Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Многогрудая мать Нисаба.

Оригинал взят у mazayka_urza в Многогрудая мать Нисаба.


Статуэтка богини, кормящей ребёнка, найденная Л.Вулли в древнем Уре убейдской эпохи

Когда шумеры, покинув свой родной остров Дильмун, прибыли в Междуречье Тигра и Ефрата, они нашли здесь не пустырь, а развитую культуру, которая уже строила первобытные храмы, где покланялась своим богам. Предполагают, что создателями этой культуры (Убейдской) были носители так называемых прототигридских или  "банановых языков", прозванные так из-за того, что в именах, которыми они называли своих богов, повторяется один и тот же слог, как в слове "Банан". Именно они первыми стали почитать богиню Инанну и бога Хубабу, превратившегося у шумеров в чудовище.
В убейдских храмах, возведённых на монументальных платформах, были обнаружены загадочные статуэтки. Это женщины, судя по тому, что они имели женские половые органы и грудь, у которой часто находился ребёнок.

Вроде бы ничего особенного, таких кормящих богинь по всему Ближнему Востоку и Древней Европе огромное множество. Но людей, которые их видели, волновало лицо богинь, напоминающее морду то ли овцы, то ли змеи. А ещё странные налепы на широких плечах статуэток.
Эти статуэтки, как и в случае с японскими Догу, объявляли то инопланетянами-рептилоидами, то просто божеством-змеёй.
Но на самом деле, инопланетяне опять не при чём. Эти статуэтки совсем не зооморфные. Экзотический вид им придала постепенная схематизация. На фото ниже, видно, как это происходит. У  менее схематизированной мужской статуэтки слева экзотичны лишь высокая макушка головы и глаза в форме кофейных зёрен.


Так изображать глаза начали уже в предшествующей убейдской культуре - Самаррской.


Головки от статуэток, найденныхв Чога-Мами, Самаррская культура.

Гораздо интереснее рептилоидного  вида статуэток, налепы в виде шишечек на плечах. Это может быть схематичным изображением сосков, На фрагментированных статуэтках такими сосками усеяны все руки.
Грудь и соски - это самый известный символ плодородия, касающийся как женских, так и мужских божеств.

Многогрудые божества в мифологии - не редкость. Самая известная - это, конечно же, многогрудая Артемида Эфесская.
Но в междуречье Тигра и Евфрата имелась своя многогрудая богиня - это шумерская Нисаба (также Нидаба).

Кроме множества сосков, у неё еще и множество ушей было.

Богиня Нисаба, известная по древним шумерским текстам, считалась самой сутью, душой растительности. Вся её воля и активность связана с растениями, и там, где их нет, она не властна. На этом основании её нередко отождествляли с матерью съедобных растений Нинхурсаг.



Богиня Нисаба - шумерского происхождения, но она была синкретизирована с местным  божеством, которое почитали в виде многогрудой богини.

Первоначально имя богини звучало как Нин-Ше-ба (Госпожа ячменя).  Но одно из её имён звучало как "На-а-а", что значит "множество".

Её история весьма интересная. Родившись, как божество ячменя, который, кроме утилитарных нужд, приносили ещё и в жертву богам, Нисаба стала повелевать процессом учёта этого ячменя; со временем на её  плечи переложили все учётные и счётные работы. Под конец шумерской истории Нисаба стала богиней школ и письменности, и стала писцом богов.


Нидаба — ты, что (вновь) строишь заброшенные жилища,
(вновь) учреждаешь покинутые [святилища — ?],
(вновь) воздвигаешь рухнувшие (изображенья) богов,
умелая домохозяйка Ана,
госпожа, чьё приближенье вызывает созиданье.
Нидаба, ради тебя (люди) умащают головы,
и омывают руки; тебя почитают как должно.
Госпожа, это ты прилагаешь руку
к искусно сделанным (писчим) табличкам в стране,
твой совет обращен к тем, кто (орудует) палочкой тростниковой.
Это ты наполняешь сердце Энлиля счастьем,
госпожа, это ты —пропитанье для Экура (храма его),
это ты — питье для (храма) Эанны,
это ты — радость Экура, храма Энлиля;
(что до) великих богов, ты — дыхание жизни
их прародителя.
О госпожа, ты прочно утверждена Энлилем,
Нидаба, ты пиво ячменное — это более, нежели хлеб;
Нидаба, ты — прочнейшее из оснований
царственности.
Нидаба, там, где ты не хранишься в грудах,
не селятся люди, не строятся города,
не воздвигнут дворец; нет царя, облеченного властью,
омовение рук пред богами (до принесения жертвы)
не совершается так, как должно.
Нидаба, там, где тебя нет поблизости,
загонов нет для скота, не строят овчарен
и не тешит сердца пастух тростниковой флейтой.
(Шумерский гимн Нисабе)

Нисаба обитала в тростнике, из которого строили жилища и изготавливали писчие палочки.



Нисаба в тростнике

На оттисках печати, где изображено поклонение богиням плодородия, можно заметить побеги ячменя и других злаков, которые выходят из плеч богини, и иногда из бёдер. Так же, как на убейдских статуэтках, её соски располагались на плечах и руках.




У бога Энки, который тоже был связан с плодородием, из плеч и бедер так же выходят побеги  полезных растений.



Так что история многогрудой Артемиды, так же, как и многие другие божественные истории, уходит своими корнями в междуречье двух рек, ставших знаковыми для человечества.
Tags: Месопотамия, лики Богини, шумеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments