Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Богиня и вепрь.

Оригинал взят у mazayka_urza в Богиня и вепрь.


Одним из древнейших животных символов древних религий являлся вепрь. Символ этот двоякий, сочетающий в себе две противоположности - олицетворение плодородия (которое со временем перешло домашней свинье) и боевую мощь, ярость. Изображения вепря носили на своих шлемах древние воины Европы.

Деметра первая, кто приходит на ум, когда вспоминаешь свинью. Именно свинья была главным жертвенным животным во время знаменитых Элевсинских мистерий. Многочисленные вотивные статуэтки женщин со свиньёй на руках можно обнаружить в каждом её храме


Терракотовые фигурки женщин с поросёнком в руках из святилища Деметры и Коры в Коринфе, 320-200 гг. до н.э.

Мясо свиньи, принесённой в жертву, было главным блюдом на пирах, устраиваемых в честь дня зимнего солнцестояния строителями британского Стоунхенджа. Вообще, у носителей культуры колоколовидных кубков, которые строили каменные круги по всей Британии, вытесняя создателей первых деревянных хенджей культуры желобковой керамики, именно свинья была главным символом плодовитости и связывалась  с женской богиней.

Таким образом, со свиньёй всё более менее понятно, она олицетворяла плодородие и женский принцип, потому её связь с богиней не удивляет.
А вот вепрь, олицетворяющий мужской принцип, яростную, крушащую всё на своём пути мощь, как символ женского божества, мне показался интересным. В статье про Богиню Медведицу древних греков, я упоминала, что животное, которое у нас, русских, связано с образом силы и непобедимости, у древних греков имело миролюбивые черты божества-воспитателя, связанного с инициациями и мифами о  ребёнке, воспитанном дикими животными. Так вот, символом всесокрушающей мощи у древних был вепрь.
Археологические данные говорят о том, что дикий кабан имел особое значение в европейском обществе бронзового и железного века.

И если быть ближе к теме, то он связывался с богинями, которые имели в своём образном арсенале воинственный аспект.

Например, Ардуинна - галльская богиня, которая стала эпонимом Арденнских гор. По своим функциям она приближалась к римской Диане (то есть была близка богиня Артио и Андарте) - независимой охотнице, вооружённой и одетой в короткую удобную одежду. Её символом был вепрь, на нём она объезжала свои "владения".


Статуэтка, изображающая кельтскую богиню Ардуинну, сидящую верхом на вепре. Она одета на мужской манер, но едет на вепре в женском седле. Сама статуэтка имеет галло-римское происхождение. И не факт, что именно Ардуинна изображена на ней. Но то, что она была обнаружена в Арденнском регионе, который был назван в её честь и то, что символом этого места и поныне является вепрь, позволяет идентифицировать безымянную богиню с Ардуинной.


В кельтском искусстве вепрь был символом распространённым: фигурки кабана, иногда в натуральную величину, изображения на монетах или украшения на гребнях шлема в виде кабана, находят по всему ареалу расселения кельтских племён, подтверждают его связь с войной и властью.


Бронзовые подвески, укреплённые на бивнях кабана,
найденные в двойном захоронении женщины и ребёнка в Хейнебурге, Германия

Охота на кабана, по мнению учёных, была для кельтов частью ритуалов инициации.

Самой известной наездницей на вепре была Фрейя.
Хильдисвини - "боевой вепрь" - ездовое животное, на котором катается скандинавская богиня, когда не использует свою знаменитую повозку, запряженную кошками. Согласно поэме Хиндлулёд, под вепря богиня замаскировала своего любовника Оттара.

Фрейя, помимо того, что была любвеобильной богиней, отвечающей за плодородие, также считалась воинственным божеством. Как Вальфрейя - она считалась покровительницей павших, и предводительствовала валькириям. Некогда она поделилась мудростью с богом войны Одином и получила право выбирать первой погибших в бою воинов, забирая лучших, и до половины заполняя свой чертог в Асгарде.
На белом крылатом коне в полном боевом вооружении, являлась она на поле битвы, ведя за собой Валькирий  и могла принести удачу в бою.
Ещё один знаменитый вепрь из скандинавской мифологии принадлежал брату  Фрейи - Фрейру. Звали его Гуллинбурсти ("Золотая щетина"). Маски и шлемы в виде вепря передавали воинов под защиту Фрейи и Фрейра.

Здесь я бы остановилась по-подробнее. Вепрь, как символ мощи, олицетворял мужской принцип, и более был связан с богами, а не богинями, но всё же такое частое соединение его с женским божеством не случайно. Оно обычно подчёркивает их воинственный аспект. Также богини, коих связывали с вепрем, часто несут в себе аспект андрогинности (или двуполости). Это выражалось в том, что их могли изображать как в мужском облике, так и в женском; со временем в некоторых культурах (как например, скандинавские Фрейр и Фрейя) они стали составлять неразрывную пару богов - брата и сестру, богиню и её мужского паредра.

Последнее видно на примере мифов об Афродите и  Адонисе, которые происходят с Ближнего Востока, для которого такие двуполые божества, со временем разделяющиеся на Богиню и её умирающего и воскресающего возлюбленного, очень характерны.
В мифе, Адониса, в которого была влюблена Афродита, убивает кабан. Тут мифы расходятся во мнении, то ли в вепря превратился ревнивый любовник Афродиты, воинственный Арес, то ли животное наслала ревнивая Артемида. В первом варианте мифа, вепрь связывается с яростным и неукротимым богом войны Аресом, а во втором с богиней дикой природы Артемидой. И тот, и другой вариант не противоречат символизму вепря в европейской (и иных) культурах в целом.

Вепрь, убивающий Адониса. Эрмитаж

Если обратить свой взор на восток, то картина не меняется. На вскидку, можно назвать по крайней мерее двух восточных богинь, связанных с вепрем.

Мариситэнсон - богиня, пришедшая в японский буддистский пантеон из Индии, где её называли Маричи Дэва, и имеющая аналоги в китайском буддизме, как Молиши, и тибетском, как Одсер Чен-ма, слыла весьма воинственным божеством. Ей поклонялись воины и чтили такие полководцы, как Миномото Ёритомо и Токугава Иэясу. Самураи перед началом битвы просили у неё благословения.

«Я обязуюсь неукоснительно следовать вышеуказанным статьям. Если я нарушу любую из этих статей, пусть покарает меня божество Мариситэн»
Клятва из храма Катори

В одном из своих воплощений Мариситэн была свирепым божеством войны, имеющим несколько рук и лиц. Иногда она была настолько воинственна, что появлялась в мужском обличие. Но в любом случае сохраняла свой главный атрибут - повозку, запряженную семью кабанами, либо вепря, как животное для верховой езды.


Четыре образа Маричи Дэва (слева на право): Маричи Дэва в индийском буддизме, Одсер Чэн Ма в тибетском буддизме, Молиши в буддизме Китая и  Мариситэн в японском буддизме - женское божество на повозке, запряженной семью кабанами.

Изначально её происхождение выводят от индуисткой богини рассвета, связанное браком с богом Хаягривой, богом лошадей и ритуала ашвамедха:

"Одетая в солнце, открывающая себя только мудрым, несущаяся по небу в повозке, запряженной семью белыми свиньями, с различным оружием в шести руках"
Дхьяна Лока

Мариситэн в мужском облике на кабане

Помимо буддисткой Маричи в Индии (у индуистов) существовала еще одна богиня-вепрь, которую звали Варахи. Она была одной из группы богинь-матерей (Сапта Матрик - Семь Матерей), всегда изображаемой вместе.


Варахи - богиня с головой кабана, шакти боги Варахи или Ямы

И, конечно, как и в случае с другими богинями, Варахи была грозной. В руках её меч, лук  и ваджра. Она была рождена для того, чтобы остановить бесчинства демона Пандасура, выпросившего у бога Шивы благословение быть убитым только лишь женщиной, которая не рождена другой женщиной и питается лишь грязью.
В буддизме она превратилась в Ваджраварахи - "Алмазную веприцу". В трехголовой форме её левая голова - голова свиньи.
Об этой богини есть интересная история, рассказанная Далай-ламой XIV. Его Святейшество говорит, что земное воплощение Ваджраварахи было настоятельницей монастыря Самдинг в Тибете.

Важно отметить, что это был мужской монастырь, возглавляемый женщиной!!!! Единственный в своем роде.

В восемнадцатом веке, отряд монгольских всадников появился в Нангарцзе, их предводитель потребовал, чтобы к ним вышла настоятельница. Но получил вежливый отказ. Разгневавшись он стал атаковать монастырь. Ворвавшись внутрь, он обнаружил в зале, наполненном монахами, огромную дикую свинью, восседающую на троне.

У пруссов, по словам Тацита, почиталась богиня-мать в облике веприцы. Нужно также упомянуть, что о такой богине, кроме Тацита, никто не упоминает, да и в целом пантеон пруссов был жёстко патриархальным. Но зато у балтийских славян есть легенда о  гигантском вепре, который выходит из-под воды, всякий раз, когда их городу Ретре грозит опасность. С кем он был связан - с женской богиней-хранительницей  или яростным богом войны?

Ну и на закуску рисунок с лубка, изображающий нашу родную Бабу Ягу верхом на свинье. Баба Яга уж точно никогда не отличалась ласковым нравом. Как и её европейские родственницы, она была связана с возрастными инициациями и была грозной богиней дикого мира.

Русский лубок "Баба Яга едет с крокодилом драться"

Так что можно сказать, что именно вепрь является символом женской независимости и силы.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

От себя добавлю пару строк.

Я, конечно, категорически несогласен с такой постановкой вопроса. Здесь mazayka_urza, говоря о вепре, повсюду ссылается на мифологию бронзового и железного века, то есть на мифологию арийских (индоевропейских) кочевников, установивших патриархальный "новый порядок" на территории матриархальной Старой Европы.

Существовало три больших волны арийской экспансии:
первая волна — 4300–4200 годы до н. э., вторая волна — 3400–3200 и третья волна — 3000–2800 годы до н. э. (даты выверены дендрохронологическим методом). Кстати, упоминаемая здесь культура колоколовидных кубков (около 2800—1900 гг. до н. э.) часто рассматривается как ранняя индоевропейская, в частности, как предковая для прото-кельтов и прото-италийцев. И вряд ли они были строителями Стоунхенджа. Википедия сообщает, что первая фаза строительства была датирована радиоуглеродным методом 3020-2910 до н. э. То есть задолго до появления прото-кельтов в Британии. Скорее всего, Стоунхендж - дело рук иберов, живших в Британии до кельтов.

Арии-завоеватели, ассимилируя староевропейские этносы, неизбежно перенимали дух завоёванных народов (хотя бы частично). Именно таким образом и попала свинья в патриархальную мифологию. Что-то в ней, конечно, сохранилось от стародавних времён (это мы видим на примере Деметры и Элевсинских мистерий), но в основном всё было переставлено с ног на голову, в результате чего старая добрая свиноматка Хавронья превратилась в разъярённого вепря.

"Изображения вепря носили на своих шлемах древние воины Европы". Спрашивается, какие такие воины?

Как известно, у диких свиней, т.е. кабанов, матриархат. В небольших стадах кабанов, состоящих из 10—30 особей, главенствует зрелая самка. Самцы предпочитают одиночный образ жизни, присоединяются к стадам лишь во время спаривания. Очевидно, у диких свиней можно усмотреть две модели поведения - и "женскую", и "мужскую". Понятно, что арии-завоеватели взяли себе на вооружение "мужскую" модель. Кстати, скандинавские воины-берсерки, наряду с межвежьими и волчьими шкурами, также напяливали на себя и шкуры диких кабанов.


Bronsplåt_pressbleck_öland_vendeltid
Бронзовая пластинка VIII века. Торслунда, о. Эланд, Швеция.

Похоже на то, что именно отсюда "растут ноги" и у приведённого в статье лубка "Баба Яга едет с крокодилом драться".


Баба Яга

По этим поздним "перевёртышам", конечно, ни в коей мере нельзя судить о первоначальной роли свиньи в эпоху матриархата. Как, например, нельзя судить по Павлу Грудинину, которого съезд КПРФ назвал кандидатом от коммунистов на предстоящих президентских выборах, о ранних коммунистах-большевиках. Он от них отличается как небо от земли.
Tags: свинья
Subscribe

  • Право естественное vs. право договорное.

    Владение вещами при матриархате осуществляется по естественному праву. Владеет тот, кто больше приложил труда. В соответствии с этим правом, дети…

  • Женская цивилизация.

    С. Г. Фатыхов в статье " МАТРИФЕНОМЕННЫЕ ИСТОКИ ПРОТОТЕХНИЧЕСКИХ ОПЫТОВ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА" пишет, что " совершенно некорректно…

  • Деформация черепов и матриархат.

    М. Б. Медникова в своей монографии " Биоархеология детства в контексте раннеземледельческих культур Балкан, Кавказа и Ближнего Востока"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments