Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Змей с женским лицом.

Автор Дмитрий Антонов
Источник - Иконографический беспредел.

В XII веке парижский богослов Петр Коместор, размышляя о грехопадении первых людей, написал, что в Эдеме Адама и Еву искусил не обычный змей, а прямоходящая рептилия с лицом Евы. Именно так сатана обманул прароди­тель­ницу: увидев свою копию, она поверила её совету и съела запретный плод с древа познания добра и зла. Вероятно, Коместора вдохновили популярные во Франции изображения сирен — полуженщин-полурыб с хвостами, похо­жими на змеиные. Вскоре по всей Европе (а с XVI века и в России) распростра­нились миниатюры, гравюры и картины с фигурой полуженщины-полузмеи на эдемском древе. Иногда художники изображали змея с женской головой и причёской, а иногда, наоборот, женщину, нагую или одетую, со змеиным хвостом. У таких гибридов бывали крылья, человеческие руки или лапы как у ящерицы. А их причёски и головные уборы отражали моду разных стран: женскую голову дракона иногда венчают стильные средневековые шляпки, высокие или широкополые, с вуалью и другими украшениями.


миниатюра
Миниатюра из манускрипта «Speculum humanae salvationis» («Зер­кало человеческого спасения»). Германия, 1325–1375 годы. The British Library.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тут мне вспоминается один давний разговор с приятелем, который заметил, между прочим, что в русском языке слова "змея", "сатана" и "денница" - женского рода.

Эта тема, конечно, многогранна и неоднозначна; истоки данного образа гораздо шире и глубже тех, что упомянуты в заметке Дмитрия Антонова; чтобы прикоснуться к этим истокам, надо провести много времени в культурологических "раскопках"; увы, времени на это сейчас нет.


Tags: змеи, символика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments