
Статуэтка богини, кормящей ребёнка, найденная Л.Вулли в древнем Уре убейдской эпохи
Когда шумеры, покинув свой родной остров Дильмун, прибыли в Междуречье Тигра и Ефрата, они нашли здесь не пустырь, а развитую культуру, которая уже строила первобытные храмы, где покланялась своим богам. Предполагают, что создателями этой культуры (Убейдской) были носители так называемых прототигридских или "банановых языков", прозванные так из-за того, что в именах, которыми они называли своих богов, повторяется один и тот же слог, как в слове "Банан". Именно они первыми стали почитать богиню Инанну и бога Хубабу, превратившегося у шумеров в чудовище.
В убейдских храмах, возведённых на монументальных платформах, были обнаружены загадочные статуэтки. Это женщины, судя по тому, что они имели женские половые органы и грудь, у которой часто находился ребёнок.
Вроде бы ничего особенного, таких кормящих богинь по всему Ближнему Востоку и Древней Европе огромное множество. Но людей, которые их видели, волновало лицо богинь, напоминающее морду то ли овцы, то ли змеи. А ещё странные налепы на широких плечах статуэток.
Эти статуэтки, как и в случае с японскими Догу, объявляли то инопланетянами-рептилоидами, то просто божеством-змеёй.
Но на самом деле, инопланетяне опять не при чём. Эти статуэтки совсем не зооморфные. Экзотический вид им придала постепенная схематизация. На фото ниже, видно, как это происходит. У менее схематизированной мужской статуэтки слева экзотичны лишь высокая макушка головы и глаза в форме кофейных зёрен.
Так изображать глаза начали уже в предшествующей убейдской культуре - Самаррской.
Гораздо интереснее рептилоидного вида статуэток, налепы в виде шишечек на плечах. Это может быть схематичным изображением сосков, На фрагментированных статуэтках такими сосками усеяны все руки.
Грудь и соски - это самый известный символ плодородия, касающийся как женских, так и мужских божеств.
Многогрудые божества в мифологии - не редкость. Самая известная - это, конечно же, многогрудая Артемида Эфесская.
Но в междуречье Тигра и Евфрата имелась своя многогрудая богиня - это шумерская Нисаба (также Нидаба).
Кроме множества сосков, у неё еще и множество ушей было.
Богиня Нисаба, известная по древним шумерским текстам, считалась самой сутью, душой растительности. Вся её воля и активность связана с растениями, и там, где их нет, она не властна. На этом основании её нередко отождествляли с матерью съедобных растений Нинхурсаг.
Богиня Нисаба - шумерского происхождения, но она была синкретизирована с местным божеством, которое почитали в виде многогрудой богини.
Первоначально имя богини звучало как Нин-Ше-ба (Госпожа ячменя). Но одно из её имён звучало как "На-а-а", что значит "множество".
Её история весьма интересная. Родившись, как божество ячменя, который, кроме утилитарных нужд, приносили ещё и в жертву богам, Нисаба стала повелевать процессом учёта этого ячменя; со временем на её плечи переложили все учётные и счётные работы. Под конец шумерской истории Нисаба стала богиней школ и письменности, и стала писцом богов.
Нидаба — ты, что (вновь) строишь заброшенные жилища,
(вновь) учреждаешь покинутые [святилища — ?],
(вновь) воздвигаешь рухнувшие (изображенья) богов,
умелая домохозяйка Ана,
госпожа, чьё приближенье вызывает созиданье.
Нидаба, ради тебя (люди) умащают головы,
и омывают руки; тебя почитают как должно.
Госпожа, это ты прилагаешь руку
к искусно сделанным (писчим) табличкам в стране,
твой совет обращен к тем, кто (орудует) палочкой тростниковой.
Это ты наполняешь сердце Энлиля счастьем,
(вновь) учреждаешь покинутые [святилища — ?],
(вновь) воздвигаешь рухнувшие (изображенья) богов,
умелая домохозяйка Ана,
госпожа, чьё приближенье вызывает созиданье.
Нидаба, ради тебя (люди) умащают головы,
и омывают руки; тебя почитают как должно.
Госпожа, это ты прилагаешь руку
к искусно сделанным (писчим) табличкам в стране,
твой совет обращен к тем, кто (орудует) палочкой тростниковой.
Это ты наполняешь сердце Энлиля счастьем,
госпожа, это ты —пропитанье для Экура (храма его),
это ты — питье для (храма) Эанны,
это ты — радость Экура, храма Энлиля;
(что до) великих богов, ты — дыхание жизни
их прародителя.
О госпожа, ты прочно утверждена Энлилем,
Нидаба, ты пиво ячменное — это более, нежели хлеб;
Нидаба, ты — прочнейшее из оснований
царственности.
Нидаба, там, где ты не хранишься в грудах,
не селятся люди, не строятся города,
не воздвигнут дворец; нет царя, облеченного властью,
омовение рук пред богами (до принесения жертвы)
не совершается так, как должно.
Нидаба, там, где тебя нет поблизости,
загонов нет для скота, не строят овчарен
и не тешит сердца пастух тростниковой флейтой.
это ты — питье для (храма) Эанны,
это ты — радость Экура, храма Энлиля;
(что до) великих богов, ты — дыхание жизни
их прародителя.
О госпожа, ты прочно утверждена Энлилем,
Нидаба, ты пиво ячменное — это более, нежели хлеб;
Нидаба, ты — прочнейшее из оснований
царственности.
Нидаба, там, где ты не хранишься в грудах,
не селятся люди, не строятся города,
не воздвигнут дворец; нет царя, облеченного властью,
омовение рук пред богами (до принесения жертвы)
не совершается так, как должно.
Нидаба, там, где тебя нет поблизости,
загонов нет для скота, не строят овчарен
и не тешит сердца пастух тростниковой флейтой.
(Шумерский гимн Нисабе)
Нисаба обитала в тростнике, из которого строили жилища и изготавливали писчие палочки.
На оттисках печати, где изображено поклонение богиням плодородия, можно заметить побеги ячменя и других злаков, которые выходят из плеч богини, и иногда из бёдер. Так же, как на убейдских статуэтках, её соски располагались на плечах и руках.
У бога Энки, который тоже был связан с плодородием, из плеч и бедер так же выходят побеги полезных растений.
Так что история многогрудой Артемиды, так же, как и многие другие божественные истории, уходит своими корнями в междуречье двух рек, ставших знаковыми для человечества.