Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Хозяйки мегалитов: Зачарованные Моуры.

Оригинал взят у mazayka_urza в Хозяйки мегалитов: Зачарованные Моуры.


Кадр из фильма Нагин: женщина-змея

О существах женского пола, проживающих в мегалитических памятниках, а так же считающихся их создательницами, я уже писала. Это и обитательница Британских островов Старуха Кайлех, басконская Мари и её подопечные Майру и Майди, ведьмы Джанус на Сардинии; когда-нибудь напишу о бретонской Старухе Гварк.

У всех у них наблюдались черты великого женского божества времён строителей мегалитов. Сегодняшние героини - обитатели португало-испанского сказочного фольклора Моуры, больше напоминают Майру или Нимф, а так же тесно связаны с духами предков. Но и в них можно разглядеть черты древнего божества, которое растворилось в собирательном облике дев, проживавших в древних дольменах.

Мегалиты в Испании и Португалии имеются. Это и Кромлех  Альмендриш с загадочными спиралевидными гравировками.

Кромлех Альмендриш и камень с концентрической гравировкой, Носса-Сеньора-де-Гуаделупе, Португалия.

И величественные Дольмены Антекера из Андалузии.


Внутри дольмена Менга и Эль Ромераль, Дольмены Антекера, Андалузия, Испания

А так же множество одиночных дольменов, которые в народе прозваны Каса де Маура, "Дома Моур", подобные сардинским Домус де Джанус. Согласно Португальским и галисийским легендам, в них обитали загадочные волшебные девы Моуры.


Каса де Моура, дольмен, в котором обитает Дева Моура, Португалия

Моуры Энкантада или Зачарованные Моуры - хранительницы путей в подземное царство и потусторонний мир. Само слово "Моура" можно связать с именем греческих богинь судьбы Мойр и средневековыми демоническими персонажами Морами. Идентифицировать его не сложно - в латинском языке это Мортус, в португальском Морто, и все они близки русскому слову Мёртвый. С другой стороны так же отмечена связь с кельтским словом Махра - Дух. Понятно, почему Моуры олицетворяли в народном сознании природные силы, Духи природы.
Хосе Лейте де Васконселос рассматривает их как женских природных духов, вроде нимф; Consiglieri Pedroso тоже считал их женскими духами воды.

А почему Мёртвые?

Возможно, из-за того, что мегалиты связаны с древними кладбищами, где покоятся мёртвые и обитают их духи. Некоторые учёные предполагают, что Моуры - это заложные покойники.

Моуры - это обычно женский персонаж, который в фольклоре предстаёт в тройственной форме:

Моура-Мае (Моура Мать) - прекрасная беременная женщина, ищущая повитуху, которая помогла бы ей разрешиться от бремени (подобные легенды распространены у всех европейских народов)
Форму Моура-Велья (Моура-Старуха) она принимает редко. Гораздо чаще - это красивая юная дева.

Их типичный облик – женщина, красивая, с длинными золотистыми или наоборот чёрными волосами, которые она постоянно расчёсывает золотым гребнем (в Галисии Моуры рыжие) и при этом поет.
Моуры - оборотни, то змеёй прикинутся, то кошкой или собакой, козой или лошадью. Но змея - любимый их облик, особенно кобра, да ещё и с крыльями. И при встрече, чтобы обезопасить себя, нужно просто предложить ей молоко.

Моуры опасные соблазнительницы, на которых наложены чары их отцами, чтобы они охраняли сокровища, спрятанные под землёй или в дольменах. Другие истории говорят, что они живут во дворцах из золота и серебра и ждут дня своего освобождения, который наступит только тогда, когда мужчина поцелует Моуру, находящуюся в образе огромного змея. Иногда даже с крыльями. Оттого и прозвали их Зачаровнными.

Они предлагают людям несметные сокровища, если тем удастся разбить чары, которые на них наложены. Но могут и съесть, если человек откажется их целовать. Кроме поцелуя, расколдовать Моуру может пирог, кусок хлеба, произнесение какого-нибудь слова или работа, которая связана с запретом не смотреть куда-то, когда делаешь её.  Подношение еды для Моур связано, наверное, с обычаем дарить мёртвым угощение.
Традиционно днём, когда Моуры появляются со своими сокровищами и предлагают их расколдовать, считается День Святого Иоанна (24 июня). В этот день они иногда сидят в лунном свете на большой скале, предлагая плоды фиги и кусок пряжи, которые оказываются золотыми. А иногда они появляются при свете солнца.  Плоды фиги связаны, возможно, с традицией собирать особый вид белой фиги в этот день, являющимися традиционным подарком в День Святого Иоанна. Также фига - это символ женской фиртильности и сексуальности.

Происхождение Моуры видят в душах людей, умершими некрещёными, и проклятие их в том, чтобы стеречь сокровища Моурамы (Волшебной страны). Эти девы охраняли замки, пещеры, мосты, колодцы, реки и сокровища. Свои роскошные дворцы, полные сокровищ, Моуры прячут в пещерах, под скалами или под землей и, конечно же, в дольменах и под холмами. Золото их спрятано внутри ваз, погребальных сковородок, что возможно связано с распространёнными в бронзовом веке Погребальными урнами. Вместо горшочка золота, можно отхватить и горшочек с чумой.

Иногда Моуры появляются как гиганты или воины.
Также с Моурами связывают Моуринхос или Маруксинхос – крохотных эльфов, живущих под землёй.

Своя история о Зачарованной Моура есть почти в каждом португальском или галисийском городе.

Змеиная Принцесса Моура

Сказания о Принцессах Моура – полуженщинах-полузмеях со светлыми волосами имеют два варианта.
Согласно первому, это прекрасная мусульманка, живущая в замке во времена Реконкисты, и влюбившаяся в христианского рыцаря.

В другом варианте – Принцесса Моура живёт под землёй и влюбляется уже в мавра.

Очевидно, что эти легенды объединили в себе древние представления о змеевидном божестве и уже более поздние реалии.
Обычно этот сюжет служит для объяснения названия того или иного города (топонимические легенды). Или же они представлены в религиозном контексте.
Змеевидность Моур роднит их с Ламиями (Ламиньяками) греческого и баскского  фольклора. Символ змеи почитался издревле, особенно в эпоху матриархата. На Древнем Востоке главной богиней была Мать-Земля и связанные с нею образы быка и змеи. В трипольских орнаментах эпохи матриархата змеиный узор был одним из распространённых сюжетов.

Одна из легенд о  Принцессе Моуре гласит, что она в облике змеи обитала в замке Ноудар. Выглядела она, как змея с причёской монхо, характерной для пожилых женщин.
Другая легенда говорит, что Дама-Змея, хтоническая богиня, в день летнего солнцестояния открывает пути к скрытым сокровищам, в это время устраиваются праздники в её честь. В остальное время она превращается в змею и живёт под камнем.
С приходом христианства в этот регион, здесь распространились особые кресты на камне, на котором также сидит змея.

Средневековое распятие в Гондомиле со змеей

Любопытно, что символ змеи был принят Императором Португалии во времена Великих Географических открытий.

Бык - ещё одно из воплощений Моуры

Например, история о Домике Моуры Зайды в Алентежу. Эта прекрасная Моура проживала в дольмене вместе со своими сокровищами, и только мужественный человек мог справиться с Быком, хранителем Дольмена и Моуры.
Бык  - частый спутник Моур, а также любимый супруг Древней Богини Возрождения.

Иллюстрация к легенде о Моуре Зайде

А была ли Моура богиней?
Нет, как и славянская русалка, никогда ею не была, она лишь её подопечная.

Или наследницей Великой богини, чьё имя до нас не дошло?
Нет, Моура, как Мёртвая  – это одно из прозвищ Великой богини, связывавшее её с миром предков.
В легендах о них видны отголоски кельтских (и индоевропейских вообще) верований (их богини часто имели множественную форму).

Великая богиня Мегалитов же не была настоящей европейкой; её происхождение сложное, включающее даже африканские корни.


Связь с солнцем и луной, связь с подземными богатствами, связь с миром мёртвых, функции атмосферного божества, связь с камнями и горами, связь с источниками, связь с морем. Предводительницы ведьм и королевы маленького народца, всё это в облике Моуры проскальзывает лишь мельком.

Но вот наследницей Хозяйки Мегалитов она была; после того, как древняя Богиня покинула свои каменные дома, их тут же заселили Моуры.


Сведения о Моурах использовали учёные для поиска древних памятников. Как Майры у басков, Моуры считались строителями древних дольменов. И они до сих пор живут внутри этих дольменов. Древние монеты, которые находят в холмах,  называют «Медалями Моур».
Камни для строительства они носили на своих головах.
Дольмены рассматриваются как обитель Моур - Casa da Moura, что напоминают Домус-де-Янус – название для дольменов (Дома Ведьм-Джанус) на Сицилии или Шалаши Ведьм в Басконии, «Мейсон де Корриганс» в Бретани. 
Все памятники подобного рода тесно связаны с Моурами.
Скальные могилы часто называются «Кова да Мура» или «Массеира»; последний термин означает место, где «Моуры месили хлеб».


вырезанные углубления в скале могилы в Форнос де Algodres,
Португалии, называемые Masseira, - это место, где Моуры месили хлеб

Их также называют «cama da moura» (кровать Моуры).
Cadeira da moura - (стул Моуры) - монолит в форме стула, который считается королевским троном. Моура сидит на стуле ночью, и каждый раз, когда Моура собирается получить воду, она держит стул под мышкой.
Моуры обитали в камнях, таких называли Каменная Моура (Педро-Маура). Если человек садился на её камень, то на него могли наложить чары. Если такой камень приносили в дом, то вся скотина дохла. Путешествие в волшебную страну Моурама описывается как полёт или плавание верхом на камне.
Алтари, установленные по обету, в придорожных храмах получили название «almas dos mouros» или «alminhas dos mouros» («Души Моур» или «маленькие души Моур»).

Есть интересный сюжет о Моура-Фиандейра, в которой она представлена в виде девушки-веретена. В то время пока она носила на голове камни для строительства древних городищ, вокруг её талии закручивалась нить (прялка была на её талии). Прялка или веретяно - прёизнак древней богини-пряхи, богини судьбы.
Например, памятник культуры Кастро – Педро Формоза (Красивый Камень) был принесён в Ситанию-де-Бритейрос Моурой на голове, пока она вращала веретено. (Культуру Кастро (IX в. до н. э. — I в. н. э.) связывают с докельтским ёнаселением, в том числе с лузитанами).

Две Педры-Формозы:

Ситания-де-Бритейруш (Citânia de Briteiros), Моура принесла её на голове.
Возможно все дело в человекообразном орнаменте

Каштру-даш-Эйраш (Castro das Eiras).
В орнаменте я вижу сходство с древнесицилийскими узорами на могильных плитах.

Перед нами - Богиня Прядильщица. Этот сюжет, схожесть имён с греческой Мойрой, связь с прядением, а так же веретеном судьбы. Все богини-пряхи в той или иной степени являются богинями, отмеряющими человеческую судьбу. Тут уместно вспомнить и славянскую Мокошь, Наречниц. Моура также, как и многие богини-пряхи, низведённые до уровня низших демонов, приходит в дома ночью, чтобы прясть, и лишь по шуму можно определить, что она здесь.
Связь с богиней судьбы видна и в следующем сюжете.
Есть в галисийском фольклоре персонаж Лавандейра, схожий с Прачкой-у-ручья – эти три старые женщины, которые в полночь стирают окровавленные одежды тех, кому суждено умереть.

Les Lavandières de la nuit , 1861, Yan 'Dargent

Сама Моура-Прачка (Лавадейра) чаще просто является в окружении солнечного света в белых одеждах.
Легенды о Прачках появились в связи с обычаем стирать одежду умершего, независимо от сезона, когда он умер.  Ритуал этот зародился ещё в эпоху неолита, когда активно стала появляться тканная одежда.

Археолог Хенна Линдстром из университета в Хельсинки (Финляндия) написала ещё об одной категории легенд, в которой Моура “пришла в эту область в начале времени и сформировала её — холмы и долины, реки и дольмены, менгиры и красные картины на скалах, и ещё родила детей, которые, возможно, стали предками общества, рассказывающих эту легенду. Что там было до этого? Женское божество, был также и сам пейзаж, в котором зародилось всё живое и к которому они возвращаются в круговороте жизни? Возможно”.
Слёзы Моур породили некоторые реки и озёра. Есть легенда о Фонтане (источнике) Моуры Энкантандас в приморском городе Повоа де Варзим (Португалия). Его воду использовали для мессы.

Описывая сами дольмены, Линдстром сказала:
"Искусство и символы в португальских дольменах и их ориентация к восходящему Солнцу, как можно увидеть, рассказывают о своей вере в возрождение. Искусство само по себе может рассматриваться как созданное для того, чтобы направлять людей путешествовать между мирами живых и мёртвых. Мегалитические гробницы были местами ритуальных захоронений, но очень вероятно, что это не было их единственной и возможно, даже главной функцией. Вполне возможно, что они были, как и храмы в христианские времена, центром духовной жизни, вокруг которых собиралось вместе сообщество праздновать важные даты и события, договариваться в вопросах, касающихся всей общины и укрепления их общности".

Пример использования древнего дольмена Церковью в Павии, Португалия
Tags: змеи, иберы, мегалиты, феи
Subscribe

  • Неолитическая Артемида.

    В записи Матриархальный "интернационал" говорилось о странных статуэтках с "шишечками"-"сосками"-"почками",…

  • Кибела под Воронежем.

    В. И. Гуляев в статье " Богиня Кибела — владычица зверей — в скифском искусстве" пишет: "Культ фригийской богини очень…

  • Приближение к Аттису (2).

    Недавно в записи Приближение к Аттису мы "шаманили" и "гадали на кофейной гуще" над археологической находкой у с. Заветное-V в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments