Погребенная в этом кургане пожилая женщина лежала на спине в прямоугольной яме, головой на юго-восток, с согнутой в локте левой рукой и подогнутыми коленями.
Ее погребальный костюм состоял из покрывала, платья с рукавами, вероятно шароваров и мягких кожаных туфелек, все детали одежды были богато декорированы золотыми украшениями.
На голове женщины лежала античная золотая фибула-брошь с изображением богини Ники; у нижней челюсти и под головой были найдены височные кольца. И височные кольца и брошь были частью головного убора. Брошь греческой работы была налобным украшением и удерживала на голове златотканую накидку.
На шее находилось драгоценное полихромное ожерелье, изготовленное из золота, агатов и других камней, в лучших античных традициях.
На груди были найдены десять округлых золотых бусин, вероятно, они были нашиты на платье или поясе. На руках женщины были браслеты из золотой проволоки, а также браслеты из украшений зернью, и стеклянных бус.
Рукава платья были богато расшиты золотыми нашивными бляшками - у каждой руки было найдено около 200 таких бляшек. Также был расшит и нижний край одежды - здесь было расчищено более 230 золотых бляшек.
Украшениями обуви, возможно, являлись шесть мелких стилизованных фигурок лошадей с колокольчиками-подвесочками у головы. Когда их владелица она шла, они тихонько звенели...
Под кистью правой руки стояла неглубокая серебряная чашечка с округлым дном, гладкой поверхностью и двумя бороздками на ободке. Справа, недалеко от голени, было найдено бронзовое литое зеркало с короткой боковой ручкой-штырем, с валиком по краю, в центре на оборотной стороне с остатками деревянного футляра; железный нож лежал на зеркале; серебряная ложка с тонкой ручкой, заканчивающейся головкой хищника; небольшой горшочек из черной глины, внутри которого лежал обрывок железной цепи и серебряная чаша с вертикальными желобками и розеткой на дне.
Праве этих предметов лежали: большой литой бронзовый котел с двумя ручками и фигуркой оленя на венчике, бронзовая крышка сосуда, а в ней - небольшой бронзовый литой котел с одной вертикальной ручкой, носиком-сливом и головкой быка на краю. Здесь же лежал железный ритуальный жезл с навершием, украшенным четырьмя протомами оленей.
Часть предметов из погребения имеет явно ритуально-магическое значение: зеркало, жезл с навершием, серебряная ложечка с головой хищника на ручке, сосуд с обрывом железной цепи, вероятно, бронзовые котлы. Все вышеуказанное позволяет сделать вывод о высоком социальном ранге погребенной, выполнявшей, очевидно, жреческие функции.




Источник - Сармат Сарматович