    Джеймс Мелларт говорит об открытии земледелия и приручении животных, подчёркивая, что " эти достижения в свете современных научных данных…

  • Кибела под Воронежем.

    В. И. Гуляев в статье " Богиня Кибела — владычица зверей — в скифском искусстве" пишет: "Культ фригийской богини очень…

  • Приближение к Аттису (2).

    Недавно в записи Приближение к Аттису мы "шаманили" и "гадали на кофейной гуще" над археологической находкой у с. Заветное-V в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment