Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Афина.

Афина (Αφηνα) - в греческой мифологии - богиня мудрости и справедливой войны, входившая в число двенадцати великих олимпийских богов.

Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости" - греч. metis, "мысль", "размышление") позднего происхождения - периода оформления классической олимпийской мифологии. Зевс узнал от Геи и Урана о том, что Метида ждёт девочку, но что если она понесёт вновь, то родит сына, который лишит его власти. Тогда Зевс проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста, расколовшего ему голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась в полном боевом вооружении и с воинственным кличем. Поскольку считалось, что это событие произошло у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи.

Афина была одной из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, истоки её образа в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. По своей значимости она была равна Зевсу и иногда даже превосходит его. Ей воздавались почести вслед за Зевсом и место её было ближайшее к нему.

Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают её атрибуты - змея и сова. Гомер называл Афину "совоокой", а орфический гимн - "пестровидной змеёй". Афина была покровительницей змей. В её храме в Афинах, по сообщению Геродота, жила огромная змея - страж акрополя, посвящённая богине. Истоки мудрости Афины были в её хтоническом прошлом. Её образ восходит к образу богини со змеями крито-микенского периода. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени - прообраз олимпийской Афины.

Священным деревом Афины была маслина. Маслины, посвящённые ей, считались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого. Среди непременных атрибутов Афины была эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей.

Афина приняла активное участие в борьбе с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом она убила одного из гигантов, на другого навалила остров Сицилия, с третьего содрала кожу и покрыла ею своё тело на время сражения. Будучи богиней войны, она тем не менее не испытывала радости в битвах, подобно Аресу или Эриде, предпочитая решать споры и утверждать закон мирным путём. В мирные дни она не носила оружия, а когда нуждалась в нём, то брала его у Зевса. Она славилась своей добротой: когда в ареопаге во время суда над обвиняемым судьи расходились во мнении, она всегда отдавала свой голос в пользу обвиняемого. Однако, вступив в бой, она никогда не оказывалась побеждённой даже в сражении с самим Аресом, превосходя его в тактике и стратегии.

Афина требовала к себе священной почтительности, ни один смертный не мог её увидеть безнаказанно. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия, сына своей любимицы нимфы Харикло, когда тот случайно увидел её омовение. Но лишив юношу зрения, Афина вместе с тем наделила его пророческим даром.

Классическая Афина была наделена идейно-организующими функциями. Она покровительствовала героям, защищала общественный порядок и так далее. Она поставила на царство Кадма, помогла Данаю и его дочерям, а также потомку Даная Персею, убившему Медузу. Афина хитростью заставила Геру покормить грудью младенца Геракла, даровав тем самым ему бессмертие, а затем неоднократно помогала Гераклу в его героических свершениях. Она способствовала оправданию Ореста, который, мстя за своего отца, убил собственную мать Клитемнестру, а также пыталась умиротворить преследующих Ореста эриний. Афина покровительствовала аргонавтам: она сама вставила в корпус "Арго" кусочек священного векового додонского дуба, шелестом листьев передающего волю богов, благодаря чему корабль обрёл способность давать прорицания. Вместе с Герой она убедила Афродиту сделать так, чтобы капризный малыш Эрот пробудил у Медеи неодолимую страсть к Ясону. В Троянской войне Афина выступала на стороне греков-ахейцев, поскольку Парис присудил золотое яблоко не ей, а Афродите. Спасая ахейцев, Афина наслала безумие на Аякса, чтобы жертвой его меча стали не его соратники, а овцы и коровы. Афина покровительствовала Тидею и его сыну Диомеду, которых она хотела сделать бессмертными, но отказалась от этого замысла, увидев дикую жестокость Тидея.

Любимцем Афины был Одиссей. В поэмах Гомера, особенно "Одиссее", ни одно мало-мальски важное событие не обходилось без её вмешательства. Она была главной защитницей греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое.
Афина считалась защитницей греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.) и носила имя "градозащитницы". Огромная статуя Афины Промахос ("передовой боец") с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон. Главные эпитеты Афины, наделённой гражданскими функциями, были Полиада ("городская") и Полиухос ("градодержица"). Как законодательница и покровительница афинской государственности почиталась Афина - Фратрия ("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя ("провидящая"). Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила "Евмениды". Гомер посвятил Афине такой гимн:

Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю,
Страшную. Любит она, как и Арес, военное дело,
Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны.
Ею хранится народ, на сраженье ль идёт, из сраженья ль.
Славься, богиня! Пошли благоденствие нам и удачу!

Афина была богиней мудрости. Её мудрость отличалась от мудрости Гефеста и Прометея. Для Афины была характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности она являлась принципом и символом всеобъемлющей мировой мудрости, тем самым её качества резко противопоставлялись буйству и экстазу Диониса.

Афина всегда рассматривалась как покровительница художественного ремесла и искусства. Считалось, что она научила людей прясть, ткать, строить корабли, строить и управлять колесницами и т.д. Она помогала гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему люду и называется Эрганой ("работницей"). Афина помогла Прометею украсть огонь из кузни Гефеста. Её собственные изделия были подлинными произведениями искусства. Она соткала плащ Ясону, одежды Гераклу и Одиссею, а также отполировала древко копья, подаренного Хироном Пелею. Лишь однажды Афину обуяла зависть. Не найдя ни одного недостатка в работе знаменитой искусницы Арахны, выткавшей картины любовных похождений богов-олимпийцев, богиня и с досады и в отместку разорвала полотно на части. Арахна с горя повесилась, а пришедшая в себя Афина превратила её в паука.

Одного прикосновения Афины достаточно было, чтобы сделать человека прекрасным - Одиссея она возвысила станом, наделила кудрявыми волосами, облекла силой и привлекательностью. Она наделила Пенелопу накануне встречи супругов удивительной красотой:

Мысль другая меж тем пришла совоокой Афине.
Сладкий сон излила на веки она Пенелопы,
Все её члены расслабли, склонилась она и заснула
Там же на кресле. Тогда излила на царицу богиня
Божеских много даров, чтоб пришли в изумленье ахейцы.
Сделала, прежде всего, лицо ей прекрасным, помазав
Той амвросийною мазью, какою себе Афродита
Мажет лицо, в хоровод прелестный харит отправляясь.
Сделала выше её и полнее на вид, всё же тело
Стало белей у неё полированной кости слоновой.
Всё это сделавши так, богиня богинь удалилась.
(Гомер Одиссея XVIII, 187-197)

Хотя культ Афины был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно она почиталась в Аттике - в Афинах. Название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города. Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, а юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих панафиней - апофеоз Афины-государственной мудрости. Основателем панафиней считался Эрихтоний, а преобразователем - Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы Афине и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии. В Афинах богине посвящалась третья декада каждого месяца.

Образ Афины нашёл отражение во многих значительных памятниках греческой пластики. Гигантская статуя "Афина Парфенос" Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне в 438 до н. э., не сохранилась и известна нам по нескольким уменьшенным копиям. Сохранился также ряд реплик другой статуи работы Фидия "Афина Лемния". До нас дошло около десяти реплик статуи Афины из группы "Афина и Марсий» Мирона. Широко известны также "Афина из Веллетри" и "Афина Джустиниани". Сохранились многочисленные статуэтки богини, например, "Афина, выпускающая из рук сову". Отдельные сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике храмов - например, многофигурная группа на восточном фронтоне Парфенона изображает её рождение из головы Зевса, на западном фронтоне воплощён её спор с Посейдоном за обладание землёй Аттики. Афина часто предстаёт в сценах гигантомахии (фронтон Гекатомпедона на Ак¬рополе в Афинах, ок. 520 до н. э., фриз Пергамского алтаря, ок. 180 до н. э.), в сценах с Гераклом (метопа храма Зевса в Олимпии, середина 5 в. до н. э) и др. В грече¬ской вазописи были распространены сцены, посвящённые рождению Афины, её участию в гигантомахии и Троянской войне, спору с Посейдоном. Встречаются изображения богини и на помпейских фресках.

В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с античной художественной традицией - в панцире и шлеме - в произведениях аллегорического характера. В ряде сцен, в том числе в чрезвычайно популярных в 15 -17 вв. многофигурных композициях "Парнас", к которым примыкают сцены "Минерва среди муз" (картины Н. Пуссена, К. Лоррена и др.), Афина предстаёт олицетворением мудрости. Она символизирует также триумф разума ("Минерва побеждает невежество" Б. Спрангера, "Царство Минервы" А. Эльсхаймера), добродетели и целомудрия ("Паллада и кентавр" С. Боттичелли, "Победа добродетели над грехом" А. Мантеньи), мира ("Минерва и Марс" Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.). Непосредственное обращение к мифам об Афине в живописи происходит довольно редко, главным образом в сценах, связанных с такими персонажами, как Арахна, Геракл, Парис. Редки случаи воплощения её образа в европейской пластике ("Минерва" Я. Сансовино).

В музыкально-драматическом ис¬кусстве мифы об Афине послужили сюжетом для либретто немногих произведений 17-18 вв., главным образом аллегорического характера, в числе которых оперы "Рождение Афины" А. Драги, "Минерва" Р. Кайзера, "Паллада и Марс" М. Гримани, "Паллада торжествующая" Ф. Б. Конти, кантаты "Спор Паллады и Венеры" Л. Кальдары и "Паллада" П. В. Гульельми.

Автор статьи: Елисеева Л. А.
Источник - Таверна «In vino veritas»
Tags: Афина
Subscribe

  • Літвінка з воўкам.

    ㅤ~ Літвінка з воўкам. Фотаздымак Адама Віслоцкага. Да 1939 года ~ Мясцовасць, дзе быў зроблены фотаздымак, не пазначана. Нацыянальная бібліятэка…

  • Жирафы оказались социальными животными с матриархатом.

    Жирафы являются сложным социальным видом — до этого люди просто неправильно понимали этих животных, следует из исследования, опубликованного 2…

  • Цивилизация богомола.

    Я, кажется, подметил один любопытный феномен: чем архаичнее то или иное общество, тем более в нём почитаются мелкие насекомые. Я неоднократно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments