Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Хозяйки Мегалитов: Пещерная Мари.

Оригинал взят у mazayka_urza в Хозяйки Мегалитов: Пещерная Мари.

Сегодня возвращаемся на Пиренейский полуостров, в Страну Басков, народа загадочного. Чей язык не обнаружил связей ни с одним из других языков мира.

В Басконии известно около 800 дольменов и 500 курганов. Известно, что погребальные обычаи мегалитического периода появились в Стране Басков в позднем неолите, и весьма часто использовались в медном и раннем бронзовом веке. Что касается ряда курганов, то они использовались и в железном веке. Источник

Один из главных признаков мегалитической культуры – почитание женского божества, которое обладало таким могуществом, что вера в него не исчезла за тысячи лет. Отголоски её о сих пор остались в легендах и фольклорах народов, проживающих на территории, где располагаются мегалитические памятники. В прошлый раз в посте о Старухе Кайлах, её связь с мегалитами была очевидна. Касательно сегодняшней героини всё немного сложнее. О ней у нас известно очень мало (кроме пары статей, которые бродят по интернету в виде многочисленных репостов), всю информацию я собирала в основном из иностранных источников, но если с английским языком я справляюсь, то испанский я не знаю даже на уровне «моя твоя не понимать», как обычно мне и переводит «автопереводчик». Так что прошу прощения за сбивчивый и немного сумбурный рассказ.

Рисунок1.jpg
Изображение Мари

Знакомьтесь – Мари, дама Амбото, а также обладательница и других имён (их у неё много, как и у Кайлах), основное божество мифологии басков дохристианского периода.

Мари – божество могущественное; что бы ни творилось в Стране Басков, во всём винят эту Даму. Погода испортилась – Мари виновата, ходит от одной горы к другой, шторм на море – Мари устроила свидание со своим мужем.

Все легенды о ней дошли до нас в постхристианском переложении.

Её сравнивают с греческой богиней земли Геей, то есть наделяют функциями Матери Земли, царицей всего живого. Из-за чего часто путают Мари с древней богиней Амалур. Только Амалур (Ama-Lurr) – это Мать Земля, тогда как Мари – это более всеобъемлющее божество. Но ведь это не значит, что Амалур не могла быть результатом расщепления образа древней Мари.

Антрополог Ануцы Арана говорит, что она больше схожа с верховным божеством эллинов Зевсом.

Имя Мари выводят из слова «Эмари» или «Амари» – «подарок». Видно также основу «МР», которая связывает Мари с такими персонажами, как демоническая женщина Мора, греческая Мойра, португальская Моура.

Другая версия связывает имя Мари с персонажем Майру (Майруак) – духа, обитающего в пещерах, связанного с Ламиями (Ламияками), или Майди – души предков, не зря же в некоторых местах Мари кличут Мадди.

Ну и, конечно же, есть версия, что Мари – это сокращённое имя Мария, как христианская Богоматерь, которая заменила собой древнюю богиню.

Близость имён Мэри и Мари помогло некогда язычникам приспособить культ древней богини под веру в Деву Марию. Наиболее почитаемой святой, кроме Святой Марии, является Святая Марина, которой поклоняются женщины басков, прося защиты и помощи в рождении детей. Образ этой святой тоже связывают с Мари.

Её представляли в облике прекрасной женщины в красивых одеждах, чаще зелёного цвета, расчёсывающей свои светлые волосы золотым гребнем. Иногда она могла принять образ горящего дерева, лошади, тянущей облака, радуги, бури, огненного серпа, который передвигается от одной вершины к другой. И, конечно же, не обошёл Мари стороной и демонизированный христианством облик страшного существа с козьими ногами и когтями хищной птицы.

Подобный персонаж существует и в арагонском фольклоре, где её зовут Мариуэна.

Обиталищем Мари обычно считаются горы – их вершины, отчего её нередко называют Пещерная Мари. Глубоко под землёй в своих гротах, связанных между собой подземными ходами, эта богиня принимает какой-нибудь зооморфный облик, а выходя на поверхность, вновь становится прекрасной женщиной. И от каждой горы, куда она селится, она получает своё  особое имя. Например, самым известным жилищем Мари считается пещера Амбото, которую в народе называют «Пещера Мари», «Марирен Коба», «Мариуррика Кобея», а местную Мари прозвали Мари Амбото или Госпожа Амбото.


Вид на Амбото, парк Уркиола, Говорят, что в горизонтальной линии горы Амбото можно различить профиль Мари

Когда Мари сидит в пещере Амбото,  горная вершина утопает в облаках. И люди знают, что хозяйка дома.

Первые письменные упоминания о «Даме Амбото» сделаны летописцем Карла V Эстебаном де Гарибаи Самальоа.

Фольклорист Русурроксион Мария де Аскуе связывает Мари Арркэку с легендой о принцессе Наварры, вдове дворянина 12 века, которая жила в Башне Мунчараз в долине Мериндад де Дуранго. После смерти мужа исчезла и его жён, и появилась, по слухам, в пещере Амбото.

Ещё одна легенда о Даме Амбото, гласит, что это девочка, которую бесплодная мать пообещала дьяволу, если он поможет ей забеременеть.


Вход в Амбото, главную обитель Мари

Другие места, где она обитала – это пропасть Муруменди (Дама Мурумэнди), пещеры Гуруцегорри (Атаун), Айзкорри и Аралар. И ещё известное место её обитания - пещеры вулкана Этна на Сицилии. И в каждом месте обитания ей приписывают свой собственный характер.

Есть средневековая легенда о Марии, которая столкнула своего брата в пропасть, чтобы стать единственной наследницей состояния, но потом она сошла с ума и стала духом гор.

Дама Муруменди имела семь братьев и стала ведьмой. А когда она шла, погода становилась тёплой, или наоборот, ветряной.

В Элорриета (Бискайский залив) говорится, что сидит она в своей пещере и расчёсывает волосы, местный пастух не смог приблизиться к ней. Но её пагубная власть не распространяется на безгрешных.

Попасть и в пещеру Мари, где она прядёт, намотав пряжу на рога барана, вполне возможно. Однако, случайно или по делу зашедший путник, удостоенный чести быть допущенным в пещеру, вряд ли выйдет оттуда на свет, если не соблюдает три основных правила:

- называть Мари только на «ты», ибо в древнем языке басков не было формы «вы» и Мари её не понимает

- никогда не садиться, даже если предложат

- выходить из пещеры точно так же, как и зашёл – спиной вперёд.

Я не нашла ни одной легенды, в которой бы говорилось, что Мари построила мегалит или жила в нём, как это было с Кайлах. Мари для житья предпочитала горы и естественные пещеры. Оттого не совсем корректно относить её именно к хозяйкам мегалитов. Но если нет легенд о Мари и мегалитах, это не значит, что связи у них нет. И пусть она не была напрямую хозяйкой дольменов и кромлехов, но она была хозяйкой тех, кто их построил и обитал в них. То есть Мари – Хозяйка хозяев Мегалитов.

В начале рассказа я упоминала, что одна из версий происхождения имени Мари связывает её с Майру - Майруаками (в долине реки Бидасоа этого персонажа называют Интсицуак); согласно мифологии, они были создателями кромлехов и дольменов в Стране Басков. Это мужской персонаж, а вот в Мендиве строительство дольменов приписывали женским духам Майди, которые связаны с формой имени Мари – Мадди. Об этих духах сказано, что кромлехи и дольмены – это их кладбища. То есть, в народном сознании они связаны с духами предков и миром мёртвых.

Кромлехи в Пиренеях стали сооружать между 3500-2000 годов до н.э. В баскском языке эти кольца называются «арреспиль» или «барац». Переводится такое название с языка басков как «Сад»

В Ойярсуне кромлех обозначен, как Майрубаратц (Сад Майру), там есть пещера – Майдезула (она связана с Майди).


Кромлехи Эрренга близ Ойярсуна, так же известные, как «Сад Майру»  – одно из самых знаменитых творений Майру

Все Майру – строители мегалитов, все Майди – духи гор.

Название Майру входило в название множества населённых пунктов.

Персонажи эти близки португальским Моурам, о которых пойдёт речь в следующей статье «Хозяйки мегалитов».

Как и у Кайлах, у Мари наблюдаются и иные функции, к примеру, антрополог Анутци Арана считает, что этот персонаж имеет большое сходство с верховным богом вроде Зевса или Юпитера. И действительно для Мари характерна способность управлять погодой и вершить правосудие. Лжецов и воров она наказывает: если взял что-то чужое, то Мари сделает так, что оно всё равно не будет принадлежать тебе.

Мари умеет летать, как и все атмосферные боги. У неё есть золотая колесница, в которой она мчится по небу, окружённая пламенем.

Мари устраивает ураганы и штормы. Легенда Отксандио (Бискайский залив) гласит, что Мари родилась в Ласкао Жипузкоа, и была она злой сестрой католического священника. В других легендах священник - её кузен Хуанито Чисто, а не брат, и был он великим охотником. Мари взяла как-то прялку за середину и стала вращать её, и породила ураган. В Бейзама говорят, что если Мари остаётся в своей пещере в День Всех святых, то града не будет.

С её умением вызывать ураганы связана ещё одна легенда, будто есть у неё муж, которого зовут Мэджу или Сугаар, имеющий змеевидный облик. Супруги не живут вместе – Мари любит пещеры, а Мэджу/Сугаар - море, а когда встречаются, то случается сильные штормы, дожди с градом и грозой. По преданиям, это должно случатся каждую пятницу (ночь Акеларре – встречи ведьм), но, в конечном счёте, дождь приносит изобилие. Так что супружеская связь Мари и Мэджу не что иное, как священный брак. (Мне эта легенда напомнила скандинавский миф о Скади и Ньерде).

Сугаар, как и Мари, умеет летать в поднебесье, в виде огненного сполоха, и тоже живёт в пещерах. Иногда, в пещерах Амунда (Amunda o Agamunda), расположенных в гипускуанском посёлке Атаун, а иногда, в бискайском посёлке Дима, в пещере Бальцола (Baltzola). Человек-змей Сугаар схож повадками с нашими Огненными змиями или Летунами.

Зооморфный облик Мари, связь её с древним хтоническим змеиным существом Сугааром (Мэджу), говорит в пользу её очень древнего происхождения.

Здесь хочется отметить связь Мари с морским божеством, как и у Кайлах с Бодахом, который возможно тождественен Маннанану, богу моря. И так же её способность устраивать штормы.

Мне вот интересна такая тесная связь Хозяек мегалитов и моря. Возможно, это оттого, что мегалиты возводились в основном вдоль морских побережий. Почти все дольмены находятся близко к морю - и на островах, и на конце полуостровов. Есть даже такое понятие, как «прибрежный фольклор», который связывался именно с мегалитическими памятниками.

Почитание воды, моря зафиксировано на самих дольменах. Например, на Кавказских, где на стенках дольменов есть узор в виде волн.


Рисунок на стене дольмена у реки Адегой (взорван после войны)

Хотя сами кавказские дольмены расположены довольно далеко от моря. На Западном Кавказе люди покинули прилегающую к морю узкую полосу земли и по долинам рек ушли в горы, расселившись в ареале длиной чуть ли не в 500 км, а шириной от 30 до 75 км. Как сообщает доктор исторических наук, специалист по западнокавказским дольменам В. И. Марковин, «дольменная культура представляет собой культуру горцев, жителей лесов». Но это, видно, произошло не сразу, а на протяжении определённого периода времени.

Рисунок1.jpg


Близость к морю – один самых важных признаков мегалитической культуры, который отмечают учёные.

Ещё я решила поискать связь Мари с источниками. И она нашлась, такая же непрямая, как и с мегалитами, но связь. Есть в мифологии басков существа – Ламии (или Ламияки), само название занесено из греческой мифологии, но сама суть несколько отличается. Я их упоминала, когда рассказывала про Майруаках. Это что-то вроде речных нимф, русских русалок. Они отличаются тем, что сидят на берегу и расчёсывают свои волосы золотым гребнем, и вообще они тесно связаны с золотом. Одно из их имён Майдик, Мэйди. Сами баски нередко отождествляют этих Майди-Ламияков со своей богиней Мари.

И объяснение связи с источниками тоже может быть простым. Почти все дольмены выстраивались около источника или какой-то реки. Ведь рядом располагалась племенная стоянка, и без пресной воды организовать жизнь достаточно большого количества людей невозможно. Так родник или река или озеро становился почитаемым. Ещё такая деталь, что мегалитические постройки – это и родовое кладбище и храм. И он располагался несколько в стороне от поселения, к нему нужно было идти, часто в гору. И тогда река или другой источник были прекрасным маркером, по которому было легко обнаружить объект. Такова могла быть связь источника пресной воды (одна из версий). Но это, конечно, не отменяет того факта, что просто сам такой источник почитался, как дар Богини или её воплощение.

Вообще, мегалитическая культура не была прямолинейно однородной, так же как и люди, её создавшие. Бытовали разные формы почитания, но были и общие черты.

Продожение следует...

Tags: иберы, лики Богини, мегалиты
Subscribe

  • Лариса.

    Автор блога Old European culture сообщает, что, " по-видимому, это единственный менгир, когда-либо обнаруженный в Греции. Высотою два…

  • Почему громовые боги индоевропейцев едут по небу на козлах?

    Автор блога Old European culture решил попытаться ответить на вопрос, почему скандинавский бог грома Тор, славянский бог грома Перун и балтийский…

  • Немного о микенской культуре.

    Микенская культура возникла около 1650 лет до нашей эры и считается явно связанной с прибытием в Элладу степняков. Ныне большинство историков…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments