Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

К истолкованию образа "богини птиц" (Bird Goddess).

птицы 1


птицы 2

птицы 3

Это т. наз. "богини птиц". Термин "богиня птиц" (Bird goddess) был придуман Марией Гимбутас по отношению к фигуркам, отождествляемым с неолитической культурой Винча. Эти фигурки показывают женские тела в сочетании с головой птицы.

С птицей в первую очередь связан полёт. А с полётом, в свою очередь, связана душа. Ведь душа всё время "осциллирует" в теле: от страха "душа уходит в пятки", а в состоянии восторга она оказывается "на седьмом небе". Сильные колебания-"осцилляции" души приводят к частичному выхождению души из тела, изменённым состояниям сознания и экстазу. Сверхсильные колебания приводят к полному выхождению души из тела (нирвикальпа-самадхи), то есть к смерти.

Конечно, полёт души в первую очередь напоминает нам шаманский полёт во время камлания. Приведу здесь большую цитату из статьи "
Магический жар и шаманский полет":

"Полет — самое удивительное в практике шаманизма, и самый главный из навыков шамана. По преданиям многих неписьменных народов когда-то, во «время оно» все люди могли свободно двигаться между мирами. Небо, землю и преисподнюю соединял широкий мост, который рухнул в результате каких-то неправильных действий человека.

Теперь для жителей земли небо закрыто вовсе, а подземный мир превратился в «страну без возврата», куда раз и навсегда уходят умершие. С иными мирами живой человек может общаться только при помощи молитвы и жертвы. Да и сами молитвы не идут высоко. Только до четвертого из девяти небес нанайцев восходят молитвы простых людей.

Иное — шаман. «То, что для остальной общины остается космологической идеограммой, для шаманов... становится мистическим маршрутом. Реальное сообщение между тремя космическими зонами возможно теперь лишь для них» — точно указывает Мирча Элиаде. Благодаря своему сложному демоно-антропическому естеству шаман может равно свободно существовать и в мире духов, и в мире людей.

Для шаманистов полет шамана в иные миры ни в коем случае не есть ни условный образ, ни символ — это совершеннейшая реальность. Люди, собравшиеся на камлания, видят театрализованное действо, в котором шаман рассказывает о своем пути, воспроизводит диалоги с небожителями и некоторые эффекты, свидетелем и участником которых он становится — например, треск грома при пробивании алтайским шаманом каменного свода очередных небес во время восхождения к Бай Ульгену. Но это действо не воспринимается в качестве актерского представления.

Напротив, все зрители, глубоко сопереживая шаману, затаив дыхание, а то и соучаствуя в камлании, безусловно уверены, что слышимое и зримое ими — лишь доступная человеческим органам чувств мера действительно происходящего в этот момент акта. Полет шамана имеет место в действительности, а восхождение на очередную ступень тапты при подъеме на следующее небо — знак происходящего в недоступном простым людям инобытии. Да и сам человек-шаман в часы камлания являет себя лишь знаком, эпифеноменом своей демонической природы.

Что же касается символики полета, то она имеется практически у любого неписьменного народа. На плащах сибирских шаманов обычно нашиты пучки перьев. Перьевые накидки характерны для колдунов обеих Америк. Новогвинейский шаман строит в лесу маленький шалаш, надевает на руки и предплечья перья цапли, разжигает в шалаше огонь и вместе с дымом и огнем вылетает птицей.

«От старой нанайки Гэюкэ Киле мы в 1970-е годы записали: «Дэктэчэ — перья орла на халате у шамана — заставляют его дважды в год делать обряд унди (обновление сил шамана), летать как птицы, которые улетают осенью и прилетают весной». Несколько человек, шедшие за шаманом, держали его за длинные ремни, привязанные к поясу, «иначе он улетит»».

Порой образом полета на иные уровни бытия становился физический полет шамана под потолком избы или вокруг чума. Старые ульчи уверяли Анну Смоляк, что в юности видели таких дэгдэ сама — летающих шаманов — сами."

Очевидно, судя по этим фигуркам, в глубокой древности шаманские полёты были прерогативой женщин. Косвенно это подтвеждает европейская "охота на ведьм". Почему именно женщин обвиняли в полётах на Лысую гору (или Броккен)?

polet-09

Почему именно с женщинами связан образ колдовского полёта на метле? Ведьма на метле - это привычный образ, запечатлённый в тысячах разных изображений.

полёт ведьм

Значит, в коллективном бессознательном человечества (по крайней мере, европейского) этот архетип сохранился с древнейших времён по сей день.

Tags: Старая Европа, артефакты, душа, охота на ведьм, птицы, шаманизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment