Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Пережитки матриархата в семейно-брачных обычаях чукчей.

Интересная информация сообщается в паблике Шестой Континент в статье "Браки чукчей".

"Наиболее распространённой формой брака у чукчей ХХ века был брак путём отработки. Жених поселялся в доме отца невесты и работал там иногда в продолжении нескольких лет. В течение этого времени он выполнял самую тяжёлую работу, терпеливо снося обиды и оскорбления со стороны родственников невесты. Если жених нравился семье, то не было препятствий к заключению брака, если же он был нежелателен, то в любой момент мог получить отказ независимо от того, сколько времени он работал [1]. Последнее обстоятельство ие позволяет рассматривать отработку за жену как калым.

Это также подтверждается и другим свадебным обрядом «борьбы за невесту», названным С. Крашенинниковым «хватанием». Он состоит в том, что после согласия родителей невесты на брак жених должен был коснуться её половых органов. Это было сделать довольно трудно, принимая во внимание, что вся женская родня невесты усиленно её защищала [2]. Подобный обычай был описан у ительменов и коряков.

О существовании экзогамии у чукчей в прошлом свидетельствует широкое распространение особой формы левирата, а именно, предоставление супружеских прав только младшим братьям на вдову старшего, а не наоборот. Этот обычай зафиксирован источниками XVIII в. и имел силу ещё в первом четверти [3].

Матриархат чукоч.

О былом матриархате свидетельствует большая роль женщин в культовых обрядах. Женщина являлась хранительницей семейных пенатов (святынь), «хранительницей очага», она занимала почётное место почти во всех сезонных праздниках, наносила семейные знаки помазания и т. д.

Значение женских духов у чукчей хорошо известно. В связке охранителей особое место занимало женское изображение — «деревянная женщина» (утты-нэв), она называлась также «госпожой» (нев-эрмэчын). Эта фигурка считалась главной «госпожой дома» и покровительницей стада. Женщина играла роль и в хозяйственной жизни. Девушки и молодые женщины вместе с мужчинами выпасали стада. Вдова являлась владетельницей стада до совершеннолетия сыновей. «Если нет старика в доме или он отсутствует, доминирующую роль занимает старуха мать». При отсутствии в семье мальчиков старшая дочь становилась главным наследником. В этом случае женщина участвовала в праздниках не только как главный наследник, но и как хранительница очага.

Таким образом, в семейно-брачных обычаях чукчей ярко прослеживаются пережитки родовой организации в её матриархальной форме.

Несомненно, что у чукчей когда-то существовал род, основанный на материнском праве. В условиях большой изолированности отдельных родов, расселённых на громадных пространствах, межродовые связи стали нарушаться. В первую очередь нарушилась экзогамия из-за невозможности брать жён из других родов, находящихся на больших расстояниях один от другого.

Переход к пастушескому оленеводству вызвал смену матрилокального брака патрилокальным, а как следствие этого — изменение счёта родства. Когда это произошло — неизвестно, но причину следует искать, как и у других народов, в значении мужского труда для скотоводческого хозяйства, в стремлении сохранить в общине мужчин для ухода за стадом.

Рост оленьих стад привёл к экономической обособленности рода, а в дальнейшем и его подразделений, составлявших группу наиболее близких родственников. Процесс обособления и дробления рода повлёк за собой утрату родовой организации — ослабление родовых связей, забвение родовых названий и других характерных признаков рода.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Это первостепенное и первостатейное отличие матриархальных браков от патриархальных - невеста (и, шире, род невесты) совершает выбор жениха. Таким образом происходит реальный отбор лучшего мужского "материала", своего рода "генная инженерия" или евгеника. При патриархате происходит всё наоборот. Как говорит Стриндберг, "когда между двумя племенами идёт борьба не на жизнь, а на смерть, то побеждают всегда пройдохи, а не те, кто честны." Эти-то пройдохи силой забирают женщин побеждённого племени, подчиняют их себе, образуют гаремы (как, например, русы-варяги на покорённых славянских территориях) и оставляют после себя многочисленных отпрысков с генами папаши-пройдохи (ltraditionalist).

[2] Здесь можно усмотреть некий аналог детской игры в "кошки-мышки".

Выбираются двое водящих — «кошка» и «мышка». Все дети становятся в круг и берутся за руки, как в хороводе, а потом поднимают руки, образуя «ворота». Расстояние между игроками при этом должно быть достаточно большим, чтобы между ними можно было пробежать. Мышка распологается в кругу, а кошка — за кругом.

По сигналу погоня кошки за мышкой начинается. Задача «кошки» — прорваться внутрь круга и догнать «мышку». Для этого она может подлезать под руками, перепрыгивать через них или даже разрывать цепь. Остальные игроки должны помогать «мышке» и мешать «кошке»: в нужный момент опускать руки, задерживая «кошку» и вновь поднимать их, пропуская «мышку».

В связи с этим любопытно было бы задаться вопросом: а не является ли детская игра в "кошки-мышки" своеобразным "реликтом" древнейших матриархальных брачных игр? "Мышка" - это невеста, "кошка" - потенциальный жених, а хоровод образуют представители рода невесты, помогая ей "отсеять" нелюбого ей жениха (ltraditionalist).

[3] Очевидно, левират — брачный обычай, по которому вдова была обязана вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями, — появился на изломе матриархата. В статье Матриархат у эвенков уже говорилось о том, что у эвенков "со временем матриархат сменился патриархатом, в начальном его развитии существовал левират, то есть после смерти старшего брата самый младший брат женился на его жене и воспитывал его детей как своих собственных. В таких браках получалось большое возрастное различие, часто жене было 50-55 лет, а мужу 16-17". Я полагаю, что основная причина сего нововведения заключается в установлении своего рода "мужской диктатуры". Чтобы не возродился матриархат, было решено ни при каких обстоятельствах не оставлять женщин одних, без мужского присмотра и контроля, без "чёткого мужского руководства"(ltraditionalist).


Tags: Заполярье, брак, пережитки матриархата
Subscribe

  • О кельтском котле перерождения.

    « Мабино́гион» рассказывает историю о магическом котле возрождения, принадлежавшем Брану Благословенному. У него была способность…

  • "Место встречи изменить нельзя".

    В недавней записи " О "матриархальных" и "патриархальных" стихиях" проводились ассоциации чашевидных углублений с…

  • Утренняя зарядка для мозгов.

    Б.Х. Бгажноков в монографии "Культура чашевидных знаков Евразии" ( Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2016) приводит изображения…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments