Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Как "пророс" матриархат в самом логове патриархата.

Киньяр Паскаль в своей книге "Секс и страх" пишет:

"Римляне считали, что в супружеском союзе главенствующая роль принадлежит жене (женщины вступали в брак в возрасте семи – двенадцати лет), – именно она, по их мнению, вкладывала большую часть самой себя в договор о castitas (но не о девственности), который заключала с мужчиной, ибо в основном от её инициативы, от её плодовитости, от её "материнства" зависел успех коитуса, забот о супруге, воспитания детей и ведения дома. "Патронаж" римской матроны осуществлялся богиней Юноной Югой. Таким образом, римское слово, означавшее брак, имело отношение только к женщине. Латинское matrimonium (брак), означавшее буквально "стать женщиной-матерью", трансформировалось в слово matrona – "матрона, замужняя женщина"."

Интересно, что у римлян имелись две параллельных формы брачных отношений. Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Второй вид брака - sine manu mariti, при котором жена была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть - по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.

В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, полностью подчинена власти мужа. Муж может продать её в кабалу, вправе наложить на неё любое наказание вплоть до лишения е жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Всё имущество жены и её, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Всё, чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу.

Брак sine manu не менял юридического положения жены. В случае, если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остаётся лицом своего права. Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до брака, если она была persona sui iuris, остаётся её имуществом, а всё, что она приобретает в браке, принадлежит ей самой. То есть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены. Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального разрешения супруги (видимо, в случае, если она - persona sui iuris) или её прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им.

Википедия сообщает, что "поначалу доминировала форма брака лат. cum manu — «с рукой», что означало, что женщина, покидая родной дом, уходила из-под власти главы своей семьи, лат. pater familias, и попадала во власть (лат. patria potestas) мужа или главы семьи мужа. В поздний период Римской республики распространилась форма брака лат. sine manu — «без руки», при которой жена не находилась под властью мужа (лат. sine in manum conventione) и оставалась во власти отца или опекуна. Когда брак sine manu вытеснил все остальные формы, эта опека стала терять своё значение. Так, уже в конце республики опекаемой было достаточно пожаловаться на отлучку своего опекуна, продлившуюся хотя бы один день, и она могла выбрать себе другого по собственному желанию. По законам Августа, женщина, имевшая троих детей, освобождалась от опеки. О пожизненном пребывании женщины под властью отца, мужа, опекуна Гай писал: «В старину хотели, чтобы женщины и в совершенных годах находились по причине своего легкомыслия под опекой». Фактически замужняя женщина уже к концу республики пользуется в частной жизни такой же свободой, как и её муж: распоряжается самостоятельно своим имуществом, обладает свободой подать на развод".

Очевидно, брак sine manu постепенно "пророс" в патрицианских семьях из более древних семейных отношений плебеев, которые являлись потомками коренного населения (в отличие от завоевателей-патрициев). У плебеев не было отцовского права и у них сохранялись пережитки матриархата (подробнее см. Патриции, клиенты и плебеи).
Tags: пережитки матриархата, римляне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment