Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Афина.

Афина (Αφηνα) - в греческой мифологии - богиня мудрости и справедливой войны, входившая в число двенадцати великих олимпийских богов.

Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости" - греч. metis, "мысль", "размышление") позднего происхождения - периода оформления классической олимпийской мифологии. Зевс узнал от Геи и Урана о том, что Метида ждёт девочку, но что если она понесёт вновь, то родит сына, который лишит его власти. Тогда Зевс проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста, расколовшего ему голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась в полном боевом вооружении и с воинственным кличем. Поскольку считалось, что это событие произошло у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи.

Афина была одной из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, истоки её образа в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. По своей значимости она была равна Зевсу и иногда даже превосходит его. Ей воздавались почести вслед за Зевсом и место её было ближайшее к нему.

Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают её атрибуты - змея и сова. Гомер называл Афину "совоокой", а орфический гимн - "пестровидной змеёй". Афина была покровительницей змей. В её храме в Афинах, по сообщению Геродота, жила огромная змея - страж акрополя, посвящённая богине. Истоки мудрости Афины были в её хтоническом прошлом. Её образ восходит к образу богини со змеями крито-микенского периода. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени - прообраз олимпийской Афины.

Священным деревом Афины была маслина. Маслины, посвящённые ей, считались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого. Среди непременных атрибутов Афины была эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей.

Афина приняла активное участие в борьбе с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом она убила одного из гигантов, на другого навалила остров Сицилия, с третьего содрала кожу и покрыла ею своё тело на время сражения. Будучи богиней войны, она тем не менее не испытывала радости в битвах, подобно Аресу или Эриде, предпочитая решать споры и утверждать закон мирным путём. В мирные дни она не носила оружия, а когда нуждалась в нём, то брала его у Зевса. Она славилась своей добротой: когда в ареопаге во время суда над обвиняемым судьи расходились во мнении, она всегда отдавала свой голос в пользу обвиняемого. Однако, вступив в бой, она никогда не оказывалась побеждённой даже в сражении с самим Аресом, превосходя его в тактике и стратегии.

Афина требовала к себе священной почтительности, ни один смертный не мог её увидеть безнаказанно. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия, сына своей любимицы нимфы Харикло, когда тот случайно увидел её омовение. Но лишив юношу зрения, Афина вместе с тем наделила его пророческим даром.

Классическая Афина была наделена идейно-организующими функциями. Она покровительствовала героям, защищала общественный порядок и так далее. Она поставила на царство Кадма, помогла Данаю и его дочерям, а также потомку Даная Персею, убившему Медузу. Афина хитростью заставила Геру покормить грудью младенца Геракла, даровав тем самым ему бессмертие, а затем неоднократно помогала Гераклу в его героических свершениях. Она способствовала оправданию Ореста, который, мстя за своего отца, убил собственную мать Клитемнестру, а также пыталась умиротворить преследующих Ореста эриний. Афина покровительствовала аргонавтам: она сама вставила в корпус "Арго" кусочек священного векового додонского дуба, шелестом листьев передающего волю богов, благодаря чему корабль обрёл способность давать прорицания. Вместе с Герой она убедила Афродиту сделать так, чтобы капризный малыш Эрот пробудил у Медеи неодолимую страсть к Ясону. В Троянской войне Афина выступала на стороне греков-ахейцев, поскольку Парис присудил золотое яблоко не ей, а Афродите. Спасая ахейцев, Афина наслала безумие на Аякса, чтобы жертвой его меча стали не его соратники, а овцы и коровы. Афина покровительствовала Тидею и его сыну Диомеду, которых она хотела сделать бессмертными, но отказалась от этого замысла, увидев дикую жестокость Тидея.

Любимцем Афины был Одиссей. В поэмах Гомера, особенно "Одиссее", ни одно мало-мальски важное событие не обходилось без её вмешательства. Она была главной защитницей греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое.
Афина считалась защитницей греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.) и носила имя "градозащитницы". Огромная статуя Афины Промахос ("передовой боец") с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Главные эпитеты Афины, наделённой гражданскими функциями, были Полиада ("городская") и Полиухос ("градодержица"). Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина - Фратрия ("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя ("провидящая"). Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила "Евмениды". Гомер посвятил Афине такой гимн:

Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю,
Страшную. Любит она, как и Арес, военное дело,
Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны.
Ею хранится народ, на сраженье ль идёт, из сраженья ль.
Славься, богиня! Пошли благоденствие нам и удачу!

Афина была богиней мудрости. Её мудрость отличалась от мудрости Гефеста и Прометея. Для Афины была характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности она являлась принципом и символом всеобъемлющей мировой мудрости, тем самым её качества резко противопоставлялись буйству и экстазу Диониса.

Афина всегда рассматривалась как покровительница художественного ремесла и искусства. Считалось, что она научила людей прясть, ткать, строить корабли, строить и управлять колесницами и т.д. Она помогала гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему люду и называется Эрганой ("работницей"). Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста. Её собственные изделия были подлинными произведениями искусства. Она соткала плащ Ясону, одежды Гераклу и Одиссею, а также отполировала древко копья, подаренного Хироном Пелею. Лишь однажды Афину обуяла зависть. Не найдя ни одного недостатка в работе знаменитой искусницы Арахны, выткавшей картины любовных похождений богов-олимпийцев, богиня и с досады и в отместку разорвала полотно на части. Арахна с горя повесилась, а пришедшая в себя Афина превратила её в паука.

Одного прикосновения Афины достаточно было, чтобы сделать человека прекрасным - Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью. Она наделила Пенелопу накануне встречи супругов удивительной красотой:

Мысль другая меж тем пришла совоокой Афине.
Сладкий сон излила на веки она Пенелопы,
Все её члены расслабли, склонилась она и заснула
Там же на кресле. Тогда излила на царицу богиня
Божеских много даров, чтоб пришли в изумленье ахейцы.
Сделала, прежде всего, лицо ей прекрасным, помазав
Той амвросийною мазью, какою себе Афродита
Мажет лицо, в хоровод прелестный харит отправляясь.
Сделала выше её и полнее на вид, всё же тело
Стало белей у неё полированной кости слоновой.
Всё это сделавши так, богиня богинь удалилась.
(Гомер Одиссея XVIII, 187-197)

Хотя культ Афины был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно она почиталась в Аттике - в Афинах. Название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города. Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, а юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих панафиней - апофеоз Афины-государственной мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, а преобразователем - Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы Афине и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии. В Афинах богине посвящалась третья декада каждого месяца.

Образ Афины нашёл отражение во многих значительных памятниках греческой пластики. Гигантская статуя "Афина Парфенос" Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 до н. э., не сохранилась и известна нам по нескольким уменьшенным копиям. Сохранился также ряд реплик другой статуи работы Фидия "Афина Лемния". До нас дошло около десяти реплик статуи Афины из группы "Афина и Марсий» Мирона. Широко известны также "Афина из Веллетри" и "Афина Джустиниани". Сохранились многочисленные статуэтки богини, например, "Афина, выпускающая из рук сову". Отдельные сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике храмов - например, многофигурная группа на восточном фронтоне Парфенона изображает её рождение из головы Зевса, на западном фронтоне воплощён её спор с Посейдоном за обладание землёй Аттики. Афина часто предстаёт в сценах гигантомахии (фронтон Гекатомпедона на Ак¬рополе в Афинах, ок. 520 до н. э., фриз Пергамского алтаря, ок. 180 до н. э.), в сценах с Гераклом (метопа храма Зевса в Олимпии, середина 5 в. до н. э) и др. В грече¬ской вазописи были распространены сцены, посвящённые рождению Афины, её участию в гигантомахии и Троянской войне, спору с Посейдоном. Встречаются изображения богини и на помпейских фресках.

В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с античной художественной традицией - в панцире и шлеме - в произведениях аллегорического характера. В ряде сцен, в том числе в чрезвычайно популярных в 15 -17 вв. многофигурных композициях "Парнас", к которым примыкают сцены "Минерва среди муз" (картины Н. Пуссена, К. Лоррена и др.), Афина предстаёт олицетворением мудрости. Она символизирует также триумф разума ("Минерва побеждает невежество" Б. Спрангера, "Царство Минервы" А. Эльсхаймера), добродетели и целомудрия ("Паллада и кентавр" С. Боттичелли, "Победа добродетели над грехом" А. Мантеньи), мира ("Минерва и Марс" Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.). Непосредственное обращение к мифам об Афине в живописи происходит довольно редко, главным образом в сценах, связанных с такими персонажами, как Арахна, Геракл, Парис. Редки случаи воплощения её образа в европейской пластике ("Минерва" Я. Сансовино).

В музыкально-драматическом ис¬кусстве мифы об Афине послужили сюжетом для либретто немногих произведений 17-18 вв., главным образом аллегорического характера, в числе которых оперы "Рождение Афины" А. Драги, "Минерва" Р. Кайзера, "Паллада и Марс" М. Гримани, "Паллада торжествующая" Ф. Б. Конти, кантаты "Спор Паллады и Венеры" Л. Кальдары и "Паллада" П. В. Гульельми.

Автор статьи: Елисеева Л. А.
Источник - Таверна «In vino veritas»
Tags: Афина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments