Следуя за прожорливыми баранами, пастухи формировали чисто мужские кочевые сообщества. Возник новый социальный уклад: подвижный, мужской, мясной. К тому же отара – лёгкая добыча для всех, кто хочет поесть. Поэтому пастухи вооружаются и учатся искусству войны. Мужские братства пастухов превращаются в некие прообразы армии. Но в истории никогда не было случаев, чтобы оружие использовалось только для обороны. Теперь они не только защищаются, они и нападают. Проходя мимо деревни, они берут всё, что им надо, включая женщин. Те деревни, которые не хотят вступать в бой, начинают выплачивать дань или налог. Взамен эти разбойники обещают защиту от других разбойников, создавая свою зону контроля.
Происходит надстройка кочевой пастушеской военной структуры над аграрной цивилизацией. Именно это и является первым прообразом всех государств, и на протяжении тысяч лет ничего не изменилось: военные собирают налог с работающих в своей зоне контроля подданных. Так формируются цивилизации гуннов, скифов, сарматов. Гендерный характер этого государства строго патриархальный. Правят мужчины-кочевники. Аграрное поселение считается женским, аграрные мужчины тоже считаются женщинами. А если в кочевом племени появляются женщины, а они появляются с ростом численности – то они обладают многими мужскими привилегиями.
Возникает радикальное неравенство двух групп: кочевой и оседлой. Их отношения – это отношения жёсткой иерархии, в которой кочевники абсолютно доминируют. Отсюда возникает патриархат, в котором женщина является частной собственностью мужчины, как его меч или бараны".
Источник - Философские Хэппенинги в МФТИ