Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Наши "сторожевые башни".

rumenica написала в комментах, что у неё с возрастом появилось чувство "сторожевой башни", для наблюдения за домочадцами.

Прочитав её комментарий, я сразу вспомнил, что где-то я уже видел подобные "сторожевые башни". Поискав немного в Сети, нашёл "морской фриз" с острова Санторин в Эгеиде.

Морской фриз

Вот как Ю. В. Андреев описывает этот фриз в своей статье "Минойский матриархат":

"На фреске изображён небольшой приморский город, все жители которого в радостном возбуждении ожидают прибытия кораблей, приближающихся к городу с левой стороны (судя по всему, художник намеревался изобразить торжественную встречу флота, возвращающегося к родным берегам из какого-то далёкого и опасного плавания). В этой своеобразной пантомиме сразу же обращает на себя внимание, видимо, сознательно подчёркнутое художником противопоставление мужской и женской половин населения городка (впрочем, слово "половина" здесь может быть употреблено лишь условно, так как женщины явно уступают мужчинам в числе, их всего семь на этом фрагменте). В то время как мужчины изображены по преимуществу в движении (часть из них - молодые люди в коротких набедренных повязках - выстроились в ряд на причальной стенке и красноречивой жестикуляцией выражает свою радость и нетерпение; другая часть - вероятно, люди более пожилого возраста в длинных одеяниях, напоминающих плащи, - неспешно шествует по склону горы навстречу кораблям; несколько юношей стремительно взбегают на вершину скалистого мыса, чтобы первыми приветствовать подплывающий флот; мужские головы виднеются также в окнах домов, на открытых верандах и кое-где на крышах), женщины застыли в монументальной неподвижности, возвышаясь на крышах домов подобно изваяниям. Они заметно крупнее мужчин (юноша, которого художник поместил за спиной одной из этих "матрон", кажется рядом с ней ребенком). Их сходство со статуями ещё более усиливается благодаря белому цвету кожи и одеяний.  Эти "дамы" явно не похожи на гаремных затворниц, которых их мужья или отцы выпустили из привычного заточения во внутренних покоях домов по случаю большого общенародного торжества. Скорее напротив, мы можем видеть в них горделивых домовладычиц, величественно взирающих на окружающую их праздничную суету с кровли своих жилищ, своего рода "маток" этого пестрого "человеческого улья"."

В принципе, на острове Санторин и ныне, спустя 3500 лет, можно увидеть такие же плоские крыши.

mosika_901_00002

И можно живо представить себе картину, как раньше на подобных крышах стояли женщины, как "сторожевые башни", и всматривались в морскую даль, ожидая возвращения своих мужей и сыновей. "Именно они предпринимали далёкие морские экспедиции к берегам Сирии и Египта, проектировали и строили дворцовые комплексы, непрерывно экспериментировали, разрабатывая новые, более совершенные технологии в металлургии и других отраслях ремесленного производства. Ими же, вне всякого сомнения, были созданы все наиболее известные шедевры минойского искусствах Тем не менее именно женщины, оставаясь всё время на месте - у своих очагов, держали в своих руках наиболее важную, с точки зрения самих минойцев, часть системы их жизнеобеспечения - контакты с потусторонним миром и с населяющими его бесчисленными божествами и духами. Именно они были, таким образом, тем неподвижным центром, вокруг которого вращался и к которому неизменно тяготел весь микрокосм минойского общества" (Ю. В. Андреев).

Думается, и древнегреческие кариатиды появились неспроста.


Крыльцо Эрехтейона с кариатидами. Афины 421–407 век до н. э.

Что-то есть в них от минойских неподвижных "сторожевых башень", на которых всё держится.

И до сих пор сидят бабульки у окна... Именно такой запомнилась мне моя бабуся... Неприметный ангел-хранитель дома, "сторожевая башня"...

бабуся
Tags: Крит, матриархат
Subscribe

  • Голубые бегемотики.

    В записи О связях минойского Крита с древним Египтом говорилось о "голубых обезьянах", собирающих шафран. Минойская фреска. С другой…

  • О войне символов.

    Автор блога Old European culture в своей статье " Орёл клюющий дельфина" приводит изображения древних монет. Moesia, Istros. Drachm.…

  • Анахита.

    Автор блога Old Europe culture в своей статье " Анахита?" приводит изображение этого блюда с «танцовщицей» (как некоторые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments